Записки из сельской глубинки... - ХранителиРодины.рф

Работа «Записки из сельской глубинки..» посвящена истории одного из сел Нижегородской глубинки, которое своими корнями уходит в 17 век. И на протяжении всего этого времени жители нашего села были активными участниками всех важных исторических событий в жизни нашей страны.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Эти стихи Зинаиды Александровой у каждого человека навевают свои воспоминания, потому что Родина у каждого человека связана с чем - то своим родным и сокровенным. Для кого то это огромный город, для кого - то огромная река или берег моря – ничего этого нет на моей малой Родине, обычном селе в центре российской глубинки. Моё родное село - Красный Ватрас имеет интересное и самобытное прошлое, о котором я хотела бы рассказать.

История села своими корнями уходит в далекое прошлое и наши земли были заселены марийцами или мордвой и даже в названии села лежит корень «ват» - в переводе означает «вода» или «влага». Действительно вокруг села много речушек и озер, а также родников, рядом с селом протекает крупная река нашего района – Урга.





Следовательно, до прихода сюда наших предков здесь жили фино – угорские народы, которые покинули обжитые места и к 17 веку они превратились в пустоши. Уже в 1670 году Ватрас упоминается как село, а это значит, что там была построена приходская церковь. Именно в это начинает складываться крестьянское предпринимательство, активно начинает развиваться мукомольный промысел, что было очевидным при наличии достаточных водных ресурсов. Село никогда не имело помещика, поэтому и население обладало довольно свободолюбивыми нравами и привыкло из всего извлекать личную выгоду. В 70 – 80 годы 17 века в селе выделяются бобыли – люди, занятые исключительно предпринимательством и платившие денежный оброк, что патриаршему ведомству было весьма выгодным. Я считаю, что именно эти факторы и определили дальнейшую историю села, которое на протяжении всего времени отличалось стремлением к индивидуальному хозяйству и предпринимательству.

С 1764 года село было переведено в ведомство Государственной коллегии экономии и село стало называться «казенным», но более живучим было название «монастырский» вплоть до 30 – х годов 20 века. История Ватраса оказалась связана с крупным историческим событием 18 века, а именно Крестьянской войной Е.И.Пугачева. После того, как Пугачев занял Курмыш, ожидалось, что он двинется на Нижний Новгород и поэтому Ватраса ему не миновать. Рассчитывая на это, ватрасские крестьяне отказались дать властям подписку « об истреблении злодея Пугачева», признав его императором Петром 3. Такое своеволие было жестоко наказано Екатериной 2 и в селе были установлены виселицы, а своего спасителя они не дождались, из Курмыша Пугачев повернул на Казань и на территории нашего села не был. Но видимо крестьянам в это не хотелось верить, и с именем Пугачева связана легенда. Недалеко от современной швейной фабрики, на развилки старой дороги в Спасское, находилась часовня. В ней было много икон, и всегда горели свечи, называлась она Красной, и была разрушена в начале 30 - х годов прошлого века. По преданию Пугачев дошел со своей армией до этого места и остановился на отдых, именно в это время ему было видение, после которого он ослеп и повернул обратно, а в честь этого события и была сооружена часовня.





Но это лишь красивая легенда, Пугачев никогда в нашей местности не был, возможно, здесь прошли войска одного из его атаманов, который разрушил Маровский монастырь.



Основным занятием жителей села в 19 веке становится обработка овечьих мехов – овчин, из которых шились полушубки – главный вид зимней одежды русских крестьян, вследствие чего спрос на такую продукцию был всегда. Данный промысел активно развивался в селе не только в 19 веке, но и весь 20 век, до начала 90 - х годов, когда практически исчез спрос на такую одежду.

В 19 веке село становиться богатым, именно здесь в 1830 году был построен первый в Спасской волости каменный храм, который является действующим и сегодня.





Сохранился список владельцев овчинных заведений села Ватраса за 1897 год, в котором насчитывается 62 владельца. В конце 19 века, Монастырский Ватрас был едва лине единственным местом в губернии, где жили мастера по выделке замши из лосиных шкур – это братья Вавиловы, Ухабин и Ивагин. (Последняя фамилия в наше время в Ватрасе не встречается). Были развиты в 19 веке и другие промыслы: 11 человек имели бондарные мастерские, пятеро – кузницы, пять семей владели ветряными мукомольными мельницами. Практически всё женское население, села, от мала до велика, вязало носки, и варежки из овечьей шерсти. По переписи населения 1897 года в селе насчитывалось 3012 человек, сельское хозяйство для большинства жителей утратило первостепенное значение. Промышленная деятельность уже в конце 19 века наложила отпечаток на внешний облик села, появляются каменные особняки местных богачей, в первую очередь Туриловых, Усихиных, Серяковых. Некоторые из них сохранились и сегодня вполне пригодны для проживания. Умели наши предки строить, я думаю, не многие села нашей местности могут похвастаться застройкой позапрошлого века.









В начале 20 века наблюдаются самые высокие темпы роста населения накануне революции оно составляло 3900 человек, подобного село больше никогда не переживало, а сейчас планомерно уменьшается с каждым годом и составляет сегодня около 800 человек, хотя еще по переписи населения 1989 года в селе проживало 1147 человек.

Февральскую, а затем и октябрьскую революцию жители Ватраса восприняли по – разному, одни с восторгом, а другие с опасением и настороженностью и последних было большинство. В 1918 году село практически было полностью подвергнуто антибольшевистским настроениям, что привело к открытым столкновениям с большевиками летом 1918 года. Узнав о выступлении крестьян в селе Быковка, зажиточные люди Ватраса разграбили дом большевика Стеклова А.М, а самого его убили. Тогда, для успокоения села, был направлен отряд уездного ЧК, вооруженный винтовками, пулеметом и пушкой. Тогда для устрашения было сделано несколько предупредительных выстрелов, один из которых попал в нижнюю часть колокольни ватрасской церкви, на которой беспрестанно гудел колокол. Канонада отрезвляюще подействовала на крестьян, и они разбежались по домам. След от выстрела из пушки оставался на церкви до конца 80 - х годов, когда началась реставрация храма.

Ни одно крупное историческое событие не обходило стороной наше село. В 1930 е годы началась массовая коллективизация сельского хозяйства страны, создавался колхоз и в Ватрасе. В конце 1934 года начался заключительный этап коллективизации, в колхоз вступили в течение 2 – х месяцев 234 хозяйства. Процесс становления нового общества в нашем селе проходил намного сложнее, так как большинство жителей было занято частным предпринимательством, а это новая власть не приветствовала. Именно в это время за селом было закреплено новое название, из Монастырского Ватрас стал Красным. Новое название прижилось на удивление быстро.

Глубокую рану в истории села оставила Великая Отечественная война. Сколько человек ушло на войну, точно неизвестно, по данным Книги Памяти в село не вернулись 318 человек. Во время войны в Ватрасе открылся детский дом для ребят, эвакуированных из Краснопресненского района Москвы, к 1944 году в нем насчитывалось 48 ребят. Несколько лет назад, ученики нашей школы, пытались найти какую – либо информацию о воспитанниках этого детского дома, но, к сожалению, ничего узнать не удалось.

Послевоенный период был так же довольно трудным, но, несмотря на политику властей в нашем селе продолжали тайно выделывать овчины и хром, а так же вязали носки на продажу. В 60 – е годы 20 века на базе нашего села был создан объединенный колхоз имени Кирова, в который помимо Красного Ватраса входили Тубанаевка, Солониха и Петровка. Это было связано с резким сокращением численности населения сел, так как молодежь в это время старалась покинуть село, уезжало в город от тяжелой физической работы. Конечно, Красный Ватрас как центр крупного хозяйства оказался в выигрышном положении. В 1970 е годы здесь были построены новые административные здания: типовая школа, промтоварный магазин, затем детский сад, на окраине села выросли две новые улицы, на которых получили благоустроенные квартиры молодые колхозники.





Но благодаря усилиям председателя колхоза Егоровой Л.А. Красный Ватрас стал первым селом в нашем районе, где появился природный газ. К сожалению, газифицировать в этот период получилось только 3 улицы, а дальше начались процессы, которые привели сначала к распаду крупного хозяйства, а потом и к полной его ликвидации. В 2004 году в нашем СПК имени Кирова появился инвестор В.В.Кучеров, который взял в аренду земельные паи ватрасцев, закупил технику, скот, построил новый животноводческий комплекс. Но к 2009 году все это полностью прекратило своё существование, и Красный Ватрас остался без какого – либо сельхозпредприятия. От прежнего процветающего колхоза оставалась только вывеска на въезде в село, да и ту убрали летом 2013 года.



Но наши жители не привыкли унывать и уже в сложные 90 – е годы начали искать способы заработать. Как уже было сказано выше, промысел по выделки овчин забыт не был, но он становиться не востребованным, на наши рынки в большом количестве хлынули дешевые и красивые китайские товары, поэтому с ним пришлось расстаться. Поэтому в селе начали выращивать картошку на продажу и разводить скот. Сейчас в селе более 50 хозяйств занимаются выращиванием картофеля, и это является для них основным источником дохода.

На протяжении всего времени существования нашего села моим односельчанам жилось очень нелегко, самые сложные периоды истории не обходили их стороной, и они часто оказывались в центре событий. Но во все времена они надеялись только на себя, на свои руки и известную русскую смекалку и это позволяло им выжить в любых условиях. Поэтому, я считаю, что село, которое состоит из таких людей, достойно жить и процветать дальше. Надеюсь, что наше поколение будет достойным продолжателем деятельности своих предков.











































Комментарии