Легендарная Тамбовщина  - ХранителиРодины.рф

Множество тайн и загадок моей малой Родины.

Ещё знаменитый русский писатель Николай Семёнович Лесков горько сетовал на то, что русские, являясь великим народом, не стремятся сохранить память о своей истории. В связи с этим автор бессмертного «Сказа о Левше» писал: «Создаётся впечатление, что весь русский народ когда-то рябая курица в крапиве вывела!» Увы, с Лесковым можно согласиться, так как и сегодня многие мои ровесники не знают ничего об истории родной земли, на которой живут они, жили их пращуры и, возможно, будут жить когда-нибудь наши дети и внуки. Я уверена, что невозможно полюбить всей душой, всем сердцем родные места, если ничего не знаешь о былых делах предков. Ловлю себя на мысли о том, что Тамбовщина в нашем современном восприятии всегда мыслилась на периферии исторических событий: вот в Северном Причерноморье когда-то кипели страсти, лилась кровь греков и скифов, там творилась мировая история! А тут что: «немудрёная земля под неярким небом», как говорил писатель Паустовский? Но давайте задумаемся: так ли это на самом деле?

Увлекаясь чтением исторических произведений, изучая музейные экспозиции Мичуринска и Тамбова, я пришла к выводу, что малая Родина на протяжении веков являлась не только Великим путём из Азии в Европу, но и превращалась в волшебный этнический котёл, в котором «перекипели» народы и цивилизации, чтобы явить в наши дни особую стать южнорусского культурного этноса. Оказывается, в Староюрьевском районе хорошо известны скифские курганы, которые ещё мало исследованы. Меня поражает осознание того, что три тысячи лет назад по степным просторам нашего края тянулись караваны кочующих скифских племён, пылали жертвенные костры, а воины сходились в смертельных поединках. Да-да, это те самые скифы, расселившиеся от Причерноморья до Алтая! Так неужели они канули в лету, растворились во Вселенной, оставив в память по себе только ржавые мечи-акинаки и золотые украшения в зверином стиле? Так ли это?

Наш край хранит в себе множество тайн и загадок. Историки и краеведы долгое время изучают историю Тамбовщины, но точных сведений о важных исторических событиях установить до сих пор не удалось. Сегодня мы можем довольствоваться легендами и предположениями исследователей нашего края. Но хотелось бы сделать оговорку о том, что полулегендарный характер фактов подтверждается поговоркой: дыма без огня не бывает. Возьмём хотя бы события далёкого тринадцатого века. Территория нашей области тогда была частью Дикого Поля. Это огромная степь, заселённая племенами, ведущими между собой бесконечные войны. В основном это средневековая мордва, но уже тогда в степных районах появляются первые славянские поселения. И для славян, и для мордвы существует одна, общая для всех, опасность – набеги половцев с верховьев Дона. Как говорится, извечная борьба кочевников и земледельцев. Тринадцатый век для местного населения стал временем Страшного суда: с юго-востока нахлынули полчища кочевников, которых ранее никто не встречал. Самоуверенные и жестокие, воспитанные в седле с детских лет, дисциплинированные тумены монголов наводили ужас на мордву и на русских. Даже в русском языке осталось красноречивое свидетельство: «Незваный гость хуже татарина». Наша родная земля тоже сохранила следы событий той страшной эпохи.

У местных краеведов есть предположение, что в реке Воронеж на протяжении участка Никольское -Тарбеево есть древний брод, выложенный из каменных блоков углом-змейкой. Местный краевед Степанищев И.И. говорил, что в солнечный день, когда вода чистая, ломаную линию брода можно было наблюдать в виде каменной «змейки». Существует версия, что этот брод был построен ещё до начала 13 века. С какой же целью он был сооружён? А для того, чтобы спасаться от конницы степняков. Кони не могли перейти реку по такому броду. Местные жители разбегались по округе, перейдя реку, но только если были заранее предупреждены об опасности.

Мичуринские краеведы убеждены , что в районе села Новоникольское есть так называемый курган Богатырский, известный по местным легендам девятнадцатого века. В этом кургане якобы захоронены павшие воины Рязанского княжества. Здесь были «порубежные засеки» Рязанской земли, пограничная черта древнерусской окраины. Считается, что отряд русских дружинников-пограничников был застигнут кочевниками и в неравной схватке пали все воины. К сожалению, никаких археологических изысканий на данной территории не велось.

Может быть, вам приходилось слышать о селе Эксталь Тамбовского района? Довольно странное название для русского села, не правда ли? Вот что рассказывает нам легенда. Весь день дул сильный ветер, но к вечеру стих. Вдруг земля задрожала от топота тысяч конских ног, а в воздухе раздались крики воинов. Они остановились на холме, у реки. Затрещали ветки, воины развели костры, ставили шатры для ночлега. В самом большом из шатров расположился Батый со своей женой и сыновьями. Всю ночь проплакала жена хана, вспоминала детство…

В одной из русских деревень в своей семье жила девушка Аксюта. Но жизнь её изменилась, когда в деревню пришли монголо-татары. Деревня была сожжена, жители убиты, а Аксюта и её мать попали в плен врага. Позже девушка стала женой хана Батыя. И вот теперь Батый, её муж, со своими войсками топчет и опустошает родные земли Аксюты. Утром на рассвете лагерь ожил. Воины были готовы двинуться вперёд. Хан поднял руку, чтобы отдать приказ, но в эту минуту рядом с ним оказалась Эксталь (Аксюта). Она встала на колени и начала слёзно молить мужа: «Великий Бату! Не ходи туда, пойдём назад в Орду». В ответ хан поднял плётку и с силой ударил женщину. Со стоном упала Эксталь на землю. Но тут же Батый неожиданно вскрикнул от боли: старший сын, выхватив кинжал, ударил его в ногу. Хан Батый приказал заколоть кинжалами Эксталь и сына. А над их телами был насыпан высокий холм (курган). Позже возле кургана возникло поселение, его назвали Эксталь, по-русски Аксинья или Аксюта.

Местонахождение ханской ставки перед нашествием на Русь исследователи «приписывают» опять-таки нашему краю. Интересна в этом плане история села Устье Мичуринского района. Историки до сих пор пытаются отыскать загадочную крепость Онузу, которая могла находиться на месте нынешнего села. По легенде, в 1237 году хан Батый перезимовал в крепости, а затем сжёг её и двинулся дальше в русские княжества. К сожалению, Онузу так и не нашли, но споры историков продолжаются по сей день.

Для чего нужны знания об истории малой Родины? Ведь зная о прошлом, о подвигах наших предков и трудностях их жизни, начинаешь крепче любить свою родную землю. Её поливали кровью и потом десятки поколений предков, за неё сражались, её пахали с тем, чтобы земля-кормилица сторицей отблагодарила труд земледельца. Поколения людей рождались и безвозвратно уходили в бездну времени на историческом пути, завещая нам хранить и благоустраивать отчий край. Каким бы маленьким не был город, село, микрорайон или деревня, в которой вы проживаете, за пеленою времени стоят ваши великие предки, которые вершили судьбу нашей страны. Да-да, даже самая малая часть страны играет огромную роль в достижении национального успеха. Поэтому каждый из нас должен гордиться своей Родиной. Как малой, так и большой.

И не стоит забывать о том, что достойное знание прошлого позволяет нам не совершить ошибок, которые допустили наши предки. Как говорил великий писатель Максим Горький: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего».



Комментарии