«Дающий путевку в небо»
История моего деда., Ульяновск, Ульяновская область
Последние годы все чаще моя малая родина – Ульяновск, упоминается как «авиационная столица» России. Как и все столицы она строилась с нуля. В 50х гг. прошлого века в Ульяновске даже не было бетонной полосы для самолетов. Именно в это время и приехал сюда мой дед – выпускник авиационного училища.
«Дающий путевку в небо»
Земля всегда считала цветом нации тех,
кто был, кто есть, кто будет в авиации.
Ф.И.Чуев
Небо…такое прекрасное и неповторимое никогда. И у каждого оно свое – на его малой Родине. У меня, например, оно - бездонное, прозрачное. С небом связано слово, которое знают все - Авиация. При его упоминании у людей возникают сразу образы огромных, стремительных машин. Я много раз видела, как пролетающие на показах самолеты вызывают восторг и удивление. Что это за чудо, творящееся в небесах! Но было время, когда вид пролетающего самолета, вызывал ужас. Потом настало время, когда каждый второй мальчишка, глядя в небо, хотел стал летчиком. Таким «вторым» и был мой дед – Исаев Михаил Екимович. Его детство было военным, голодным, полным тяжелых забот. Но он не опустил голову, наоборот, все чаще ее поднимал, заслышав шум пролетающего самолета. Но Судьба распорядилась с ним по-своему – он не стал летчиком. Его специальность – авиатехник. И она же связала его с ульяновской землей. Здесь родились его дети и мы – внуки.
Последние годы все чаще моя малая родина – Ульяновск, упоминается как «авиационная столица» России. Как и все столицы она строилась с нуля. В 50х гг. прошлого века в Ульяновске даже не было бетонной полосы для самолетов. Именно в это время и приехал сюда мой дед – выпускник авиационного училища. В трудовой книжке моего деда только две записи: принят и уволен. Место работы – Ульяновское училище гражданской авиации. Теперь это Институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Бугаева. Стаж работы в училище – 60 лет. За эти годы он стал для многих, как Учитель с большой буквы – стал и учителем, и наставником. Высочайший профессионал своего дела, очень нелегкого дела. Почти четверть века он руководил авиационно – технической базой училища. Ни один самолет на вылетал без его «Разрешаю». Про него писали в газетах: «Авиатехник – как врач, не имеет право на ошибку». И это правда. Для него страшной трагедией стало сообщение о гибели нашего самолета в 1989г. в Армении, при заходе на посадку в Ленинакане, пострадавшем от землетрясения. Это был уже 12 рейс. Именно дед давал разрешение на полет, а через пару часов – трагическое известие. Но он сам делал и других заставлял свою работу делать «на совесть». И в этот раз это была не его ошибка…
Его ученики сегодня – руководят Институтом. Они многим ему обязаны, не только тем, что дед научил их разбираться в каждом винтике любого из наших российских самолетов. Он учил их всегда оставаться внимательными и доброжелательными к каждому, кому нужна помощь. Все, кому посчастливилось встречаться и работать с этим человеком, отмечают его необычайную сердечность, широту души, жизнерадостность и человеческую открытость. Каждую просьбу о помощи он воспринимал, как свой долг, и всегда был готов прийти на помощь и поддержать человека в трудную минуту.
Один из героев М. Горького – Данко – сказал: «Что сделаю я для людей!? И вырвал из своей груди сердце и высоко поднял его над головой, чтобы оно осветило путь людям». Вот и мой дед был, как Данко - он отдал свое сердце людям. Недаром ему нравились произведения этого писателя, последнее время он их вновь перечитывал… Красивый, обаятельный мужчина, необыкновенно добрый человек, энергичный, честный, решительный, самоотверженный, безгранично преданный любимой профессии, – таким был Мой дед – Михаил Екимович. И таким он навсегда останется в памяти многих людей. Его жизнь и работа – это одна из страниц в Ульяновской энциклопедии гражданской авиации. Там отмечены все люди, создававшие с нуля авиационную столицу России.
Небо… Сегодня утром оно опять было бездонным и на нем остался след от пролетевшего самолета. Может это след, который оставил мой дед в жизни - огромный, не имеющий конца!? Совсем недавно деда не стало. Уже не зазвонит телефон, и он не спросит своим всегда молодым голосом: «Ну как дела!?» Но я чувствую, что его жизнь продолжается, потому что есть мы, есть профессионалы, которых он воспитал и которые продолжают его дело в развитии ульяновской авиации. Его след в жизни бесконечен…Как след от пролетевшего самолета…
Комментарии