По следам предков - ХранителиРодины.рф

Меня зовут Маазов Мааз. Я родился в селе Советское Хасавюртовского района, где живут переселенцы из Ахвахского района села Тунситли. Являюсь гидом школьного историко-краеведческого музея и занимаюсь изучением истории своего села. Я постарался проследить историю села и односельчан в годы переселений. И как возрождалось село на новом месте на равнине, которое для многих потомков переселенцев стало родиной.

Село Тунситли было расположено в высокогорном Ахвахском районе, у подножия горы Рекъа. Ее вершины покрыты дымчатыми лесами и вечными снегами. Даже в жаркий летний день на вершине сохраняется снег. Если окинуть взглядом окрестности села нашему взору представятся высокие горы, глубокие ущелья, крутые скалы и быстрые горные речки.

Место, где расположилось село Тунситли, было заселено еще в 13-14 веках. Село находилось выше уровня моря на 2100 метров. Место для села горцы – предки выбрали выгодное, так как недалеко от села протекает река Косих.

В низовьях она соединяется с притоком Андийского Койсу – Тахо. Старожилы рассказывают, что вода в речке Косих была такой холодной и вкусной, что ее вкус иногда ночами даже снится здесь на равнине.

Старожил села Абдулхамидов Абубакар, которому исполнилось 82 года, рассказывал: «Место это очень живописное, особенно летом, кругом альпийские луга, усеянные разноцветным ковром цветов, вечнозеленые леса, со смешанными широколиственными деревьями. Название села в переводе с ахвахского означает сено или скошенная трава. Здесь были богатые зеленные луга, вероятно, это и дало название нашему селу. Еще когда здесь не было села жители из окрестных сел ходили сюда заготавливать на зиму сено1» Позднее эти места были заселены.

О заселении села существуют разные версии. Абдулхамидов Абубакар, продолжая свой рассказ, говорил: «Напротив села было расположено место, которое старожилы называли «Шулагьани», что означает крепкое, неприступное село. Еще в детстве я слышал от своего отца рассказ, что там было расположено большое крупное село.

После землетрясения село было полностью разрушено. Оставшиеся в живых жители села некоторые переселились в близлежащие села, а другие основали наше село. О том, что там действительно было село, я убедился в 1936 году. С горы, которая была покрыта лесом, пошла оползень. И в почве можно было увидеть остатки каменных построек, кости диких животных и рубленные топором пни2».

Наше село Тунситли было расположено на южной стороне горы и протянулось примерно на 3-4 км. Село состояло из имений. Каждое имение имело свою территорию и свое неповторимое название. Имений было восемь - Кутало, Эчоло, Яриманоло, Мукугвадари, Асех, Ахоколо, Ачоло, Анцатара. Они соединялись между собой узкими тропинками, которые зимой заносились снегом. Я установил названия имений, и узнал, кто же проживал в этих имениях.

Имение Асех было расположено выше других, и чтобы добраться до него нужно было подниматься по крутой тропинке. Приходилось останавливаться на передышку «аси-рехъу» по ахвахски, так и стали называть это имение Асех. В этом имении проживала семья Магомедовых. В годы Великой Отечественной войны из имения Асех на фронт ушли их четыре сына Мурид, Гаджимурад, Абдурашид и Батырхан. Вернулся самый старший Мурид, остальные братья погибли. В нашем селе жила его дочь Муридова Миседо, которая прожила 80 лет. Ее дети и внуки проживают в селе.

В имении Ачоло проживало семь семей. Долгожителем этого имения был Шапиев Шапи, он прожил 83 года.

Имение Яриманоло - первым жителем этого имения был человек по имени Ярима, имение так и стали называть Яриманоло. Это имение делилось на две части-Верхнее и Нижнее Яриманоло.

Эчоло имение - по рассказам старожилов это имение получило название из-за одного случая. В те далекие времена за участок земли нужно было отдать столько овец, сколько поместится на этом участке. Житель имения хотел продать участок. Когда покупатель пригнал овец, то овцы заняли не весь участок. Разочарованный хозяин участка крикнул «Г!еч!о» - что означает не хватило. Так и сохранилось за имением название Эчоло. Долгожительница этого имения Алимуслимова Асият умерла в прошлом году в возрасте 111 лет. Ее муж Газиев Абдурашид участник Великой Отечественной войны пропал без вести. И бабушка Асият ждала его всю жизнь, она одна воспитала свою единственную дочь. Зато у нее 10 внуков и 12 правнуков.

Имение Ахоколо было расположено в конце села, «ахелъи», последнее имение. В этом имении проживало две семьи. Долгожительница этого имения Алибегова Хурулин прожила 81 год.

Кутало имение было самым крупным, здесь проживало девять семей. В этом имении жили и мои предки. В годы войны из Кутало имения на войну ушло семь человек.

Жители села Тунситли, как и во всем Дагестане, занимались земледелием и скотоводством. Плодородной земли в горах было очень мало, земледелие было террасным. По горным склонам, как разноцветные лоскутки можно было увидеть земельные участки, которые заботливыми руками обрабатывались вручную.

Абдулаева Бахарай, которой исполнилось 86 лет рассказывала: «Ранней весной начинались земельные работы. После пахоты участок очищали от камней, террасы поврежденные ливнями восстанавливались. Сеяли яровую пшеницу, ячмень, просо, горох, фасоль, сажали картофель. Но пшеницы не хватало. И поэтому наши мужчины уходили в поисках работы в Хасавюрт, Грозный или в Баку. К осени возвращались домой, привозили в основном зерно. Иногда в пути на них нападали разбойники, и тогда приходилось возвращаться к семье ни с чем3». Привезенную пшеницу, несли на мельницу. В селе, в Эчоло имении, была водяная мельница у Омарова Османа. За умеренную плату он молол зерно односельчан и жителям близлежащих сел.

Трагической страницей в истории нашего села являются переселения. 15 февраля 1936 года в Тунситли был организован первый колхоз им.Кирова. Колхоз Кирова с гордостью говорили колхозники. В колхоз вступили все 57 хозяйств.

Председателем колхоза был избран Денгаев Магомед.

Как работали мои предки и их односельчане в колхозе я узнал из рассказа Муртазалиева Газихана: «В колхозе не было техники, собирать, косить, молотить – словом, все работы приходилось делать ручным способом. Мужчины работали на кутанах, где производилась зимовка мелкого рогатого скота.4».

С образованием колхоза начинаются мытарства и переселения моих односельчан. Люди из отдаленных имений, с образованием колхоза, были переселены в Кутало имение. Много горя, невзгод и бед принесли людям переселения. Недовольных было много, но если кто-то осмеливался высказаться, их объявляли врагами народа, сажали в тюрьмы, где они бесследно исчезали.

С началом Великой Отечественной войны в селе был организован комитет обороны, истребительный отряд и кружок по изучению военного дела.

К середине 1942 года все мужчины села ушли на фронт.

Опустело село. Все работы теперь выполнялись женщинами, стариками и детьми.

Старики и женщины активное участие принимали на строительстве оборонительных укреплений на Тереке.

Нурмагомедова Бахтика, работавшая на строительстве этих укреплений, рассказывала: «Это был конец зимы 1941 года. На берегу Терека работало тысячи людей. Все работы приходилось выполнять вручную лопатой,

киркой, ломом, тачкой. Там мы рыли окопы, позиции для артиллерии, противотанковые рвы и траншеи5».

За ударный труд в годы войны 37 колхозниц села Тунситли были награждены медалью «За ударный труд в годы В.О. войны».

В годы войны из маленького села Тунситли на войну ушло 24 человек, из них 13 не вернулось. ТОКСовцам нашей школы удалось установить места захоронения пяти наших односельчан.

Переселение в Чечню

1 апреля 1944 года жителей нашего села насильственно переселили в Веденский район село Дарго. О том, что жителей села переселяли насильно, рассказывают сами старожилы. Дедушка Абубакар вспоминает: «Мне тогда было 12 лет, и тот день помню очень хорошо. Разговоры о переселении шли уже месяц, но многие говорили, что никуда не уйдут с родных мест. В селе оставались лишь старики, дети, да инвалиды. Мужчины все были на фронте. Мой отец был чабаном и пас колхозный скот на кутане, видели мы его очень редко. Мама говорила, что мы будем ждать отца и без него не уедем. В тот день рано утром на лошадях в селе появились незнакомые люди в милицейской одежде, были и штатском. Заходя в каждый дом, они стали выгонять людей на улицу. Моя мама, была женщина боевая, очень сильная, ничего не боялась, была настоящей горянкой. Она отказалась выходить из дома, прижала к себе младших сестер и заявила, что никуда из дома не уйдет. Тогда двое полезли на крышу и стали рушить дом прямо на них. Сестры плакали, плакал и я, может от страха может от бессилия. Я побежал в дом и стал просить маму, чтобы она вышла. Прибежали и другие жители и вывели нас из-под завалов6». К полудню всех жителей вывели из села. Впереди гнали скот, затем кто на телегах, кто пешком отправились в путь. Долгожительница села Абдурахманова Загидат рассказывала: «Захватив с собой предметы первой необходимости, посадив маленьких детей в хурджины, пешком жители нашего села вышли в путь. Шел то снег, то дождь, на дорогах слякоть, плакали дети, было трудно и холодно. По дороге на ночь останавливались около близлежащих сел. Жители этих сел забирали к себе на ночлег женщин и детей. Уставшие, замерзшие и измученные, через трое суток добрались до Дарго7». Сначала село назвали Шамилькала, а через год Новое село. Когда я спросил почему не Тунситли, старожилы ответили, что в Дарго были переселены и жители соседних сел. И когда выбирали название для села все согласились с этим названием.

Место это было очень красивое и плодородное. Село Дарго растянулось примерно на 4-5 км. За селом можно было увидеть огромные поля, луга и пашни, а дальше тянулся лес. В самом селе и в лесу было много фруктовых деревьев. После переселения в Дарго в 1944 году был организован новый колхоз имени Буденого. Председателем колхоза был избран мой дедушка Маазов Шарип.

Хотя местность была плодородная, горцы здесь встретились со многими трудностями. Не зная сроков сева, поля дали очень низкие урожаи, действовала на людей и перемена климата. Начались заболевания, о которых горцы даже не слышали. Не было семьи, где в постели не лежал больной. Было даже такое время, что в отдельных семьях некому было ухаживать за больными, некому было хоронить умершего. За два-три года в Дарго появилось такое большое кладбище, что не сравнить его по величине с кладбищем в селе Тунситли за сто лет. Шли годы, потихоньку жизнь стала налаживаться. Колхозники научились вести хозяйство. Мой дедушка, Маазов Шарип оставил в своем дневнике вот такие записи о тех лет: «Шли годы. Уменьшились случаи заболеваний и смертности. Вернулись ушедшие на фронт солдаты. Колхозники научились умело вести хозяйство на новом месте. Улучшилось благосостояние населения, дела колхоза шли уже лучше8». За большие достижения в сельском хозяйстве председатель колхоза Маазов Шарип, т.е. мой дедушка и старший чабан Умаханов Шарип были награждены орденом «Знак Почета», а колхоз был занесен в республиканскую «Доску Почета».

9 января 1957 года Чечено-Ингушская республика была восстановлена, чеченцам и ингушам было разрешено вернуться на родину.

Старейшины села решили, что нужно сохранить село и всем переселиться в одно место. Так можно было сохранить историческое начало моих предков. Мне даже трудно представить, как бы дальше сложилась судьба моих односельчан, если бы они не сумели сохранить село. Село бы распалось и больше не возродилось. Уже в третий раз, моим односельчанам нужно было переселяться, на этот раз решили переселиться в Хасавюртовский район на земли рядом с Тереком.

Много тягот и невзгод пришлось вынести моим односельчанам переселяясь и обживаясь на новом месте. На грузовых автомашинах в конце августа привезли их на эти голые степи. Никаких построек, ни деревьев, ни места где можно укрыться от жары. Маленькие дети, уставшие и голодные, взрослые которым придется обустраиваться на этой голой степи. Днем мошкара, а ночью донимают комары. Впереди осень и зима - нужно спешить построить жилье, сараи, заготовить на зиму дрова, сено для скота, продукты питания да мало ли забот на новом месте. Да, немало было забот в первые месяцы переселения. Сначала жили в землянках, построенных на скорую руку, это были постройки из одной или двух комнат. Приближались холода, зачастили дожди, и эта слякоть оказалась хуже, чем жара. Старожил села вспоминал, что в дождливую погоду спали под кроватями, столами и лавками, чтобы куски глины не падали с потолка. Да и полы вскоре оказались мокрыми, воду приходилось вычерпывать ведрами из комнат. Но несмотря на эти трудности первую самую трудную зиму кое-как удалось пережить. Весной началось строительство новых домов. Для строительства домов государство выделило некоторую помощь-это шифер, доски, гвозди, бревна. Руководителям села приходилось неделями пропадать в районе, чтобы добывать стройматериалы, технику, специалистов для планировки села. Вот я пишу свою работу и думаю, какие же все-таки стойкие мои предки, вынесли все невзгоды, голод, болезни и выжили. О таких людях наверно и говорят: «Гвозди бы делать из этих людей, не было бы крепче в мире гвоздей».

Через три-четыре года выросло красивое село, с правильной планировкой, с ровными широкими улицами. У каждой семьи был стандартный дом на фундаменте, покрытый шифером. Теперь уже никакие дожди не могли повредить людям. Дома строили из саманных кирпичей, стены обмазывали глиной и белили известкой. В каждом доме появились печки с дымоходом. Отдельно строились хозяйственные сооружения, навесы и сараи. У каждой семьи был свой приусадебный участок.

Была построена новая школа, медпункт, библиотека, магазин, контора. Проходили годы жители села Советское, так назвали новое село, а колхоз «Большевик», обустроившись на новом месте, научились вести хозяйство.

Каждый год в селе происходило какое-нибудь важное событие. В 1963 году в селе провели электричество. В 1964 году закончено строительство дома культуры на 250 мест. В 1966 году около дома культуры был возведен памятник нашим односельчанам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны. В 1967 году завершено строительство детского сада, куда колхозники с радостью отводили своих детей. Ведь сами они с утра до вечера работали в колхозе. Хотя это был молодой переселенческий колхоз в 70-е годы наш колхоз «Большевик» был одним из лучших колхозов республики. В 1970 году колхоз был занесен на Республиканскую доску почета и получил премию РСФСР 2 степени. В 1973 году наш колхоз был награжден Памятным Красным Знаменем, который хранится в нашем школьном музее. В 1976 году за достигнутые успехи в социалистическом соревновании колхоз был награжден переходящим Красным Знаменем ЦК КПСС Совета министров, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

За высокие достижения в сельском хозяйстве труженики нашего села были награждены:

Амачиев Амач А., председатель колхоза, орденом «Ленина» и орденом «Октябрьской революции»

Абдулаева Бахарай, колхозница, орденом «Трудового Красного знамени»

Абдухалимов Гитинмагомед, чабан, орденом «Трудового Красного знамени»

Магомедов Магомед, инженер, орденом «Трудового Красного знамени»

Муртазалиева Сурахи, колхозница, орденом «Трудового Красного знамени»

Тенаева Зайгат, доярка, орденом «Знак Почета»

Бочулаева Нажават, колхозница, орденом «Знак Почета»

Гаджимагомедов Зейдула, тракторист, орденом «Знак Почета»

Абдумуслимова Ашура, колхозница, орденом «Знак Почета»

Шарипова Алжана, колхозница, орденом «Знак Почета»

Многие односельчане были награждены медалями «За трудовое отличие».

Сразу после переселения в селе была открыта школа. Под школу отвели трехкомнатный дом, который был домом чабанов. 1957-1958 учебный год начали в октябре. В школе не было ни парт, ни школьных принадлежностей, не было книг. Вместо классных досок были прибиты к стене фанерные куски. Помещения зимой отапливались глиняной печкой. Всего в классах было 8 старых парт. Не было ручек, чернил, писали перьями. На следующий год общими усилиями всех односельчан построили новое здание, где обучалось 84 учащихся. Первым директором школы стал Амачиев Шарапудин. Много труда и сил вложил Шарапудин Тушаевич в дело создания школы. До конца своих дней он работал в школе, сначала директором, а затем учителем истории. Он умер в 1984 году. Каждый год в декабре в нашей школе проводятся Дни памяти Амачиева Шарапудина Тушаевича , с приглашением его детей и родных. В 1995 году нашей школе было присвоено имя основоположника школы, участника Великой Отечественной войны и кавалера ордена Красной звезды Амачиева Шарапудина Тушаевича. Первой сельской учительницей была Абдулатипова Зубаржат, которая более сорока лет, проработала в нашей школе. Впервые годы в школе работали в основном приезжие учителя. Но уже через несколько лет, окончив Хасавюртовское педучилище, в родную школу вернулись ее выпускники. В 90-е годы жизнь села изменилась, колхозы распались. Жители села занимаются сельским хозяйством, кто то работает на земле, другие разводят скот, третьи в поисках работы уезжают в разные города и страны. Но в селе происходят и другие важные события. В 1991 году закончилась газификация села. В 1992 году на средства жителей села была построена мечеть.

В 1995 году в нашем селе произошли важные события - это открытие памятника нашим односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны и открытие школьного историко-краеведческого музея. В жизни села школа занимает особое место. Здесь проходят собрания, сельские сходы. Школа самое красивое место в селе. Летом вся территория школы утопает в зелени и цветах.

В последние годы много жителей села переселились в разные города и другие районы. Но в случае радостных или горестных событий все выходцы из нашего села собираются вместе. Ведь так и должно быть, где бы не оказался человек его всегда тянет к своим корням, к своим истокам, к своей малой родине.

Гордостью нашего села является боец смешанных единоборств Забит Магомедшарипов.

Забит занимает 3 строчку официального рейтинга UFC в полулегком весе. Он является одним из кандидатов на чемпионский пояс в полулегком весе.

Комментарии