Война на море Заполярье
Война за Заполярье, Мурманск, Мурманская область
Боевые действия, конкретные даты и интересный рассказ про ВОВ на Заполярье
Битва за Заполярье, развернувшаяся в годы Великой Отечественной войны, считается лишь небольшим эпизодом противостояния Советского Союза и нацистской Германии. У всех на слуху Битва за Москву, блокада Ленинграда, сражение за Сталинград, Курская дуга, а вот о войне на Севере информации явно недостаточно. А ведь боевые действия, проходившие на территории Мурманской области, Северной Карелии и Петсамо, на Баренцевом, Белом и Карском морях, были наполнены не менеетрагическими и героическими событиями.
Противником советских войск на этом направлении стала армия «Норвегия», состоящая из трех корпусов – двух немецких и одного финского. Во главе армии стоял генерал-полковник Николаус фон Фалькенхорст. В составе армии было 97 тысяч человек, более тысячи орудий и минометов и сотня танков. Для ее поддержки были направлены подразделения авиации и морского флота Германии. Перед армией стояла задача захватить Мурманск (единственный незамерзающий порт на севере СССР) и Кировскую железную дорогу, уничтожить базы Северного флота и завладеть Кольским заливом. Враг двигался по трем направлениям: Мурманск, Кандалакша и Лоухи. Участие в боевых действиях Финляндии носило также практический интерес. По ранее утвержденным планам ей доставался Кольский полуостров, который должен был войти в состав «Великой Финляндии».
Первые признаки войны
Признаки войны в советской Арктике проявились еще до июня 1941 г. Десятью годами ранее над Ледовитым океаном пролетел дирижабль LZ-127 "Граф Цеппелин", на котором радистом был советский немец Э.Т. Кренкель. Совместная с Германией экспедиция официально имела научные цели: собиралась информация о подвижке льдов, фотографировалась трасса. Преимущества этого пути очевидны - магистраль (14 тыс. км от Архангельска до Владивостока) на 10 тыс. км короче аналогичного морского пути через южные моря. Собранные данные можно было использовать и в военных целях.
Руководителем созданного 17 сентября 1932 г. управления северного морского пути являлся академик О.Ю. Шмидт. Под его руководством шло сквозное - за одну навигацию - движение судов от Архангельска до Берингова пролива. Он же руководил в 1936 г. проводкой от Ленинграда до Владивостока каравана эскадренных миноносцев. Летом 1940 г. (получив согласие СССР) по трассе прошел вспомогательный крейсер "Komet", поскольку после пакта Молотова-Риббентропа было достигнуто соглашение о проводке с запада на восток двух немецких сухогрузов, а с востока на запад - 26 вымпелов со свастикой.
"Komet", замаскированный под торговое судно "Donau", шел в сопровождении ледоколов "Иосиф Сталин", "Ленин", "Лазарь Каганович" и подводной лодки Щ-423.
Разведав обстановку и покинув советское сопровождение, 10 сентября 1940 г. крейсер сбросил "овечью шкуру", потопив в Тихом океане пять английских судов. Однако главным приобретением стала информация о северном морском пути. В сентябре 1941 г. нацисты запланировали операцию по блокировке трассы.
План "Барбаросса"
Согласно плану «Барбаросса», захват Мурманска и всего Кольского полуострова являлся одной из первоочередных задач немецкого командования. Для ее выполнения была создана армия «Норвегия», укомплектованная немецкими и финскими солдатами, прошедшими специальную подготовку для действий в условиях Крайнего Севера. Главной стратегической задачей противника на этом участке был захват в кратчайшие сроки города Мурманска с его незамерзающим портом, что поставило бы под угрозу существование всего советского Северного Флота. Рейх также привлекали обширные природные ресурсы полуострова, главным образом месторождения никеля, столь необходимого для военной промышленности.
С первых дней Войны немецкие самолеты начали массированные авиационные налеты на Мурманск и другие ключевые базы Северного флота. 29 июня 1941 года немецко-финские войска перешли северную границу СССР. Эту дату принято считать началом битвы за Заполярье. В течение трех дней немецкая армия предпринимала попытки захватить Мурманск и уничтожить военные суда Северного Флота. Фашисты подвергли массированным бомбовым ударам погранзаставы, базы военного флота и населенные пункты, расположенные на Кольском полуострове.
1942г.
море. В Северной Норвегии немцы сосредоточили крупные силы флота. С марта 1942 года против каждого союзного конвоя немцы проводили специальную морскую и воздушную операцию. Однако КВМФ Великобритании при поддержке СССР, а также
американских кораблей сорвали планы кригсмарине и люфтваффе изолировать СССР на Севере от Великобритании и США. Стала нарастать активность подводных лодок, число которых на ТВД доходило до 26.
Основу разведывательных отрядов, которые работали в Восточном Финнмарке составляли офицеры разведывательного отдела Северного Флота, НКВД и выходцы из Норвегии. Разведчики вели наблюдение за немецкими укреплениями, передвижениями войск и военными складами. Из своих тайных укрытий вдоль побережья они наблюдали, при помощи биноклей, места стоянки немецких кораблей. Затем они передавали все сведения о дислокации и передвижении судов на базы в Мурманской области. Таким образом, СССР и союзники получали важную информацию, которая помогала им наносить авиационные удары и уничтожать важные немецкие объекты в Финнмарке.
От 80 до 120 немецких судов были потоплены СССР и союзниками благодаря данным, полученным от советско-норвежских диверсионных групп. В районе Мурманска был основан учебно-тренировочный лагерь для тренировки разведчиков, в том числе норвежцев. Здесь они проходили курс краткого, но основательного обучения.
После обучения группы высаживались в Финнмарке с советских подводных лодок и катеров или сбрасывались с воздуха на парашютах. Отряды были достаточно неплохо экипированы. Они имели с собой еду, одежду, оружие и средства связи. Однако часто
случалось, что припасы оказывались повреждены в результате сброса с воздуха или выгрузки с морских судов. Такие случаи ставили жизнь разведчиков в серьёзную опасность и, конечно, это мешало им выполнять свои задания.
Человеческие потери среди военнослужащих, действующих в тылу врага были достаточно серьёзными. Когда немцы раскрывали ту или иную группу, они не щадили никого. Разведчиков расстреливали при сопротивлении или казнили после недолгих судебных процессов. Некоторые оканчивали жизнь самоубийством, чтобы не попасть в руки врагов и не выдать им какой-либо важной информации. Многие борцы против фашизма посажены в тюрьму или отправлены в концентрационные лагеря.
В 1942 году союзники передали СССР семь тральщиков типа «АМ» и пять типа «ММС», а в следующем году - десять кораблей типа «АМ». Также были получены 43 больших охотника за подводными лодками типа «SC», 52 торпедных катера типов
«Хиггис», «Воспер», «ЭЛКО». Морские сражения стали принимать все более и более ожесточенный характер. Первоначально немецкое командование придавало мало значения морским коммуникациям по Северному морскому пути и через Северную Атлантику, поэтому концентрация немецкого флота в данном регионе была
незначительна. Причина такого пренебрежения кроется в том, что в надежде на молниеносную победу руководство Германии считало, что СССР просто не сможет использовать возможности северных незамерзающих гаваней, так как они будут в руках
Рейха. Обстановка стала стремительно меняться к 1942 году, когда первые караваны судов (так называемые полярные конвои) из Англии, США и Канады пришли в порты Мурманска и Архангельска. Союзники поставляли в нашу страну танки и самолеты,
топливо и снаряды, продовольствие и лекарства. СССР, в свою очередь, отправлял в обратную сторону различное сырье (топливо, металл, лес и т.п.).
1944г.
Крупное пополнение северный флот получил в 1944 году, когда в счёт доли СССР в разделе итальянского флота союзники временно передали 9 эсминцев (постройки США 1918-1920 годы), линкор «Архангельск» (тех же годов «Royal Sovereign») и 4 ПЛ
типа «В» (одна под командованием И. И. Фисановича не дошла), а также американский лёгкий крейсер «Милуоки» («Мурманск»). Из прибывших кораблей и имевшихся в сентябре 1944 г. была сформирована эскадра СФ СССР.
Для освобождения Заполярья были привлечены войска Карельского фронта, которым командовал генерал армии К.А. Мерецков и соединения Северного флота под командованием адмирала А.Г. Головко. Советским войскам предстояло уничтожить основные силы противника, — 19-й горно-егерский корпус, освободить Петсамо и, развивая наступление, выйти к советско-норвежской границе.
Советское командование разработало план освобождения Заполярья, по которому войска Карельского фронта должны были нанести главный удар из района южнее озера Чапр в обход южного фланга и частями морской пехоты Северного флота
в обход северного фланга окружить и уничтожить группировку противника в районе р. Титовка. В дальнейшем войска фронта должны были развивать наступление в западном направлении по дорогам на Петсамо, Киркенес, Луостари, Никель и разгромить отступавшие части.
7 октября - 1 ноября 1944г.
Утром 7 октября 1944 г. войска Карельского фронта перешли в наступление. При наступлении были разгромлены части 2-й горно-стрелковой немецкой дивизии. Одновременно наши войска совершили глубокий обход открытого правого фланга обороны противника по труднопроходимой местности и вышли в район южнее Луостари.
Вечером 9 октября со стороны Мотовского залива была произведена высадка десанта.
Десант овладел намеченным участком побережья и начал быстро продвигаться в южном направлении.
Утром 10 октября части бригады вышли во фланг и тыл обороны противника. После того как определился успех десанта в губе Малая Волоковая, начался
прорыв обороны противника на перешейке полуострова Средний.
Опасаясь окружения, немцы в ночь на 11 октября начали отход с перешейка полуострова Средний. Для замедления продвижения наших частей противник устраивал каменные завалы (россыпи) на дорогах, минировал их, разрушал мосты. Днем, чтобы затруднить ориентировку и наблюдение, на отдельных рубежах противник ставил дымовые завесы.
Вечером 12 октября два торпедных катера под командованием Героя Советского Союза капитана 3 ранга А.О. Шабалина и лейтенанта Е.А. Успенского вышли в море. За ними с интервалом 7 минут вышли еще две группы катеров с десантом на борту под
командованием капитана 2 ранга С.Г. Коршуновича и капитана 3 ранга С.Д. Зюзина. При подходе к Петсамской губе на расстояние 20-30 каб. катера были обнаружены противником. Вспыхнули прожекторы, осветительные снаряды, береговые батареи открыли интенсивный огонь. Увеличив ход, катера прорвались через огневую завесу и вошли в губу, прижимаясь к западному высокому берегу и стараясь использовать не простреливаемое пространство, несмотря на сильный ружейно-пулеметный огонь, высадили на причалы 52 десантника. Для захвата Линахамари был сформирован десантный отряд моряков в составе 660 человек под общим командованием майора И.А.
Тимофеева. Высаженный же в порту десант, не дожидаясь рассвета, пошел в наступление. Основные силы отряда под командованием майора И.А. Тимофеева наступали на сильно укрепленный опорный пункт.
На рассвете 13 октября противник двумя ротами пехоты контратаковал группу Тимофеева. Бой перешел в рукопашную схватку, в результате которой гитлеровцы были отброшены. К 12 часам опорный пункт и батарея были заняты.
15 октября войска Карельского фронта и части Северного флота штурмом овладели г. Петсамо. В дальнейшем наступление сухопутных войск развивалось в направлении Никель, Наутси и по дороге Петсамо – Киркенес.
К 24 октября 14-я армия вышла на подступы к Киркенесу. Для содействия сухопутным войскам в овладении городом было решено высадить десант в заливе Хольменгро-фьорд.
Утром 25 октября отряд высадки в составе 12 торпедных катеров, 2 малых и 1 большого охотника за подводными лодками под командованием командира бригады торпедных катеров капитана 1 ранга А.В. Кузьмина высадил два батальона морской пехоты. Двигаясь вдоль Бек-фьорда на Якобснес, десант помог войскам армии овладеть г. Киркенес. Побережье от Линахамари до Бек-фьорда было очищено от противника.
В ходе Петсамо-Киркенесской операции территория Советского Заполярья была полностью очищена от немецко-фашистских захватчиков. В целях завершения разгрома противника советские войска 22 октября 1944 года перешли норвежскую границу и начали освобождение Северной Норвегии. 1 ноября, завершили полное освобождение Печенгской области от немецких захватчиков. В честь побед советских воинов, освобождавших Заполярье, в столице нашей Родины Москве четырежды гремели залпы салютов.
Затраты
За годы ВОВ Северный флот обеспечил проводку на 1471 конвоя, в которых насчитывалось 2569 транспортных судов, при этом торговый флот потерял 33 судна (19 из них от атак ПЛ).
Политическое значение
Разгром немецко-фашистских войск в Заполярье имел важное военное и политическое значение. Красная Армия положила начало освобождению Норвегии от
фашистской оккупации. Была разгромлена крупная группировка вражеских войск. Промышленность Германии лишилась значительной доли стратегического сырья – никеля. Северный флот получил новые базы и аэродромы в Варангер-фьорде, а немецко-фашистский флот лишился баз в Северной Норвегии.
Высоко оценив заслуги личного состава Северного флота, Военно-Воздушных Сил, частей Красной Армии, моряков торгового и промыслового флотов, работников Северного морского пути и арктических станций, всех трудящихся северных районов нашей страны в защите Отечества от немецко-фашистских захватчиков, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 5 декабря 1944 г. учредил медаль "За оборону Советского Заполярья", которой был награжден весь личный состав Северного флота, принимавший участие в боевых действиях.
Итоги боевых действий
Северный флот потопил 156 вражеских кораблей и судов. Авиация уничтожила 125 самолётов противника. За отличие в боях 51 соединение и часть получили почётные наименование «Печенгские» и «Киркенесские», 70 соединений и частей были награждены орденами, 30 воинов Карельского фронта и 26 моряков Северного флота удостоены звания Героя Советского Союза.
Общие итоги
Если кратко подвести итоги оборонительным боям в Заполярье, то их можно признать самыми успешными на всем советско-германском фронте. Немецким войскам не удалось решить ни одной поставленной перед ними задачи. Стратегически важные полуострова Рыбачий и Средний хоть и были блокированы с суши, остались под контролем советских войск. В направлении Мурманска противнику удалось пройти лишь 30 километров от границы. Наибольшее продвижение немецких войск от советскофинской границы не превысило 80 километров, а на некоторых участках неприятелю и вовсе не удалось войти на советскую территорию.
То, что защитникам советского Севера удалось сорвать амбициозные планы Вермахта в Заполярье, имело огромное значение и оказало влияние на весь ход
Великой Отечественной войны, так как именно через порты Заполярья в дальнейшем шли поставки
союзнической помощи, а Северный флот был сохранен.
Комментарии