История моего села - ХранителиРодины.рф

Меня зовут Саидова Хайранса. Я ученица 11го класса. Родилась и выросла в селе Карабудахкент, Карабудахкентского района. Моё село замечательное.Здесь дышится легко,чистый воздух и чистая вода являются богатствами моего села. Здесь тихо и спокойно. Все друг друга знают. Многие являются родственниками. Весной воздух наполняется ароматомраспускающихся листьев и цветущих садов. Моя отчизна это наша родная Россия, мой родной дом это Дагестан, мой маленький уголок на огромной земле, это место где я родилась, сделала первые шаги в жизнь – это моя маленькая Родина- село Карабудахкент. Любовь к Отчизне,к жизни начинается с любви к своей малой Родине.И я в этой работе постараюсь показать любовь к своему селу, рассказать историю своего села Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует воспитания социально – активных, самостоятельных, творческих личностей,всесторонне развитых, адаптированных к условиям современной жизни. Мои сверстники не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населенные пункты своего района, историю своей малой Родины, они не знают. Наша страна живет на пике грандиозных перемен. И от того, насколько развито чувство патриотизма каждого члена общества, зависит судьба нашей Родины.

Только народ, который помнит свою историю,

может надеяться на будущее.



Моя малая родина - это то место, где я родилась, где прозвучали мои первые слова, где живут мои папа и мама, родные и близкие. Моя малая родина - это Карабудахкент - один из замечательнейших уголков Дагестана. Родина – это мой дом,моя жизнь. Я решила изучить историю своего села Карабудахкент.Меня заинтересовал вопрос, почему люди поселились именно здесь?

Из истории мы знаем,что человек селится в тех местах, где есть источник воды,удобные территории – равнины,а также плодородные земли.

Именно этим требованиям соответствует наше прекрасное село Карабудахкент.

Первые поселенцы в Карабудахкенте,как свидетельствуют археологические памятники, появились 40 тыс. лет назад.

Здесь протекает великолепный источник воды «Бекенез».В настоящее время он обеспечивает чистейшей водой не только наше село, а около 30% населения района.

Наш источник «Бекенез» занимает II-ое место по дебиту в Европе.

Горы вокруг села были покрыты густыми лесами, в которых находились уникальный животный и растительный мир, в центре располагалось село, по краям леса. Чем не райская земля! Шамиль и его мюриды проходили около села. «Шамиль!Войдем в Карабудахкент и отдохнем!»-предложили мюриды. «Пока живой,не хочу входить в рай»-ответил имам и увел своих воинов «.Народное предание».

История происхождения названия села.

Меня заинтересовал вопрос,почему мое село называется Карабудахкент?

Первая версия.

Джамалутдин-Хаджи Карабудахкентский-духовный лидер,известный и талантливый алим первой половины ХХ века писал, что село получило название по имени Карабудаг-Атая, который заложил первый камень для построения этого селения. Вторгшийся в Дагестан завоеватель Тимур в 1395 году, разгромил оказавших ему сопротивление кумыкские поселения,а также разгромил поселения расположенные на землях Карабудахкента. Оставшихся в живых жителей этих поселений собрал бийКарабудаг , основав новое поселение на Ёгъар-ауле .Наше село с тех пор стало носить его имя- Карабудахкент .

Карабудаг был очень авторитетным князем (бием) села, за что народ ласково назвал его Атаем (отцом). И даже сегодня люди поминают его в молитвах и ходят на его могилу.

Известный историк Г.С.Федоров-Гусенов выдвинул две версии происхождения названия нашего села. Жители села, считает ученый, в течение многих столетий выращивали уникальный сорт пщеницы «Карабудай», и это послужило основанием для названия села «Карабудай-гент». Есть и вторая версия ученого, по которой название дали селу «Карабулакгент», так как село окружали многочисленные черные родники.

Мы провели опрос старейшин села, те склоняются к версии, что Карабудахкент назван в честь Карабудаг-Атая.В последующем, с ростом населения жители стали селиться вокруг горы Ёгъар-аул и в окрестностях, и образовали новые аулы: Сергендир-аул, Мычыгъыш-аул, Къонгъур- аул, Аччи- аул,Заммай и другие.

Аул, в котором я проживаю, называется Къонгъур- аул. Я стала изучать источники , проводить опрос старейшин, почему так назвали наш аул?

Оказалось термин Къонгъур-аул означает:

1. карий; «къонгъур-гёз»- кареглазый. Глава рода, первым поселившийся в этой местности имел карие глаза, отсюда пошло название «Къонгъур- аул».

2. Другая версия «къонгъуртюс» - темно-бурый цвет. Къонгъур- аул располагался на южном жарком склоне горы Егъар-аула и трава здесь быстро выгорала, приобретая темно-бурую окраску, отсюда и название Къонгъур- аул.

Мы провели опрос старейшин села, жителей моего аула, те склоняются к версии что Къонгъур- аул эта темно-бурый цвет.

Дедушка приносил нам яблоки, груши, сливы, черешни, виноград, сорванные в саду, и мы чувствовали небывалый вкус свежих фруктов - таких не купишь на рынке!. Ведь они из родных мест, с нашей маленькой родины. Я знаю, что этот вкус мы будем чувствовать всю жизнь. Своё село я больше связываю со сливами. Спросите, почему? Да потому что в нашем селе очень много видов слив, их различают по цвету. Жёлтый – «зымых»; фиолетовый –«орускокан»; зеленый сладкий – кампеткокан»; синий, зеленый, чёрный, коричневый – «ерликоканлар».

Ещё их различают по форме – округлые – «алыча», удлинённые – «бусурманкокан».

Мой дедушка рассказывал, что сливовый сад находился в центре села, где сейчас находится спорт - площадка возле «Школы - искусств». Этот сад охранял мой прадедушка. Там сейчас живут люди,которые до сих пор в своих садах сохранили тогдашние сливовые деревья. Этот сорт слив необычный. Они крупные, сочные и очень вкусные. Когда в саду созревали сливы, в очень жаркий день, все жители села выходили в сад собирать их. Зажигали костры, ставили на них огромные котлы с водой, а когда вода закипала, окунали сливы в кипяток и сразу вытаскивали. Потом они застилали солому, клали туда сливы, чтобы сушить их на солнце,потом откладывали их на зиму. Ещё из слив делали и другие заготовки на зиму: компоты, джемы, варенья, тушаб, мёд.

Люди пели песни:

«Коканлыбавлар, Коканынашаса,

Коканлыбавлар, Кёпгишидавлар…»

Дети танцевали, играли. Девочки из слив делали брошки. Это был целый праздник. Моих сельчан в то время называли «кокан-къурсакълар», «коканчилар», «коканакъайлар», что в переводе означает «обожатели слив».

Люди моего села устраивали праздники при созревании и других фруктов. Когда созревали яблоки, в основном собирали впрок на зиму. Делали заготовки. Яблоки резали круглыми дольками, накалывали на нитки, вешали сушить. То же самое делали, когда созревали абрикосы, персики и т.д. О качестве фруктов Карабудахкентских садов говорит и тот факт, что начиная с XVIII века, фрукты отсюда доставлялись к дворцу его императорского величества в Петербург. Здесь также закупались фруктовые деревья для царских садов.

В наше время местные жители хранят верность традициям и адатам наших предков и устраивают праздники, ярмарки посвящённые дню сбора фруктов и овощей.

Любовь к Родине - в каждом из нас от отцов и дедов. Давайте будем оберегать устои, обычаи и традиции!

Географическое расположение села.

Селение Карабудахкент располагалось на южном склоне и вершине горы Ёгъар-аул (Ёгъар-аул от тюркского слова Ёгъари, означающего возвышение, оьр,тёр на кумыкском языке), с юга –востока оно омывается речкой Губден-озень, а с северо-запада Параул-озень, которые, сливаясь за селом, образуют речку Манас-озень. Расположено в центре кумыкских земель в прекрасной долине, окруженной со всех сторон горами, в 12км находится Каспийское море.Вокруг горы и села до 60-х гг. прошлого века располагались великолепные сады, в которых благодаря упорному труду жителей села были выведены прекрасные местные сорта груш, яблок,слив,абрикосов, винограда и других фруктов. Старшие поколения до сих пор с восхищением говорят о могучих ореховых исполинах,с верхушек которых свисали толстые виноградные ветви, по которым смельчаки-подростки забирались на самый верх деревьев,чтобы полакомиться свисающими оттуда янтарными гроздьями винограда. С ранней весны до поздней осени и даже зимы в садах можно было угоститься каким-либо даром природы, выращенным руками умелых садоводов села.

В садах вокруг села имелись многочисленные небольшие родники с прекрасной пресной водой,рядом с селом располагается и самое главное богатство Карабудахкентцев, их святыня-«Бекенез». Это сам крупный родник не только в Дагестане,но и во всей России и Европе. Родник располагается под небольшой скалой. По рассказам старожилов, течение воды было настолько сильным, что если в родник случайно падал вол, то его выбрасывало на берег как щепку.Горы вокруг села в прошлом были покрыты густыми лесами, но в результате вырубок они не сохранились на сегодня только на юго-западе, в районе Бекенеза и на северо-западе села.

Благодаря своему расположению село защищено от сильных и холодных масс воздуха, дующих с моря и с севера.Когда в соседних селах Какашуре, Доргели, Губден,находящихся всего в 15-20 км от Карабудахкента бывают сильные морозы, идёт снег, здесь бывает тепло и сухо.Климат умеренно-континентальный,зима мягкая,самые низкие температуры бывают в приделах -10-20 градусов, лето жаркое, температура около +30 -40 градусов.Растительный и животный мир села характерен для низменности и предгорий Дагестана.В лесах встречается практически все виды многолетних деревьев и растений: бук, дуб,клён,граб,ясень,липа,ель,сосна,орех,вяз-олиха,ива,тополь,алыча и др. Много кустарниковых видов растений.Также разнообразен и животный мир вокруг села : в лесах и полях водятся медведи, рыси, кабаны ,волки, барсуки,куницы,шакалы,белка,зайцы и другие животные.

Богатая и красивая досталось нам от предков земля, но к сожалению не научились мы ещё беречь её, всё меньше и меньше становиться лесов вокруг села, они а также наши реки, побережья море всё больше и больше захламляются беспечными любителями отдыха на лоне природы. Всё это настоятельно требует от нас обратить особое внимание на воспитание экологической культуры подрастающего поколения, ожесточениями наказания к нарушителям законов об охране природы. Человек вырубает леса, выбрасывает мусор, убивает животных.Надо все это предотвратить.

Моей исследовательской работой надеюсь направить моих сверстников на развитие любви к истории родного села, уважения к ее прошлому. Мне хотелось возродить память о прошлом, о славных страницах истории моего села, о предках, поближе познакомиться со знаменитыми людьми села.

В ходе исследования я пришла к выводу, что село Карабудахкент имеет богатое историческое прошлое. Выяснила и постаралась исследовать прошлое и настоящее села и пришла к выводу, что – это древнее село. За всю историю, мое село три раза подвергалось полному разрушению, после монгольских нашествий,разгрома учиненного Тимуром,но каждый раз возрождался благодаря героизму и упорству жителей. Эти примеры я всегда буду помнить. Работа над исследовательской работой придало и открыло мне душу еще шире и я стала истинной патриоткой своего села, района, республики и большой родины России.

Почувствовала особую гордость из-за того, что внесли посильную лепту в дело изучения истории своей малой родины, жизни предков, так как они оставили нам свою веру, убежденность, традиции, память о прошлом, прекрасных учителей, ученых.

Мое село является достойной частью моей большой родины. И мы, будущее поколение, будем представлять ее только с хорошей стороны. Зная свое прошлое, мы уверенно шагнем в будущее.

Мои пожелания селу. Улучшить бытовые условия в селе. Хотелось бы, чтобы молодые не уезжали из села. Работали и жили на своей родной земле.У нас замечательная природа. Без малой Родины не может быть большой страны. Самое главное богатство моей малой Родины – это люди, добрые и приветливые. В конце хочу рассказать, чем славится наше село в настоящее время.Многие верны традициям наших предков.Частные предприниматели с 90-х годов начали создавать агрофирмы.Среди них особенно хороших результатов достигла агрофирма «Герейтюз»,основателем которого был новатор производства Рахматулла Канзитдинов,безвременно ушедший из жизни. Сегодня его дело продолжает младший брат-Канзитдин.В наше время большинство сельчан заняты производством-винограда, такие семьи как, Канзитдиновы,,Абдуллагатовы, Салаватовы,Сахаватовы,Гаджиевы,Саидовы, Айдиевы, Тонаевы, и многие другие.Есть семьи занятые садоводством (фруктовые сады: черешни,персики,абрикосы,сливы и др.) это семьи Гамидовых,Бамматовых, Абдуллагатовых, Муттагировых,Зайналовых, Айдиевых.В настоящее время в селе процветает и тепличное хозяйство, здесь выращивают огурцы и помидоры. Тепличным производством заняты: Халиловы, Устаровы, Зайналовы и другие.К нам в село приезжают, чтобы учиться у моих сельчан тепличному производству, также к нам приезжают, чтобы увидеть наш источник воды «Бекенез» и отдохнуть на лоне природы. Хочу пожелать своему селу процветания.



Комментарии