Гордость моего рода - ХранителиРодины.рф

Мой прадед, участник Первой мировой, гражданской и Великой Отечественной (1941-1945) войн . Неоднократно был тяжело ранен, дошел до Кенексберга и вернулся на родную землю к жене и детям.

Из дневниковых записей прадеда

Моя малая родина – Чувашия. Чувашия пленяет нас необыкновенными просторами, живописными и колоритными пейзажами, величием и красотой скверов и мостов, храмов и старинных купеческих домов, соборных площадей и уникальных природных заповедников. Но самое главное – это люди, которые живут в ней и становятся частичкой её славной истории.

Таким был и мой прадед – Пыркин Тимофей Ефимович. Жил он честно, по совести, любил Родину. А когда наступали трудные времена, он самоотверженно защищал родную Отчизну, близких и дорогих его сердцу людей. Он – участник трёх войн: гражданская, первая мировая и Великая отечественная (1941-1945).

Вот, что я узнала из дневниковых записей моего деда о его непростой судьбе.

«Меня призвали в армию на империалистическую войну с Германией. Я там воевал в составе седьмого сибирского стрелкового полка. В 1915 году в одном из боев меня ранили, и я лежал в госпитале. После госпиталя я воевал в 107 Троицком полку. Этот полк все время наступал, и мы ходили в штыковую атаку. Очень многие погибли. Оставшихся в живших солдат отправили в другую дивизию – Пятую донскую казачью дивизию под руководством Тухачевского. Эта армия тоже находилась на передней линии. Шли разговоры, что в 1917 году будет временное правительство и нас распустят.

Мне пришлось отдохнуть дома немного, нас сразу мобилизовали белые на фронт. Белые нас мобилизовали, повезли в Тетюшный уездный город. Доехали до Симбирска и с парохода сошли на берег. Прошли через город, и мы пришли через некоторое время на Суру. И нам говорят, что нам надо ехать на Братаевку. Только прошли Братаевку, через 7-8 километров, началась стрельба. Нам приказали идти шеренгой. И нас начали обстреливать из пулеметов, винтовок и пушек. Ничего не было видно, хотя был день. Везде стоял густой дым. Я не выдержал этого кошмара, встал, дал команду: «Давайте будем отступать, все равно красные нас победят». И по моей команде мы начали готовиться к отступлению. В это время ко мне на полном скаку подъехал на коне белый ротный офицер с поднятой саблей, он подскочил и взмахнул саблей, хотел меня разрубить. Я сразу лег на землю плашмя. Его лошадь на полном ходу перескочила, не повредив меня, и в то же самое время разорвался снаряд возле него. Они вместе с конем были разорваны на куски. И по моей команде мы все начали отступление в сторону Симбирска. Позже остановились на привал. В это время к нам подъехал наш полковник и приказал расходиться: «Спасайте себя, все равно мне не жить, меня расстреляют…» И поехал в сторону Симбирска. Больше мы его не видели. После нас мобилизовали в Красную Армию. Пришлось прошагать более 500 км пешком. И мы добрались до города Бишкек. Наш полк назывался 12-ый туркестанский стрелковый полк. После того, как все успокоилось, вышел приказ, и мы поехали домой.

Недолго нам пришлось жить мирной жизнью. В 1941 году началась Великая Отечественная война, и меня мобилизовали на фронт. Сперва я попал в первый запасной полк. Из Канаша нас отправили в Цивильск. Здесь нам выдали военную форму, мы переоделись. Затем мы загрузились на поезд и поехали на фронт. Через 2-3 дня добрались до станции Беляево. Как только доехали туда, нас начали бомбить немецкие самолеты. Мы повзводно начали расходиться по заданным местам. Когда все успокоилось, мы прошли около 40 км и пришли на переднюю линию. Нас распределили по ротам. Я узнал, что я нахожусь в 150 стрелковом полку. 3 июля 1942 года нам пришлось идти в наступление, но перед этим была очень сильная стрельба в сторону немцев из разных орудий. И 6 июля с утра мы пошли в наступление на немцев. После уничтожения немцев мы двинулись дальше, вперед и только под вечер остановились. Под утро нас опять отправили в наступление, только уже в правую сторону. Здесь опять пришлось идти штык на штык. Была жестокая резня во вражеских окопах. В этом бою меня ранило осколком в левую щеку около глаза, и меня отправили в полковой лазарет. Там я пробыл две недели и снова отправился на фронт. После перегруппировки нас отправили освобождать Литву и Латвию. Еще мы были в городе Шауляй. Здесь нам пришлось воевать с армией Власова. Их солдаты были беспощадны. Но все равно мы одержали над ними победу. После этого добрались до Восточной Пруссии. И оттуда мы выгнали немцев и вошли в Кенигсберг. Здесь я был ранен и демобилизован домой».

Подпись Пыркин Тимофей Ефимович

Простые рукописные строки дневника прадедушки, обыденность с которой он рассказывает о войне, более чем любые другие произведение, прочитанные мной, дают возможность оценить весь ужас тех военных лет. А их на долю Тимофея Ефимовича выпало целых три. 15 лет он провел с оружием в руках. 15 лет шагал по родной земле, защищая ее то от красных, то от белых, то от фашистов. И кто, как не он, знал все тяготы военной окопной жизни, жизни в землянках, многодневные переходы в любую погоду… - эту горькую правду войны. На его глазах умирали и друзья, и не было времени, сил и возможностей всех похоронить, всех помянуть.

Документы, рассказывающие о судьбе прадеда

Еще один значимый документ прадеда - «Временное удостоверение» (оно было выдано Тимофею Ефимовичу взамен Военного билета). В нем мы читаем привычные нам слова: Фамилия – Пыркин, Имя – Тимофей, Отчество – Ефимович. Так и складывается судьба человека - с простых незыблемых начал: фамилия – имя – отчество, которые даются при рождении. Но тогда, еще в 1895 году, никто не знал, что из трех сыновей Ефима живым останется лишь один, и он продолжит род семьи Пыркиных, который и поныне живет в деревне Полевой Сундырь Комсомольского района Чувашии.

А в следующих строках воинское звание – красноармеец, партийность – беспартийный. Не успел ли, не знал ли, не заслужил ли, а может, просто был обычным крестьянином, который пахал землю, сеял, убирал урожай, и ни ему, и никому другому было неважно, есть ли у него партийный билет или нет. Национальность – чуваш, социальное положение – колхозник. Грамотность и образование – 4 класса. Не все в деревне умели читать и писать, однако его родители постарались дать сыну возможное образование. Гражданская специальность – сельское хозяйство. Место рождения – д. Полевой Сундырь Комсомольского района ЧАССР.

И на этих строчках и заканчивается его мирная жизнь. А дальше все гораздо сложнее, нет, не так, гораздо страшнее. Ведь если вдуматься, то за каждой последующей строчкой временного военного удостоверения стоят военные даты. Выдано в начале Великой Отечественной войны: «Когда и каким ГВК (РВК) мобилизован в период Отечественной войны», и рядом от руки шариковой ручкой запись – «в VI.42 – Комсом.», то есть в июне 1942 года Комсомольским районным военным комиссариатом. Значит, именно эта дата в военном удостоверении и означает начало участия прадедушки Тимофея в Великой Отечественной войне.

Мой прадед за время участия в Великой Отечественной войне был дважды ранен. И вот как это записано в военном удостоверении. При ответе на вопрос: Ранения и контузии, стоит: ранен легко один раз 6.VII.42 г и тяжело 10. III.44 г. В справке о ранении записано: «Слепое осколочное ранение скуловой области с повреждением нижнего края правой орбиты». С тем осколком, которым он был тяжело ранен и пролежал в лазарете с 10 марта до 28 мая 1944 года, ему пришлось ходить всю оставшуюся жизнь. Этот осколок еще не раз тревожил прадеда в мирное послевоенное время. И на единственно сохранившейся фотографии прадедушки виден старый шрам, пересекающий его щеку. Кроме ранений, прадед еще раз за годы войны лежал в госпитале, об этом свидетельствует справка, выданная красноармейцу Пыркину Тимофею Ефимовичу, в том, что он находился на лечении в Сергачском эвакогоспитале 2868 с 14 июня 1943 года по 22 июня 1943 года по поводу обострения заболевания легких.

Говорят, что награды находят своих героев, только вот герои не всегда сохраняют эти награды, Так вот и в случае с прадедом, сохранилась лишь бумага, в которой двенадцатым пунктом стоит строка: Правительственные награды: «награжден медалью «За отвагу» по 3 Белорусскому фронту № 0748 от 25.У11.45г., «За взятие Кенигсберга». К сожалению, не сохранилось никакого свидетельства о медали «За отвагу», однако имеется удостоверение о том, что: «за участие в героическом штурме Кенигсберга красноармеец Пыркин Тимофей Ефимович указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1945 года награжден медалью «За взятие Кенигсберга». От имени президиума Верховного Совета СССР медаль вручена 9 июля 1947 года. Комсомольский райвоенком – старший лейтенант…» И рядом стоит неразборчивая подпись. Эта награда более двух лет искала моего прадеда и наконец-то нашла своего героя. Передо мной лежит еще одно удостоверение. О нем нет сведений во Временном удостоверении. Это удостоверение за участие в Великой Отечественной войне. Эта награда нашла его раньше – 10 апреля 1946 года. Получается, что та награда, которую он заслужил в конкретном сражении, была получена позже на целый год, чем та, которой он был награжден уже после войны.

И как-то несколько необычно после строк о войне зачитывать мирные пункты военного удостоверения. Где проживает, и опять ответ: д. Полевой Сундырь Комсомольского района ЧАССР. В этой деревне он родился, вырос, получил 4-х классное образование, женился, из этой деревни уходил на войны, а их на его долю выпало целых три, вернулся, раненый, но, слава богу, живой, здесь он и похоронен, на деревенском кладбище.

Тот деревенский дом, где жил прадед, стоит и сейчас. И как и положено, на стенах в рамках висят фотографии родителей, детей и внуков. Там же – прадедушкины медали.

Нет в живых моего прадеда, он тихо умер в 1978 году на 84 году жизни. Но не забыт он и его славная жизнь потомками. И каждый раз, когда я приезжаю в родную деревню, в тот край земли, который стал самым дорогим не одному поколению Пыркиных, меня переполняют чувства радости, восхищения и гордости, за человека с героической и славной судьбой, чувство сопричастности ко всему здесь происходящему в прошлом и настоящем.

Низкий поклон тебе, прадедушка Тимофей, за все, что ты сделал для нас и родного Отечества!

Комментарии