Душа Учителя - ХранителиРодины.рф

Работа рассказывает о человеке, который всю свою жизнь посвятил детям, о Учителе с большой буквы. Это гордость нашей земли, её соль. Учительская династия - как благодарность и продолжение жизни Учителя.

"В детстве я мечтала стать учителем. Я всегда любила играть в школу, воображая себя педагогом.

Шло время... И вот, я окончила школу, и твердо знала, что пойду учиться на учителя и стану примером для учеников и в будущем, для своих детей"- так говорила моя прабабушка Цымбал Раиса Николаевна, вспоминая о своей жизни.

Она родилась в 1934 году и пошла в школу в суровом 1942. Мама сшила ей холщевую сумку для книг вместо портфеля и отправила в первый класс. Приходилось учиться в трудных условиях. Тетрадей не было. Писали карандашом на клочках бумаги или на газетах, чернила замерзали. Иногда уроки прерывались воем сирен и тогда дети бежали в бомбоубежище, держась за руку учительницы. Прабабушка вспоминала свою первую учительницу, высокую, строгую Анну Николаевну, которая была для малышей мамой и педагогом. Они доверяли ей свои секреты, как самому родному человеку. Вот тогда- то и решила моя прабабушка, что обязательно станет учительницей.

После окончания школы она поступила в педагогическое училище, которое закончила с отличием, а затем её отец настоял на продолжении обучения в институте на естественно - географическом факультете.

Сколько впечатлений было у юной студентки от учебы! Она стремилась познать все - предмет, педагогику, методику преподавания, не оставалась в стороне и от общественных дел. Рая всегда была в гуще студенческих событий, в центре коллектива. В каких только экспедициях она не побывала, сколько разных мест изведала: и Кавказские горы и равнины Сибири. Когда пришла пора начать трудовую деятельность моя прабабушка не задумываясь пошла работать в сельскую школу. И стала она не просто Раиса, а Раиса Николаевна. И любила она свою работу, больше всего на свете, и главным для неё были дети. Любознательные, озорные, добрые, все разные, но благодарно отвечающие на любовь взаимностью. На уроках, когда Раиса Николаевна объясняла материал, стояла идеальная тишина. Замирая от восторга, ребята слушали, как музыку её рассказы о разных странах и городах. Тогда она поняла, что работа с детьми – это смысл всей её жизни. Сколько терпения, доброты, любви и понимания могло вмещаться в таком учителе, как моя прабабушка! Она вела урок, будто сказку рассказывала. И дети, как заколдованные, слушали её. В то время не было наглядных пособий. Чтобы детям было всё понятно, она вместе с мужем наклеивала на большой кусок картона географическую карту, отмечала на ней лампочками известные месторождения, гидроэлектростанции, города, в которых была развита та, или иная отрасль промышленности. На уроках загорались эти волшебные огоньки, неся детям радость нового познания. Она была влюблена в свою работу, так как каждый ребёнок – это открытая книга, которую она писала вместе с другими учителями и родителями. Ребята никогда не видели её мрачной. Открывалась дверь - и тут она со своей обворожительной улыбкой на лице. Дети чувствовали, как учительница любит их. Я полагаю, что это самое главное в профессии учителя.

Есть педагоги от Бога, а есть педагоги от профессии. Педагог от Бога наделён от природы тонким чутьём и проницательностью, которые позволяют ему понять ребёнка, услышать его внутренний голос, и принять в тех или иных ситуациях единственно правильное решение. Его талант помогает ему легко и бережно прикоснуться к детской душе, без особых усилий оказать огромное влияние на ум и сердце ребёнка. Именно таким педагогом была моя прабабушка. Для неё не было ни любимчиков, ни лучших - каждый ребенок - Личность! Она ходила с ними в походы, проводила спортивные игры, ходила в лес и каталась с горы на санках. Ребята безумно её любили. Многие «озорники», вырастая, приходили к ней и говорили спасибо за то воспитание, которое она им дала.

Быть учителем – это, несомненно, призвание и талант. Но это ещё и постоянное самосовершенствование, непрерывная, вдумчивая работа над собой. Вот и Раиса Николаевна постоянно училась, много читала, узнавала новое и передавала всё это детям. Учитель – это человек, который закладывает в своих учеников любовь к знаниям, желание учиться, направляет их в жизни, делает мир ярче и интереснее. Я горжусь своей прабабушкой. Она искренне верила в то, что если каждый учитель будет профессионально выполнять свои обязанности, развивать в себе мастерство и стараться воспитывать Личность, то мы сможем гордиться и верить в светлое будущее России. Всё-таки учительская профессия рассчитана на талантливых людей.

«Посредственный учитель» звучит нелепо - Учителем нужно родиться! Раиса Николаевна была рождена Учителем и проработала в школе 50 лет. Полвека она отдавала сердце и душу детям! И не зря. За годы, отработанные в школе, многие её ученики достигли высоких результатов в различных сферах деятельности: половина коллектива школы в которой я учусь ее выпускники, Александр Сергеевич Колпаков — российский государственный деятель, Управляющий делами Президента Российской Федерации, Гречишкин Александр Викторович - заведующий кафедрой "Городское строительство и архитектура" ПГУАС, Селемнева Надежда Михайловна – глава администрации р.п. Башмаково, Дмитрий Комков работает в военном духовом оркестре при Пензенском артиллерийском училище, Шлыков Евгений награждён дипломом лауреата 1-ой степени 5-го Всероссийского конкурса исполнителей народной песни имени Русланова г.Саратов, Поливалов Андрей Владимирович – мастер спорта России по регби и многие – многие другие.

Её труд оценен многочисленными наградами: Почетные грамоты Министерства просвещения РСФСР, Благодарственная грамота Пензенского отдела народного образования, Почетная грамота обкома профсоюза, значок "Отличника народного просвещения", медаль "За многолетний добросовестный труд".

Она никогда не говорила "Я пошла на работу". Она говорила - "Я пошла в школу". Прабабушка очень любила людей, она всегда говорила, что в каждом человеке обязательно есть хорошее, надо только научиться - это видеть. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок – личность.

Задача учителя – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Этот талант она открыла в своих детях, которые тоже стали педагогами. Это моя бабушка- учитель математики и тетя – учитель биологии. Мало того, любовь к этой профессии унаследовала и моя мама – учитель начальных классов. И я так думаю, что это не конец, так как мы с братом так же задумываемся о продолжении учительской династии.

Жизнь – это Вселенная, в которой так много звёзд. Высоко в небе сияет Звезда, самая яркая, самая красивая. Это Звезда и есть настоящий смысл жизни. Но её величие и красоту можно понять, только поднявшись как можно выше. Люди смотрят на Звезду с различных расстояний. Для одних, она кажется далёкой и ненужной. Другие устраиваются поближе к доступным звёздам и согреваются их теплом. Профессия учителя – это та Звезда, тепло которой согревает не тело, а душу. И тот, кто почувствовал его, никогда не остановится, а будет стремиться выше и выше. И тем больше тепла будет проникать в его сердце, а затем, будет посылать его дальше, к людям, зажигать их сердца и звать за собою.

Моя прабабушка сейчас горит для меня на небе самой яркой Звездой. В ней сохранилась Душа учителя. Я каждый раз говорю, глядя в звездное небо: "В начале жизни мне повезло. Когда перед тобой сто дорог, когда не знаешь еще ни людей, ни самого себя, мне встретился человек, которому было важно какой я стану. Этот человек отложил свои взрослые важные дела и протянул мне руку. И я увидела в нем друга, и пошла за ним. Я доверяла ему свои детские секреты, а он научил меня понимать главное в себе, других людях, жизни. Он научил меня любить этот мир и жить, распахнув свое сердце».

Фотографии  Цымбал Р.Н. с уроков, вместе с коллективом, вручение грамоты районного отдела образования. 

Поздравление ветерана педагогического труда Цымбал Раисы Николаевны с Днем учителя

Выступление на линейке перед первоклассниками

Урок химии в 10 классе

Комментарии