Сестры милосердия - ХранителиРодины.рф

Цель работы заключается в том,чтобы исследовать подвиг подвиг сестер милосердия Панунцевых в годы Великой Отечественной войны; познакомиться с понятием милосердие, историей служения сестер милосердия в Дербенте; углубить и расширить свои знания о Великой Отечественной войне на основе судеб земляков. Для достижения поставленной цели я постаралась реализовать следующие задачи: - расширить свои знания о Великой Отечественной войне; - из Интернета узнать о сестрах милосердия времен ВОВ; - записать их воспоминания родственников Объект исследования – вклад медицинских работников Панунцевых в победу Великой Отечественной войне. Предмет исследования: история становления милосердия в нашей стране, история жизни сестер милосердия.





Мы молимся о милосердии, и эта молитва должна научить нас с почтением относиться к милосердным поступкам.



Уильям Шекспир



Что же такое милосердие? Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия, сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.). Деятельное проявление милосердия различного рода помощь, не делающая различий между «своими» и «чужими», родными и неродными, близкими и далекими. Недаром женщин, выносивших с поля боя раненных, спасая им жизни иногда ценой собственной, называли «сестрами милосердия». Боль за каждого солдата сопровождали наших героинь, сестер Панунцевых.

Сестры Панунцевы Анаида Григорьевна и Ксения Григорьевна. Редко кто из старшего поколения дербентцев не знаком с этими замечательной судьбы женщинами. Дом по улице Коммунаров. Высокие, широкие окна дома глядят в мир открыто. Говорят, Панунцевы были родом из Карабаха. Так или иначе, а женился Григорий Панунцев уже в Дербенте на кизлярской армянке Марии Аваковой. В этом же доме родились его внучки Анаида Григорьевна и Ксения Григорьевна Панунцевы. Из этого дома еще в смутное предреволюционное время уехали одна за другой две чернокосые хрупкие девушки. Их звали к учебе горячие сердца, горевшие желанием приносить добро людям. Их звала медицина. Жили вместе и в студенческих волнениях участвовали вместе. Вспоминают то бурное время, и молодо горят глаза седовласых сестер. В 1918 году Анаида закончила медицинский факультет Московского университета. Судьба привела ее в Астрахань, к матери, временно выехавшей из полыхавшего революционными боями, переходившего из рук в руки Дербента. Недолго проработала школьным санитарным врачом и была мобилизована 6 января 1919 года Управлением начальника санитарной части Каспийско-Кавказского фронта. По мобилизации вернулась в Дербент в 1921 году. Молодому доктору Анаиде Панунцевой выпала счастливая и трудная доля- едва не с нуля начинать дело здравоохранения в разбитом боями городе.

Ксения Панунцева вернулась в родной город лишь в 1923 году. И вскоре приняла у сестры заведование поликлиникой. Ксения в те годы работала в латышском госпитале, расквартированном в Дербенте, а позже боролась с другой напастью того времени – малярией. Предполагала, что направляется в соседний поселок стеклозавода Огни, где болезнь беспощадно косила людей, на пару недель, а задержалась на несколько лет. И, к чести ее, за это время ни один заболевший малярией не погиб. Сражалась доктор Панунцева за каждую жизнь не только у постели больного: добивалась от руководства завода осушения болот, окружавших поселок, требовала, чтобы все необходимые лекарства были закуплены.Рука об руку работали сестры, сражаясь за здоровье горожан.

Сестер Панунцевых административные должности, на которые их то и дело «сватали», никогда не прельщали. Они были отличными врачами-практиками и считали своим предназначением работу в больницах и поликлиниках. В ночь на 22 июня 1941 года Ксения Григорьевна была вызвана в военкомат. С первых часов Великой Отечественной войны до последнего ее дня она возглавляла военно-врачебную и гарнизонную комиссии. Как ни просилась на фронт – оставили в Дербенте. И долгие 4 года она безупречно выполняла свой врачебный и гражданский долг. Не шли на земле Дербента бои, но их эхо гремело в сердце врача К.Г. Панунцевой горькой болью. Анаида Григорьевна в те грозные годы была ведущим терапевтом одного из госпиталей, развернутых в Дербенте. Из города уходили на фронт полные сил, а в их семьи зачастую приходили лишь похоронки. Обе сестры – живая наша история на определенном ее этапе. Обе заслуженные врачи России и Дагестана, удостоенные высоких государственных наград, обе – кавалеры ордена Трудового Красного Знамени, а Анаида Григорьевна была награждена еще и орденом Ленина.

— Тетю Анаиду, как и тетю Ксеню, — вспоминает их племянница Елена Панунцева, — мы, племянники, называли мамой. Они отдавали нам всю душу, помогали материально. Когда моя мама училась на курсах в Ленинграде (это был 1962 год), тетя Ксеня высылала ей деньги не только на проживание, но и чуть больше – чтобы она могла ходить по театрам.

Сама Ксения Григорьевна, по словам племянницы, была заядлой театралкой. Раз в год обязательно ездила в Ленинград, покупала билеты и себе, и племянникам, которые там жили, и водила всех на спектакли. Сегодня сестер Панунцевых уже нет среди нас. Но память о них жива. Старшее поколение дербентцев охотно рассказывает, какими высокими профессионалами и прекрасными людьми они были. Несколько лет назад на доме, где жили Анаида и Ксения Панунцевы, была установлена мемориальная доска.

.... Ветер качает за окном не газовый фонарь. Льет на осеннюю улицу лучи мощная лампа дневного свечения. И свет ее ласкает написанные в начале века пейзажи с морем в комнате старого дома по улице Коммунаров (Курбанова). Сказочной голубизной вспыхивает этот свет на снежно-белых головах сестер, прошедших вместе с родным городом и республикой, с народом героический многотрудный путь, как и подобает Панунцевым,- всех себя отдавая Родине.

Комментарии