Одобрено редакцией
«А по ночам здесь жутковато»
Музей прессы «Антресоль», Задонск, Липецкая область
На крышу здания судорожно взбираются суетливые фигуры – это папарацци в погоне за сенсацией. Здесь Леонид Брежнев парит ноги в тазу, а под стеклом лежат «парадные усы Пескова». Задумав сделать музей прессы, липецкий журналист Александр Косякин создал такую фантасмагорическую экспозицию, что о ней написали даже в американской газете «Нью-Йорк Таймс».
Задумав сделать музей прессы, липецкий журналист Александр Косякин создал такую фантасмагорическую экспозицию, что о ней написали даже в американской газете «Нью-Йорк Таймс».
Без цензуры
Задонск – привлекательное для туристов местечко: город храмов и монастырей, уголок российской провинции, сохранивший патриархальный дух седой старины.
Тем интереснее для путешественников и паломников найти здесь для себя неожиданный сюрприз – необычный, странный, и потому привлекательный музей прессы «Антресоль». Создатель, хранитель и идейный вдохновитель выставки Александр Косякин всю свою жизнь посвятил журналистике, и всегда ценил возможность свободы и полета в раскрытии темы. Ему хотелось рассказать свою историю – без правил и установок, без цензуры. Он занял под выставку несколько комнат в пустующем задонском Доме быта и стал творить
– Началось всё с того, что один товарищ принёс мне мешок с вещами, собранными для отправки на свалку. Среди них были наградные документы о присвоении звания Героя Советского союза нашему земляку, герою Великой Отечественной войны Павлу Хвостову, несколько его фотографий и писем. Я ужаснулся: да разве можно такое выбрасывать? Это были одни из первых экспонатов моей выставки. И очень часто я слышу от знакомых: где ж ты был раньше, мы уже все из старых сундуков и родительских деревенских домов повыбрасывали… Что же получается – мы наше прошлое уничтожаем? Я не могу с этим мириться.
Смех и слёзы
Музейным делом Косякин увлекся с жаром, как когда-то журналистикой. Правда, ради диплома журналиста он закончил Воронежский университет, а устройству музеев нигде не учился. Всё сам, всё по наитию. Вдохновение подсказало: реликвии, старина – это, конечно, придаст экспозиции вес, но красноречивее всего будут выглядеть инсталляции.
Куклы или манекены, называйте их как хотите, Косякин начал делать сам, используя мыслимые и немыслимые подручные материалы. Не имея никакого художественного образования, он принялся лепить головы и руки фигур из гипса, скульптурного пластилина, полимерной глины.
– Это оказалось очень интересно, если бы начать жизнь сначала, я бы скульптором стал. А под костюмы куклам лучше и не заглядывать, остовы делаю чисто символические. Иногда засиживаюсь за работой допоздна и могу сказать, что по ночам здесь, среди моих персонажей, бывает жутковато. Они же все требовательные, руки ко мне протягивают, просят чего-то!
Куклы были нужны для создания наглядных жанровых сценок, в каждой из которых – авторская ирония, иногда горькая.
Автор экспозиции уделяет внимание и историческим событиям давних лет, и совсем свежим мировым новостям, к политике в этих стенах в принципе интерес особый. На стенах репортажные фото с различных политических акций, целый уголок посвящен революции в Украине. Здесь и фоторепортаж с места событий, и воинственные лозунги майдана, и манекены революционеров.
Работа над ошибками
Больные, сложные темы Косякин обыгрывает так же бесстрашно. В музее есть целый зал, посвященный политическим репрессиям. Кто-то, может, хмыкнет, что за примитивный символизм? Но Александр Викторович сказал, что хотел, а вы уж не обессудьте.
Музей «Антресоль» – абсолютно неправильный, так называет его сам создатель экспозиции. Начать с того, что и официальным статусом музея это собрание экспонатов не обладает: Александр Косякин создал странное хранилище исключительно на собственном энтузиазме и за собственные деньги.
Слишком стихийный, слишком пёстрый, переполненный деталями и информацией, этот музей-фантом словно обрушивается на посетителя. Сценки с участием манекенов придают экспозиции хорошую такую фриковатость.
Главный экспонат
Создатель музея уже убедился, что с манекенами он не прогадал: посетителям они очень нравятся, производят впечатление. Их фотографируют, делают с ними «селфи». Но на выставке есть экспонаты, имеющие историческую ценность и напрямую относящиеся к истории журналистики.
На самодельных стендах можно увидеть старинные литеры для ручного набора шрифта, строкомеры, старинные пишущие машинки, линотип. И конечно, кругом полноправно царят печатные издания – газеты, журналы, печатные листки, листовки и плакаты.
Есть старые экземпляры задонской «районки», в том числе и времен войны, называлась газета тогда «Строитель коммунизма».
Стилистика старых советских газет особая, так сейчас не пишут. Например, в разоблачительной заметке о председателе колхоза, который не недодал стране норму зерна, а припрятал на посев, виновного громко обвиняют в саботаже, а инструктора райкома едко называют «шляпой» – недоглядел, не проверил!
Старую подшивку газеты «Правда» Александру Косякину привёз товарищ из Москвы – каждая строчка дышит историй. «Нива», «Искра», «Родина», «Огонёк», «Вокруг света», «Журнал для домохозяек» 1915 года, «Охотничья газета», «Роман-газета» – и тут же, рядом одиозный номер газеты Charlie Hebdo.
Выставлены и образцы печатных изданий других стран: арабские, турецкие, американские, немецкие и другие.
А один из экспонирующихся здесь номеров периодического издания стал особым поводом для гордости Косякина: журналист американского издания The New York Times, побывавший в этих стенах, посвятил «Антресоли» восторженную заметку, в которой назвал его самым интересным и оригинальным музеем Черноземья.
Однако, как признается сам Александр Косякин, главным экспонатом в коллекции для него был и остается один документ – комсомольский билет отца. Памятная книжечка со штампиками об уплате взносов лежит под стеклом в разделе о войне.
– В 1941 году отец окончил школу и сразу же сбежал на фронт. С Великой Отечественной он вернулся. Этот билет – моя память, мой личный знак причастности нашей семьи к нелегкой истории нашей страны.
В «военном» зале экспозиции Косякин отдал должное подвигу журналистов – ведь они ведут репортажи из самого пекла, рискуют жизнью ради того, чтобы история обрела голос.
Памяти матери
История жительницы Задонска Марии Фроловой, потерявшей на войне восьмерых сыновей, навела нашего героя на мысль о создании в том же здании второй памятной экспозиции – Музея Матери.
– Хочу посвятить особый проект женщинам, которым сломала жизнь война. Уже готовы более 60 манекенов для инсталляций: фронтовички, санитарки, солдатские матери… Например, будет такая сцена: девушка в шинели стоит у зеркала, опираясь на костыли и смотрит на себя. Потеряла ногу на войне – как-то теперь сложится её судьба?
Если исторического антуража для этой экспозиции хватает, то с женской одеждой военных лет у автора «напряжёнка» – уже истощились все запасы и источники. Зато есть настенный календарь 1941 года с портретом Сталина, редкой нежности письма бойца с фронта жене, расписанные трогательными цветочками, и многое другое.
Музей Матери Александр Косякин планирует сделать и реальным, и виртуальным – каждый желающий сможет поместить на этом ресурсе фото своих родственниц и рассказать об их материнском и гражданском подвиге.
– Я не знаю, получат ли мои экспозиции когда-нибудь официальный статус, это мне уже и неважно. Я оптимист, и весело смотрю в будущее.
Если вы хотите посетить необычные выставки Александра Косякина и послушать его интересные рассказы, приезжайте в Задонск. Но имейте в виду, что экскурсии он проводит только для групп и по предварительной договорённости. Соберите группу хотя бы человек из пяти, позвоните по номеру 89191694677 и договоритесь с Александром Викторовичем о посещении его музеев. Экскурсия бесплатна, но при желании можно оказать энтузиасту посильную материальную поддержку – для пожертвований у того заведена специальная шляпа.
Как найти
Адрес музея: Липецкая область, г. Задонск, улица Ленина, 38. Координаты для навигатора: 52.389264, 38.920306
Комментарии