Игрушка - зеркало жизни - ХранителиРодины.рф

Игрушка как способ системы ценностей народной культуры. Назначение кукол, их разновидности и отношение к ним в Поволжье.

В какие игры играют современные дети? Ответ прост – в компьютерные. Сейчас редко увидишь ребёнка, играющего в шашки или шахматы, развивающие настольные игры, девочки уже не шьют платья своим куклам. На смену игрушкам из экологически чистых материалов пришли «страшилки» из металла и пластика, заполонившие страну начиная с 90-ых годов прошлого века, что привело к потере национальной идентичности нашего народа. Наверное поэтому всё большее внимание стало уделяться пости уже утраченным народным ремёслам, а вместе с тем, и куклам.

Я захотела узнать как можно больше об истории создания кукол, особенно о симбирской игрушке – колебятко. Вот что мне удалось узнать от сотрудника Краеведческого музея Егуновой Ольги Владимировны, проводившей для учащихся нашей школы мастер-класс по изготовлению куклы-оберега.

Куклы были не просто игрушками, через них передавали систему ценностей народной культуры. Назначение куклы в Поволжье было многозначно: ритуальное, мистическое, исцеляющее и развлекательное. По предназначению куклы делились на: обрядовые, обереги и игровые. Обрядовые использовались во время праздников (свадьба, рождение ребёнка, масленица и т.д.). Обереговые защищали семью и скотину от болезней, порчи и голода. Но были и просто игровые куклы, с которыми играли дети. В Поволжье были распространены такие куклы: закрутка, пеленашка, крупеничка, День и Ночь, Масленичка, травяные куклы и шерстяные.

Изготавливали кукол из природных материалов: из соломы, льна, дерева, лоскутов ткани и нитей шерсти. Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба — женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

А вот материальное состояние можно было определить по кукле Крупеничке. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. В Поволжье верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно она принесет в дом достаток и благополучие. Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучии в семье — если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем, и достаток покинул семью.

Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже «имели честь» пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в «красном углу» была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником — куклой «выметала сор из избы». Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме.

Одевали кукол в сарафаны, рубахи, юбки, передники, платки, повязки-ленты, пояса. Наиболее распространенной была тряпичная кукла, которая изготавливалась без игл и ножниц, она закручивалась. Считалось, что нельзя протыкать куклу, так как для ее изготовления использовали износившуюся одежду, в которой сохраняется дух человека.

Дети и взрослые могли кукол дарить. Если кукла была предназначена конкретному человеку, нужно было о нем думать, когда изготавливаешь куклу, таким образом, считалось, что кукла приобретает магические свойства, которые потом будут помогать. Кукле, как правило, не рисовали лица, так считалось, что в таком случае может принести беду.

Сегодня русские народные куклы переживают свое второе рождение, и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культypoй и традициями своего края. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными. Кукла, является уникальным и особым видом искусства, она хранит в себе традиции и обряды, которые на протяжении многих веков складывались. В кукле довольно простые в художественно-выразительном плане ее черты, с одной стороны, передавали характер более ярко и четко, а с другой, оставалось место для полета фантазии и воображения. Такое сочетание глубины содержания и лаконичности форм, придавало русской народной тряпичной кукле неповторимую актуальность и востребованность.

А это что за чудо? Что за невиданные да неслыханные чудо-игрушки? Это колебятки. Их нам «открыл» ульяновский краевед Сергей Петров. Словом "колебятка" в Симбирске, согласно словарю Даля, называли остаток теста. Сейчас колебяток делают в Ульяновске и продают как сувениры. А ульяновский мастер и писатель Владимир Ланько сочинил сказку в стихах «Колебятко».

Расскажу я по порядку,

Как с утра покинул кадку,

Ручки нежные месили,

Что-то из меня лепили,

Посыпали пудрой сладкой,

Становился я загадкой.

Так в квашне мои остатки

Называли колебятки.

Я - основа всех основ,

Ведь рецепт нашел Петров.

И бочок мой запеченный.

Ведь Петров-то, он ученый.

Итак, игрушка является неотъемлемой частью нашей жизни. Она сопровождает нас с самого рождения и на протяжении всей жизни. Поэтому наша главная задача – сохранить то немногое, что дошло до нас из глубины веков.

Комментарии