Что таит в себе престольный праздник - ХранителиРодины.рф

В настоящее время мы, конечно, уже не можем встретить массовость празднования престольных праздников. Но из бесед со старожилами сел можно сделать вывод, что не все еще потеряно. А конкретные примеры из жизни людей, связанных с сохранением культурных ценностей, не могут оставить равнодушным человека, который любит и гордится своей малой родиной.

День Казанской Божьей Матери - престольный праздник в городе Сорочинске и селе Янтарное

Я никогда не слышал о престольном празднике, пока 4 ноября не увидел на площади города крестный ход в честь иконы Казанской Божьей Матери. Вернувшись домой, я рассказал об увиденном бабушке, которая у нас гостила. Она объяснила, что сегодня в городе престольный праздник Казанской Божьей Матери, который празднуется и в селе Янтарное, где живет бабушка. Из ее рассказов я узнал, что престольный праздник – это праздник села, в память святого или события, во имя которого назван сельский храм. Он считался главным праздником и справлялся обычно всем приходом, группой деревень, население которых было приписано к храму. Но сейчас, к сожалению, эта традиция во многих местах утратилась или чтится в основном только старшим поколением. Во многих селах в настоящее время нет церквей, но есть села, где открыты молитвенные дома.

Меня это так заинтересовало, что я решил непременно побывать в селах, где живут мои родные и близкие и узнать о том, какие праздники в них являются престольными. И мое путешествие началось… .



На следующий день я поехал вместе с бабушкой в село Янтарное. Как уже было упомянуто, в этом селе престольным праздником является день Казанской Божьей Матери. Вечером мы посетили одну из старейших жительниц села Самаркину Евгению Архиповну, из рассказов которой я узнал об истории этого праздника и о том, как он проходил в прошлом в селе. Ее рассказ был основан на воспоминаниях прабабушки, бабушки и матери, которые она слышала в детстве. На церковном сходе верующие села Пьяновка (старое название села Янтарное) решили, какой они будут справлять престольный праздник. А поскольку церковь в селе называлась Богородицкой, то день был выбран неслучайно Казанской Божьей Матери.



Престольный праздник в селе длился 3 дня. К нему готовились заранее. Праздник проходил после окончания осенних работ – 4 ноября (22 октября по старому стилю). К празднику шили наряды. Ранним утром к церкви, которая находилась в центре села, спешили селяне к утренней службе, прослушивали торжественную литургию. После молебна начинался крестный ход с иконой Казанской Божией Матери. Люди обходили церковь с иконами, а затем от церкви направлялись к родникам, расположенным в Вершине и Ржавце. Там совершали церковные обряды и возвращались в село. Сейчас в селе ничего не осталось от церкви, но пожилые люди почитают этот день, а у коренных жителей села в красном углу обязательно висит образ Богородицы.



В доме Самаркиной Евгении Архиповны.

Дмитриев день - престольный праздник в селе Баклановка 

На следующее утро мы отправились в село Баклановка, где живет родной брат моего дедушки Анатолий со своей семьей. Это село можно считать примером возрождения традиций престольных праздников, поскольку в 2016 году здесь открыт молитвенный дом. Этот дом еще совсем молодой, открыт в здании бывшего детского сада по инициативе жены брата Светланы. Она рассказала, что население приняло ее инициативу и общими усилиями люди села смогли приобрести все необходимое для молитвенного дома. Мы посетили его и убедились в бережном отношении к сохранениям традиций. В прошлом в селе была церковь, но она называлась Троицкая, а престольным праздником в селе является Дмитриев день. Возможно, что в селе было два престола, один из которых и был освещен в честь Дмитрия Солунского. К сожалению, местные жители ничего не помнят.



Молитвенный дом в селе Баклановка.

Великомученик Дмитрий Солунский - почитаемый в селе Бурдыгино

Бабушка рассказала, что в ее родном селе Бурдыгино также престольным праздником является Дмитриев день. А поскольку день только начинался, мы решили не терять время зря и отправились на родину бабушки.

Сначала мы заехали к ее крестной Мясоедовой Марии Павловне, которая рассказала, что к престольному празднику в селе готовились как к Пасхе: убирались в доме, белили стены, мыли окна. Три дня празднования нельзя было работать. В селе была церковь, которая носила имя великомученика Дмитрия Солунского. И в традициях православия все верующие жители села в этот день шли на утреннюю службу.



Особенно меня тронуло бережное отношение семьи Марии Павловны к иконе «Неопалимая Купина», спасенной из сгоревшей церкви. Бабушка Марии Павловны Сапрыкина Мария Ивановна спасла ее и бережно хранила, передавая из поколения в поколение. Икона висит в красном углу в передней комнате. А хранится она уже в третьем поколении. У Марии Павловны есть желание в будущем передать эту икону в молитвенный дом, который существует в селе более 20 лет.



В доме Мясоедовой Марии Павловны.

Лапшина Анна Семеновна - инициатор открытия молитвенного дома в селе Бурдыгино

А открытие молитвенного дома было инициативой одной из старейших жительниц села Бурдыгино Лапшиной Анны Семеновны. В настоящий момент ей 93 года. Она доводится дальней родственницей моей бабушке Галине. Она помнит из рассказов своей мамы, что первая церковь в селе сгорела, затем построили новую. В 30-е годы ее разобрали полностью, ничего не оставили. В настоящее время вот уже около 20 лет в селе существует молитвенный дом, в котором служит службу отец Даниил из села 2-Михайловка. Построили молитвенный дом на деньги, собранные от населения. В свое время молитвенный дом посетил Алексий – Митрополит Бузулукский-Оренбургский. Было желание построить настоящую церковь, но собранных средств на это не хватило. И глава села выделил для этого часть помещения рядом с сельской столовой.

Побеседовав с Анной Семеновной, я еще раз убедился, что почитание святого великомученика Дмитрия Солунского велико у старшего поколения. У Анны Семеновны также в красном углу весит его образ.



В доме Анны Семеновны.

Молитвенный дом в селе Бурдыгино

Мы не могли уехать из Бурдыгино, не посетив молитвенный дом, который также носит имя Дмитрия Солунского. Гриценко Наталья Анатольевна, которая в это время была в доме, рассказала, что в нем есть иконы, которые сохранили жители села из старой, разрушенной Дмитриевской церкви. Это иконы «Споручница грешных», Святого Андрея Первозванного, Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. В молитвенном доме есть несколько образов Дмитрия Солунского. Когда проходят службы, или когда люди просто приходят помолиться, то сначала они подходят и приклоняются к образу покровителя села – Дмитрию.

Никола зимний - престольный праздник в селах Уран и Никольское

На обратном пути мы решили заехать в село Уран, где я родился, где раньше жили мои бабушки и дедушки по папиной линии. В селе никого уже не осталось, но мне было так интересно узнать, а какой здесь престольный праздник. И мы посетили соседку моей прабабушки Марии Филатову Надежду Ильиничну. Она с удовольствием согласилась рассказать о том, что помнит. В селе Уран престольным праздником является Никола зимний, который празднуется 19 декабря. Но в селе никогда не было церкви, да и село молодое. А праздник пришел вместе с жителями, которые переселились из соседнего села Никольское. Ее корни также идут оттуда, а я вспомнил, что раньше там жила и моя прабабушка Валя.



Надежда Ильинична поведала удивительный рассказ о событиях, связанных с выбором престольного праздника в селе Никольское. Она помнит, что ее папа Илья Семенович рассказывал, что первые переселенцы, которые облюбовали места рядом с селом – это были 12 мужчин из Тамбовской губернии. Село было названо в честь главного из переселенцев – Николая. Люди были верующие, поэтому они привезли с собой все необходимое для открытия церкви. Церковь построили на берегу реки, а называлась она Николаевская. Она была бревенчатая, большая и красивая, славилась во всей округе. На церкви был большой колокол. Когда зимой начиналась метель, звонарь начинал звонить в колокол, чтобы путник не сбился с пути. По праздникам всегда проходили службы. А в престольные праздники после службы люди шли на гору возле села и поклонялись памятнику первопроходцам, основателям села.

Чудотворная икона

Из рассказов Надежды Ильиничны я узнал, что с приходом советской власти церковь в селе была разрушена. Дедушка Надежды Ильиничны Лихачев Алексей Зиновьевич спас две иконы – Иверской Божьей Матери и Николая Угодника. Когда комсомольцы отвлеклись, снимая колокол с церкви, Алексей Зиновьевич схватил эти две иконы и бежал, не останавливаясь, три километра до села Лугового, где он жил со своей семьей. Иконы были много лет в его семье. Икону Николая Угодника затем передали сыну Андрею Алексеевичу Лихачеву (дяде Надежде Ильиничны). Андрей Алексеевич погиб во время Великой Отечественной войны, но семейную икону хранила его жена Полина. В 1987 году по ее просьбе дочь Катерина отнесла икону в церковь Божьей Матери города Сорочинска на улице Чернышевского, где она и находится по настоящее время.

Вторая икона Иверской Божьей Матери передавалась в семье по женской линии и находилась долгое время у родной сестры Надежды Ильиничны Валентины Ильиничны в Оренбурге.



После ее смерти дочь Светлана передала ее дочери Надежды Ильиничны Татьяне. Так икона вернулась на Сорочинскую землю в село 2-Ивановка. Икона находилась в доме Татьяны до тех пор, пока в ее семье не случилась беда – ее сын Сергей заболел онкологией. Однажды Татьяне привиделось, что икона должна быть в церкви и помогать людям, так как она изначально была церковной иконой. В Оренбурге при детском онкологическом отделении есть церковь Святого Луки. Туда и передала Татьяна икону. За это время, что она находится в церкви, икона уже 2 раза мироточила, а Сергей исцелился.

Престольный праздник - это история моей малой родины - Сорочинской земли

Уходя от Надежды Ильиничны, я долго думал о ее внуке Сергее, о том, как тяжело пришлось его семье, сколько переживаний и страданий они перенесли. А бабушка даже заплакала.

Удивительно, но в самом начале своего путешествия по селам я даже не мог представить, как много заложено в понятие «престольный праздник». Это не только традиции празднования, но и судьбы людей, их желание сохранить прошлое для нашего будущего. Безусловно, многое ушло в прошлое, но история престольных праздников – это история нашей страны и простых людей, которые хранят и чтят народные традиции. Для меня стало очевидно, что именно из деревни пошла наша культура. Все нравы и устои родились на сельских просторах. И создавал их удивительный народ, из чьих судеб складывается неповторимая история моей малой родины – Сорочинкой земли.

Комментарии