Абдулнасыр - моя малая родина - ХранителиРодины.рф

Камень, вылизанный верблюдом. У нас его называют «Дойя ялаган таш». По легенде, которую рассказывают местные старожилы, этот камень сохранился с далеких времен, когда в хозяйстве у деревенских жителей были верблюды.

Родина... Как много значений вбирает в себя это слово! Для меня, почти уже взрослой девушки, которая стоит на пороге большой жизни, родиной является маленькая башкирская деревушка Абдулнасыр Хайбуллинского района, расположенная на юге республики Башкортостан. Я с 5 класса учусь в пришкольном интернате центральной усадьбы сельского поселения Целинный сельсовет и не могу привыкнуть к мысли, что жить и работать в своей деревне я не буду никогда, потому что она тихонько исчезает. Когда-то моя деревня процветала! Жители деревни работали на земле - выращивали хлеб, пасли скот. Дети учились в основной школе, вечером зажигались огоньки деревенского клуба, функционировал медпункт. Постепенно стали разъезжаться мои односельчане в поисках работы, в желании устроить детей в детский сад, да и просто на перспективу. И у меня на душе непреходящая печаль-тоска по моей деревушке. Отсюда досада, щемящая сердце, отсюда тоска по родной деревушке, по моей малой родине. Мы растем, и наши знания о Родине постепенно расширяются. Чтобы лучше узнать необъятную Родину, нужно изучить свою малую родину, свой край, ту Башкирию " с березовый листок величиной", о которой писал народный поэт Башкортостана Мустай Карим. Не зря ведь говорят "кто не знает прошлого, у того нет будущего", и я решила внести небольшой вклад в историю родного края, которая останется навсегда в моем сердце, написать эссе об истории своей деревни, рассказать о ее людях.

Деревня Абдулнасыр - от образования до начала XX века.

Около двухсот лет назад, в начале века, на берегу небольшой речушки Мунча, что относится к бассейну реки Урал и протекает у подножия Ирандыкских гор появилось небольшое поселение. Вокруг стояли непроходимые леса. Единственным местом, пригодным для проживания, была холмистая равнина у склонов горы Елбаш, что в переводе с башкирского языка означает "ветреная голова". Вот на этом месте и была основана башкирами Тангаурской волости Ногайской дороги деревушка. Первое упоминание о ней известно под названием Зильбаш с 1795 года. Поселились здесь вольнолюбивые и трудолюбивые люди, перенесшие тяготы кочевой жизни и решившие осесть в этих землях, навсегда. Основным занятием моих предков было скотоводство и земледелие. Со временем деревня Зильбаш была переименована и стала называться Абдулнасыр в честь сотника Абдулнасыра Аслаева, который находился на службе в казачье-мещарском войске. Первыми поселенцами деревни Абдулнасыр были служилые люди казачье-мещарского войска, состоящего из башкир Оренбургского уезда Оренбургской губернии. По некоторым письменным источникам, из воспоминаний старожилов, говорится, раньше народ проживал в деревне Куватово Оренбургской губернии, а на территорию поселения перекочевывали только на летнее пастбище - яйляу. Ставили юрты, пасли коров, овец, верблюдов и лошадей. Со временем люди перестали кочевать и начали вести оседлый образ жизни. Вырубили леса и распахали земли, стали заниматься земледелием, скотоводством, охотой и бортничеством.

Рядом пролегала дорога под названием Канифа юлы. Самая известная древняя дорога - северная ветвь караванных путей. По легенде, мать Канифы украли казахи, когда женщина была беременной. В неволе она родила дочь. Другие плененные женщины-башкирки не хотели, чтобы Канифа повторила их судьбу. Они уговорили ее бежать на родину предков, напутствуя словами "держи Полярную звезду всегда справа". Несколько месяцев пути привели девушку на родину матери. Дорога с тех пор называется Канифа юлы. Она имела важное значение для торговли, так как вела в Караван-сарай города Оренбурга. Местные жители занимались торговлей излишками продуктов со своего хозяйства. Постепенно деревня разрасталась. В 1816 году в деревне Абдулнасыр проживало около трехсот человек под командованием юртового старшины Алибая Иргалина 9-го башкирского кантона Оренбургского уезда Оренбургской губернии.

Итак, деревня образовалась в результате поселения башкир казачье-мещарского войска для охраны южных границ государства. Население занималось земледелием, скотоводством, охотой и торговлей.

Деревня в 1900-1940-е годы XX века

Изучая историю своего края, я натолкнулась на материал об открытии в деревне первой мечети, датированной 1900 годом. По воспоминаниям местного старожила Аслаева Юлдыбая, к 1917 году деревня разрослась, численность жителей увеличилась в два раза, увеличилось и количество домохозяйств. В деревне при мечети открылось три медресе. В одной из них учились дети казахов, а в двух других - дети башкир. Через два года в здании мечети открывается первая школа. Жизнь продолжается. Возможно, деревня и дальше бы продолжала увеличиваться, но голод, который в истории нашей страны наступил в 1921 году, унес очень много жизней. По архивным материалам на полях переписных листов встречаются очень много пометок об умерших в голодные годы. Всего сохранилось 60 дворов, из которых в 1926 году произошло выделение хутора Аллаярово - 22 человека в пяти дворах, а в 1929 году - хутора Сукай-Таш, в котором проживали 78 человек в девятнадцати дворах. В период коллективизации с осени 1926года по 1930 год деревня становится центром Абдулнасыровского сельского совета, в который вошли населенные пункты Абдулнасыр, Рафиково, Верхнее Исмаково, Нижнее Исмаково Хайбуллинской волости Зилаирского кантона БАССР. Председателем был Аслаев Калямбай, счетоводом Абдулнасыров Ахматкарим, мой прапрадед.

Изучая историю малой родины, я невольно провожу параллель с историей моей страны. Передо мной встают картины прошлого: революция, индустриализация. коллективизация, раскулачивание. Мою деревню также не минуло раскулачивание. Об этом говорится во многих источниках, но я слышала об этом из рассказов моей бабушки, которая всегда вспоминала одну историю о крепком хозяйственнике Аллаберды. Он имел большой деревянный дом, огромный двор с хозяйственными постройками, кучные отары овец, табун лошадей и стадо коров. У него была своя доильная для кобылиц и конюшня, сепаратор, по тем временам "неслыханная роскошь". Его раскулачили, отобрали все имущество, хозяйство отдали в колхоз, арестовали в 1934 году, обвинив по статье "Активные действия или активная борьба против рабочего класса и революционного движения, проявленные на ответственной должности при контрреволюционных правительствах в период гражданской войны". Приговорили Аллаберды к пяти годам лишения свободы. Как складывалась его дальнейшая судьба, об этом история умалчивает, но в книге памяти есть запись о том, что он реабилитирован в 1989 году. Его история обросла легендой. Якобы в НКВД работал его родственник, который предупредил его об аресте и помог бежать. Аллаберды бежал сначала в казахские степи, затем перебрался в город Пласт Челябинской области. По архивным материалам, он там, действительно, появился до войны и работал с сыновьями на золотоносной шахте. В городе Пласт до сих пор есть небольшая диаспора башкир - выходцев из деревни Абдулнасыр. Сбежал ли он, или все же отсидел, об этом доподлинно неизвестно.

Таким образом, в начале прошлого века, как и всю нашу страну, деревню Абдулнасыр коснулась сплошная коллективизация. Богатые и зажиточные крестьяне были раскулачены, лишены нажитого добра и сосланы в Сибирь, либо арестованы. Колхозники продолжали работать за трудодни, выполнять план хлебозаготовок. Все выращенное колхоз отправлял в закрома Родины.

Деревня в годы Великой Отечественной войны.

Когда началась Великая Отечественная война, на фронт из деревни Абдулнасырово ушли 100 человек мужчин и парней призывного возраста, что составляло почти половину жителей деревни на тот период. Живыми вернулись немногие, в списке на обелиске записаны 22 фамилии. Многие погибли в первые месяцы войны, многие пропали без вести. Вместо ушедших на фронт, работали их отцы и матери, жены, сестры и дети. Борьба за хлеб была самым важным условием обеспечения победы, и жители деревни хорошо понимали это. Работали ночами и днями, не жалея сил. Работали и дети. Работа была трудная. Во время войны все, от мала до велика, трудились в тылу под девизом "все для фронта, все для победы". А по вечерам женщины устраивали посиделки, в долгих беседах о проклятой войне, об урожае, они шили рукавицы, вязали носки варежки, чтобы собрать посылку солдатам и отправить на фронт. Женщины, совсем молодые девчонки,старики, подростки самоотверженно трудились во благо родины, выполняли все работы, не жаловались, делая даже то, что им порой было не под силу. Женщины вынесли на своих плечах всю тяжесть крестьянского труда, никто не роптал, наоборот, стали друг другу опорой и поддержкой. Желание было одно - все только и молились о скорой победе наших солдат в этой страшной войне. Не только штыком, но и молотом ковалась Великая победа.

Обелиск павшим во время Великой Отечественной войны.

В центре деревни на возвышенности стоит обелиск павшим во время Великой Отечественной войны. В списке тех, кто не вернулся с войны значатся 22 фамилии. Многие мои односельчане и по сей день ищут пропавших без вести на полях войны родственников. Для них трудность в поиске пропавших заключается в том, что нет фотографий родных, в то время фотографа в деревне не было. У некоторых односельчан, ищущих родных, нет точной даты рождения погибших, так как не было паспортов. Также не сохранились фронтовые письма. Возможно, были и неграмотные солдаты, не владеющие русским языком, и, написанные на башкирском языке, солдатские письма попросту терялись в пути.

К 75-й годовщине Великой Победы в Великой Отечественной войне жители нашей деревни приняли активное участие во Всероссийской акции "Бессмертный полк". Было приятно видеть односельчан с гордостью несших портреты ветеранов войны и тыла. Зачастую это были просто портреты- надписи фамилий, имен и отчеств родных, воевавших на фронте, не вернувшихся с полей сражений или погибших уже в мирное время от полученных ран. Многие мои земляки обращаются в архив республики, чтобы найти ноть какую информацию о пропавших без вести во время войны родственников, чтобы изучить родословную и создать шежере, чтобы реабилитировать имена родных, попавших в плен или пропавших бесследно. В нашей семье тоже есть пропавший без вести на полях сражений, дядя по дедушкиной линии Абдулнасыров Ахметхужа Сулейманович. К сожалению, никакой информации о нем пока мы не нашли. В семье не сохранилось ни одной фотографии, ни одного письма, ни одной весточки. Бабушка рассказывала, что фотографий не было в то время ни у кого, это после войны стали появляться фотокарточки.

Я надеюсь, что имена всех погибших, пропавших без вести в этой страшной войне, будут найдены и увековечены в памяти народной. Не зря ведь говорят, кто ищет, тот всегда найдет. И мы не теряем надежды, ежегодно посылаем запросы в архивы не только республики, но и страны, в поисках малейшей информации о родных и близких.

История каждого солдата и ветерана Великой Отечественной войны примечательна и важна, значима в копилке победы, значима для родных и близких, для односельчан. Расскажу о славном боевом пути одного из наших родственников, уроженце деревни Абдулнасыр. Аслаев Абрар Агзамович, 1924 года рождения. В 1942 году восемнадцатилетним парнишкой Абрар вместе со своими сверстниками уходит на фронт. Его направляют служить, а точнее, воевать в 153-ю стрелковую дивизию. В одном из боев Смоленской наступательной операции его ранят. После непродолжительного лечения в госпитале, его вновь направляют воевать в эту же дивизию в 563 стрелковый полк. Абрар Агзамович принимает участие в освобождении города Смоленск и многих деревень Смоленской области. Участвуя в Белорусской наступательной операции в 1944 году, он получает серьезное ранение в ногу. В госпитале он лишается ноги, его отправляют домой. Благодаря стойкости, силе воли и выносливости, Абрар Агзамович мужественно выдерживает все испытания судьбы, долгое время работает в деревне счетоводом, бухгалтером, председателем Целинного сельского совета. Он был награжден орденом Отечественной войны I степени. Сегодня все его дети живы, здоровы, на заслуженном отдыхе, воспитывают внуков.

Аманбаев Хурматулла Гизатович.

Другой земляк, ветеран Великой Отечественной войны Аманбаев Хурматулла Гизатович, 1925 года рождения. Он окончил начальную школу в деревне Абдулнасыр, дальнейшее образование получил в семилетней школе в деревне Верхнее Исмаково. Когда началась война, он досрочно получил свидетельство об окончании семилетней школы. Счетовода из деревни Абдулнасыр забрали на фронт, заменить его было не кем, и тогда на эту должность директор школы предложил Хурматуллу. За короткое время, обучившись счетному делу, чуть позже пройдя двухмесячные курсы в селе Юлдыбаево, Хурматулла приступает к работе колхозного счетовода. В 1943 году его призывают в армию. Первую военную подготовку он получает в Тоцких военных лагерях, далее проходит курсы радиотелеграфистов в городе Тбилиси, и 8 января 1944 года его, в качестве радиста, направляют в 316-ю стрелковую дивизию 1-го Украинского фронта. Мне запомнился рассказ об удивительной встрече Хурматуллы агая с Мустаем Каримом. Там, на фронте, он встретился с военным фотокорреспондентом. Военкор оказался родом из Башкирии, когда об этом стало известно, радостно обнялись с земляком, даже сфотографировались на память. Это был Мустай Карим, будущий народный поэт Башкортостана. Хурматулла агай участвовал при форсировании реки Южный Буг, в Львовско- Сандомирской операции, в форсировании реки Дунай, освобождал Венгрию, а закончил войну в Австрии. Он был отважным, храбрым воином, об этом говорят его боевые награды - орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, медали "За отвагу", "За взятие Будапешта", "За взятие Берлина", "За победу над Германией" и многие другие. Истории учат нас быть настоящими людьми, восхищают силой духа, которую они имели, когда преодолевали трудности военного лихолетья.

Как и вся страна, деревня отдала войне своих лучших сыновей. Я горжусь своими земляками, участвовавшими в Великой Отечественной войне. Хочу продолжить сбор материала об участниках Великой Отечественной войны из деревни Абдулнасыр и участвовать в исследовательском проекте "Никто не забыт, ничто не забыто!" Сегодня в деревне Абдулнасыр давно нет в живых участников Великой Отечественной войны, уже не осталось и ветеранов тыла.

Мой край - край замечательных людей. Мой родной край, моя маленькая родина, где жили мои прадеды и прапрадеды, которые учили своих детей добру, честности, трудолюбию, любви к родной земле, жили и трудились, воевали и защищали мир во имя мирного неба над головой для нас, для будущих поколений.

Деревня Абдулнасыр со второй половины XX века по настоящее время.

В послевоенные годы восстанавливается мирная жизнь. История деревни и колхоза в этот период неразрывны. В Хайбуллинском районе приступили к реализации плана преобразования природы. Развернулись работы по посадке лесополос, строительству прудов и водоемов. Остро встал вопрос о повышении культуры земледелия. Была поставлена задача - превратить степной район в производителя зерновых культур и на этой основе развивать животноводство.

С 1954 года для района начались годы подъема целины. Были вспаханы тысяча и тысяча гектаров целинных и залежных земель. Организованы 3 целинных совхоза - "Хайбуллинский", "Маканский", "Матраевский", которые находились недалеко от деревни. Абдулнасыр вошел в состав Хайбуллинского совхоза одноименного района. За счет освоения новых земель увеличилось производство зерновых культур, возросло и производство продуктов животноводства.. Все жители трудились на полях и на фермах. Трудились на совесть, от рассвета до заката. Многие земляки стали передовыми механизаторами и животноводами. В 1970-1980 годы деревня в составе Хайбуллинского совхоза достигла наибольшего расцвета в области земледелия и животноводства. Было получено несколько тысяч центнеров зерновых, продано государству несколько тысяч литров молока и центнеров мяса. В деревне был построен новый клуб, открылся новый магазин, построена восьмилетняя школа. Начал работу фельдшерский пункт, детский ясли-сад для детей.

Преобразования девяностых годов, переход к рыночной экономике, не могли не коснуться и моей деревни. Весной 2000 года в деревне был образован сельскохозяйственный кооператив, затем его преобразовали в коллективно-фермерское хозяйство, а потом состоялась процедура банкротства. Так моя любимая деревня осталась предоставлена сама себе. Люди, работавшие на земле, остались без рабочих мест и достойной зарплаты. Какое- то время работали бюджетные организации. Потом закрыли клуб, школа из девятилетней была реорганизована в начальную, а потом стала вовсе филиалом. Все трудоспособное население начало потихоньку разъезжаться: кто в центральную усадьбу, кто в районный центр, кто-то вовсе подался на север в поисках работы.. Сегодня в деревне остались доживать свой век пенсионеры. Молодежь не стремится возвращаться в родную деревню. В поисках более комфортной жизни, они после получения профессионального образования, остаются в городе. Мои родители тоже ждут, когда их дочь окончит школу, чтобы переехать в районный центр. От этой мысли мне становится грустно-грустно.

Но, несмотря на все трудности, деревня остается жить, а односельчане надеются на его второе рождение. Каждый человек на Земле должен помнить и любить свой родной край, свою родину, уважать ее и, если понадобится, защищать. Думаю, надо знать и помнить свои корни, своих предков, культуру родного края, так появляется история о прошлом.

Известные люди - выходцы из деревни Абдулнасыр.

На карте республики мою деревню не увидишь. Но в этой маленькой деревушке родились люди, о которых сегодня знает не только Башкортостан. Я непременно хочу написать о них - выходцах из деревни Абдулнасыр. Первые знания они получили в деревенской школе. Окончив ее на башкирском языке, уехали в города республики получать профессиональное образование. В дальнейшем, трудясь во благо процветания родины, стали известными людьми и внесли достойный вклад в развитие родного края и республики. Местные жители, в том числе и я, гордятся своими земляками. Вот они:

Адигамов Абдулла Камалетдинович - партийный и государственный деятель, член правительства Башкирской АССР в 1918-1923 годы;

Аманбаев Хурматулла Гизатович - кавалер Ордена Красной Звезды, кавалер Ордена Отечественной войны II степени, кавалер почетного звания "Почетный радист СССР";

Аслаев Абрар Агзамович - кавалер Ордена "Знак Почета", кавалер Ордена Отечественной войны I степени, кавалер медали "За освоение целинных и залежных земель", председатель Целинного сельского совета Хайбуллинского района в 1959-1963 годы;

Аслаев Анвар Абрарович - председатель Целинного сельского совета Хайбуллинского района в 2003-2007 годы, лауреат республиканского фестиваля кураистов "Жемчужины народного творчества";

Аслаева Гульсира Салиховна - кавалер почетного знака "Отличник народного просвещения РСФСР";

Исянбаев Ишбулды Султангалеевич - кавалер ордена "Знак Почета";

Саитов Уильдан Гильманович - член Президиума Академии наук РБ, кавалер почетного звания "Заслуженный работник печати и массовой информации Республики Башкортостан", директор научного издательства "Башкирская энциклопедия";

Файзуллин Аитбай Абдулхакович - кавалер почетного звания "Заслуженный артист БАССР", кавалер почетного звания " Народный артист БАССР", солист Башкирского государственного академического ансамбля танца имени Файзи Гаскарова;

Файзуллин Хайбулла Сайфуллович - кавалер почетного звания "Заслуженный работник сельского хозяйства БАССР";

Сиражитдинов Юлай Дидарович - кавалер почетного звания "Заслуженный учитель Республики Башкортостан", начальник Управления образования администрации Хайбуллинского района.

История деревни Абдулнасыр неразрывно связана с историей республики и страны, имеет еще много интересных фактов для исследования. Изучая материалы по истории деревни Абдулнасыр, я открыла для себя много нового, интересного и неизвестного, что помогло мне лучше узнать историю своей Родины, представить жизнь деревни в прошлом и ее значимость в истории страны. Слушая рассказы коренных жителей, я пришла к выводу, что в нашей деревне всегда жили целеустремленные, трудолюбивые, мужественные и преданные своей родине, люди.

К сожалению, у родной деревни в настоящее время существует множество проблем и одна из них, наряду с безработицей, демографическая. Многие односельчане предпочитают жить в крупных населенных пунктах с развитой инфраструктурой, молодежь - в городах. Но одно остается неизменным, всех манят родные места, все возвращаются хоть на время в родную деревню. Ежегодно проводятся встречи родных и близких на празднике "Здравствуйте, односельчане!", организуется праздник родословной "Шежере байрам". Где бы ни жил человек, одно остается неизменным - это память о малой родине.

Уникальные места деревни Абдулнасыр.

В нашей деревне, с богатым историческим прошлым, есть уникальные места, которые имеют свою историю, "поросли" легендой. Для моих сверстников эти края могут быть интересны природными памятниками.

Около деревни Абдулнасыр есть озеро "Тунэрэк куль". Оно имеют круглую форму с ровными берегами. Есть мнение, что оно родникового происхождения. Жительница деревни Сафиуллина Киньябика Мухамедьяровна рассказывала о том, что раньше озеро называлось "Киндер халган", потому что в ней вымачивали коноплю. После обработки конопли на специальных ручных станках, ткали из нее холсты. Из конопляных холстов шили скатерти, полотенца, мешки и одежду. Раньше озеро было большим и глубоким. Дети летом купались в прохладной воде, ныряли в озеро, наступая на большие камни, лежащие на берегу озера. Сейчас это озеро заметно обмелело.

Камень, вылизанный верблюдом.

Около этого озера лежит камень "Дуйя ялаган таш". По легенде, которую рассказывают местные старожилы, этот камень сохранился с далеких времен, когда в хозяйстве у башкир были верблюды. В 1850 году в "Оренбургских губернских ведомостях" была напечатана работа Н.Казанцева "Описание башкир". Интересны наблюдения Н.Казанцева о составе стада. Кроме лошадей, у башкир, живущих по Сакмаре, Деме, Исети, Узеню и другим рекам, имеются верблюды. Они такой же породы, как и у казахов, двугорбые, желто-бурой, гороховой и белой масти. Шерсть и шкуру верблюда башкиры использовали при изготовлении различных изделий, а мясо употребляли в пищу. Башкиры приспособились впрягать в них телеги и сани для перевозки различных грузов.

Оказывается, верблюды лизали камень из-за содержания в нем соли, которое необходимо им для поддержания жизнедеятельности. По материалам башкирской энциклопедии, этот камень является породообразующим минералом под названием галит. По химическому составу в ней содержатся примеси хлористых и сернокислых солей кальция, магния, калия и глины. В результате постоянного облизывания, в камне образовывались глубокие ямки.

Сосна - долгожительница. 

Вблизи деревни на склоне небольшого холма растет сосна. Это одинокое дерево с мощной кроной видно издалека. Об этой уникальной сосне впервые написали в районной газете "Хайбуллинский вестник" от 03 октября 2013 года в статье "Вечные ценности: помочь и сохранить". "Еще одной достопримечательностью местности является великовозрастная сосна, растущая между деревнями Исянгильдино и Абдулнасырово. Обхват ствола дерева около полутора метров, а помогло ему выстоять и выжить видимо то, что растет оно в ложбинке между гор - и от ветра защита, и влага сохраняется". Действительно, сосна с развесистой кроной, стоит, как памятник, на "пьедестале" мощных, оголенных корней, выпирающих из-под земли. По рассказам старожилов, эта сосна росла еще до образования деревни. Можно предполагать, что нашей сосне - долгожительнице более 300 лет.

Гора Елбаш (ветреная голова). 

Елбаш - один из отрогов Ирандыкских гор, что относятся к Уральским горам. Высота его 585 метров над уровнем моря. Но если забраться на его вершину, что мы часто делали в детстве, то можно увидеть до восьми окрестных деревень, расположенных в нескольких километрах от деревни Абдулнасыр. Вершина горы имеет, в целом, округлые мягкие очертания. К югу, горные склоны, постепенно понижаясь, переходят в холмистую равнину. На склонах растут заросли дикой вишни, чилиги и шиповника лекарственного. На холмистых равнинах растут луговые травы и степной ковыль.

Я могу продолжать рассказ о своей малой родине еще очень долго. Но хочется сказать главное: надо сохранить эти красивейшие и уникальные места, природные памятники, для будущих поколений, чтобы они знали и помнили, чем восхищались их предки, что воспевали в мелодиях курая. Когда я смотрю на окрестности деревни, на гору Елбаш, на озеро "круглое", у меня сильней бьется сердце. На душе становится тепло и радостно от мысли, что все это наше, родное, знакомое с первых дней жизни. Я испытываю чувство любви и гордости за свою землю, за свой родной край.

Я еще не решила, кем я стану после окончания школы, какую профессию выберу. Я не знаю, как сложится моя судьба. Но одно я знаю точно, свою малую родину, свою деревушку, мой родной Абдулнасыр, я не забуду никогда. Буду с радостью возвращаться в родные края, навещать родных и близких, верить, что когда-нибудь моя деревня вновь оживет, станет краше и богаче. Благодаря моей работе, о ней узнают многие другие, а те, кто уже знаком с деревней, посмотрят на нее другими глазами.

Комментарии