Женщина-меценат - ХранителиРодины.рф

Осень. Шуршание листвы под ногами. Солнце, обрамляющее позолоченные верхушки деревьев. Если бы можно было собрать всё золото и медь какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, который предстал передо мной в этот осенний день. Среди этого великолепия передо мной, как будто из-под земли возник необыкновенной красоты храм. Есть на земле особые места, куда людей притягивает некая мистическая сила. В этих местах люди черпают творческие силы, вдохновение и желание жить.

Осень. Шуршание листвы под ногами. Солнце, обрамляющее позолоченные верхушки деревьев. Если бы можно было собрать всё золото и медь какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, который предстал передо мной в этот осенний день. Среди этого великолепия передо мной, как будто из-под земли возник необыкновенной красоты храм. Есть на земле особые места, куда людей притягивает некая мистическая сила. В этих местах люди черпают творческие силы, вдохновение и желание жить.

Одним из таких мест является уникальный храм Святого Духа в Талашкино под Смоленщиной. Он похож на древнерусского богатыря. Этот храм задуман и построен самим Николаем Рерихом. Именно здесь Николай Рерих создал одну из своих величайших работ - огромную мозаику «Спас Нерукотворный» с изображением Иисуса, который завораживает глубиной бездонных глаз. Как хорош этот храм! Одиноко стоит он на небольшом холмике, возле березовой рощи. Издалека виден его темно-серый купол-луковка. В ясный день при безоблачном небе дышит поэзией сказки его богатырский вид. По левую сторону от него, расположился прекрасный терем. Кажется, что в нем живет сказка. Фасад терема богато декорирован резной стилизацией под народное искусство. Он представляет собой бревенчатую постройку на высоком кирпичном основании. Был создан по проекту Сергея Малютина в 1901 году.

А какая красота внутри! Только переступаешь его порог и попадаешь в сказку: узкая резная деревянная лестница, ведущая наверх, маленькие горницы, украшенные деревянным кружевом. А как красива печь в теремке! Она украшена разноцветными изразцами, которые тоже напоминают сюжеты из сказки. Резной дубовый стол, рядом с которым расположились такие же стулья, балалайки, висящие на стене, резные сундуки, скамейки, панно на которых изображены сказочные персонажи - всё это вызывает детский восторг и восхищение.

Выхожу из теремка и вижу фантастической красоты ворота. Они словно ключ к другому измерению. Вся эта красота принадлежит хозяйке этой бывшей усадьбы – Марии Клавдиевне Тенишевой, скульптуру которой мы можем увидеть на территории этого комплекса.

Княгиня Мария Тенишева была коллекционером, меценатом, общественным деятелем и художником-эмальером. Тургенев сожалел о том, что не успел написать о ней повесть, она позировала Репину, Серову, Коровину и Врубелю. Современники называли ее «героиней нашего времени» и «гордостью всей России», а в наши дни ее имя вряд ли известно большинству и незаслуженно забыто. Но что же сделало ее удивительной женщиной? Откуда же мог появиться такой сильный характер, если знаем, что в детстве Тенишева не знала родного отца и была лишена материнской ласки? Что это? Детские мечты о другой, счастливой и благополучной жизни или желание вырваться из домашней «тюрьмы»? Скорее всего, и то, и другое.

Мария Клавдиевна Тенишева, урожденная Пятковская, появилась на свет в знатной семье, но была незаконнорожденной. Ее мать вышла замуж после ее рождения, и поэтому в семье отчима ее не признали. Мария ни в чем не нуждалась, но была полностью предоставлена самой себе. Позже в своих воспоминаниях она написала: «Я была одинока, заброшена. Когда в доме все затихало, я неслышно, на цыпочках пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью. Там мои друзья - картины...» После окончания гимназии Мария вышла замуж за правоведа Рафаила Николаева и родила ему дочь, но счастлива в браке не была, так как супруги не любили друг друга. Позже Мария назвала этот брак «душной скорлупой», ведь «все было так серо, обыденно, бессодержательно». Муж был равнодушен ко всему на свете, кроме игры в карты. Спустя 5 лет Мария продала часть мебели и на вырученные деньги вместе с дочерью уехала за границу. В Париже она начала посещать вокальную школу, обнаружив меццо-сопрано редкой красоты. Ее наставница прочила ей карьеру оперной певицы, но Мария решила, что сцена – не для нее: «Пение? Это – забава.… Не этого хочет моя судьба». За границей она также брала уроки изобразительного искусства, много времени проводила в музеях и за книгами. Через год Мария вернулась в Россию. Муж отобрал дочь, отдав ее в закрытое учебное заведение, и презрительно отзывался о творческих успехах жены: «Я не желаю, чтобы мое имя афиши трепали по заборам!» А дочь постепенно отдалилась от матери, так и не простив ей того, что она решила уйти из семьи во имя самореализации. В сложные времена на помощь пришла подруга детства – Екатерина Святополк-Четвертинская, пригласившая ее в свое родовое поместье Талашкино. С тех пор жизнь Марии круто изменилась. Там она познакомилась с князем Вячеславом Тенишевым – предпринимателем, меценатом и общественным деятелем. Несмотря на значительную разницу в возрасте, они почувствовали друг в друге родные души и вскоре обвенчались. В 1893 г. она приобрела имение в Талашкино и превратила его в культурный центр, не уступающий мастерским в Абрамцево. Здесь бывали Репин, Бакст, Врубель, Серов и другие известные художники.

«Меня влечёт куда-то... До боли хочется в чём-то проявить себя, посвятить себя всю какому-нибудь благородному человеческому делу. Я хотела бы быть очень богатой, для того чтобы создать что-нибудь для пользы человечества. Мне кажется, я дала бы свои средства на крупное дело по образованию народа, создала бы что-нибудь полезное, прочное...» После этих слов Мария открывает школу для деревенских детей, в которой преподавали лучшие учителя. Воспитанники брались на княжеское обеспечение. Дети охотно шли учиться к Тенишевой. Школа давала им дорогу в жизнь, а одаренные ребята находили здесь свое призвание. Кроме того, в уставе школы было записано, что обладатель диплома получал льготы по отбыванию воинской повинности и освобождался от телесных наказаний пожизненно. Во Флёново детей обучали не только грамоте, но и художествам. Тенишева и приглашенные ею художники организовали здесь учебные и художественно-промышленные мастерские: вышивальную, резную, гончарную, эмальерную. Проводились уроки эстетического курса и практические занятия ремеслами: столярным делом, росписью по дереву, чеканкой, керамикой, окраской тканей и вышиванием. Для ребят устраивались веселые праздники, дети играли в оркестре народных инструментов, выступали в спектаклях тенишевского театра. Знаменитые талашкинские мастерские тоже пошли от школы. Руководить мастерскими княгиня пригласила (по совету Врубеля) Сергея Васильевича Малютина. Самую тяжелую работу в школьном хозяйстве выполняли взрослые, все остальное делали сами ребята, обучаясь разным премудростям. Занятия в ремесленных мастерских были обязательными для всех классов. Заказы на произведения талашкинских мастеров поступали даже из-за границы. Княгиня увлеклась эмалью и целыми днями проводила в мастерской, загоревшись идеей возродить эмалевое дело. Ее работы экспонировались за границей и пользовались большим успехом.

В 1903 г. умер муж Тенишевой, а вскоре погибли и все ее любимые детища. После революции жизнь в «русских Афинах», как называли Талашкино, прекратилась. В построенной княгиней и расписанной Рерихом церкви хранили картошку, гробницу Тенишева разорили, мастерские закрыли. Об этих днях она писала: «Нет сомнения, это была стихийная буря, пролетевшая над Россией. Слепые, бессовестные люди.… Это те, которые ратуют за народ, кричат о благе народа – и разрушают с легким сердцем то немногое, те редкие очаги культуры, которые создаются единичными тяжелыми усилиями отдельных лиц». В 1919 г. княгине пришлось покинуть страну. Последние годы своей жизни она провела в эмиграции, продолжая работать над эмалями, несмотря на тяжелую болезнь. Мария Тенишева умерла в 1928 и была похоронена во Франции, а на родине эмигрантку предали забвению.

Вечер. Грустно. Одолевают мысли о том, что все это великолепие может быть потеряно. Ведь мы много знаем историй об уничтожении памятников культурного наследия. Этого нельзя допустить! Идея преемственности русских традиций, сохранение историко-культурного наследия как материального, так и духовного актуальна и значима, так как является одним из условий развития общества. По мнению экспертного сообщества российская молодежь обладает определенным преобразовательным потенциалом развития общества, но для его реализации требуются ценностные факторы. Одним из таких факторов может стать формирование культурно-нравственных основ у молодежи, опираясь на главную заповедь Тенишевой: беззаветное служение и созидание на благо России.







Комментарии