Одобрено редакцией
Тарханы: Дом для гения
Музей-Усадьба М.Ю.Лермонтова, Лермонтово, Пензенская область
Почему дом Лермонтова сжигали, а церковь в усадьбе – освящали? Вдоль дороги – резные, выкрашенные в жёлтый цвет или простые деревянные заборы. Даже странно ехать вдоль них на машине, а не в упряжке с бубенцами. Лермонтово, родина великого русского поэта Михаила Лермонтова, – село, каких в России осталось мало – душевное и ухоженное.
Напротив одного из обычных деревенских домов вход в усадьбу. Сразу за воротами пруд... И даже в ветреный майский день вода еле-еле колышется, такое здесь спокойствие. В мае вся усадьба окутана запахом сирени... Она повсюду. Сиреневая, белая, лиловая, даже розовая.
И непонятно, что с ней делать: фотографировать не получается – той красоте мало кадра. Значит, запоминать. Запоминайте: усадьба Михаила Юрьевича Лермонтова. Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы».
Барский дом: пожар, амбар, музей
Михаил Лермонтов – священное имя для этих мест. Память о поэте здесь хранят не просто трепетно, а даже ревностно, мягко поправляя в разговоре малейшие неточности в высказываниях посетителя о судьбе поэта.
- Понимаете, он был гений! В неполных 27 лет столько успел сделать... Я всё читала, что он написал. А вам советую прочитать стихотворение Глеба Горбовского «В час, когда он упал»…
Ее рассказ о судьбе великого поэта и необыкновенного человека завораживает.
В 1794 году Елизавета и Михаил Арсеньевы, дед и бабушка Михаила Лермонтова, купили у Нарышкиных усадьбу в Чамбарском уезде. Переехали и, сделав плотину на местной речке, обустроили на территории каскад прудов. Построили добротный барский дом в 30 комнат. У каждого из супругов была большая семья. О такой мечтала и Елизавета Алексеевна. Каждый день она молилась о семейном счастье перед иконой Спаса Нерукотворного, иконой, которой ее благословляли на замужество. Но мечтам о большой семье не суждено было сбыться. И родные покидали Елизавету Алексеевну один за другим – умер муж, умерла дочь.
Бабушка и внук Миша Лермонтов остались вдвоем. Тогда она продала старый барский дом на слом и распорядилась на его месте поставить церковь в честь покровительницы умершей дочери Марии Египетской, а рядом построить новый дом – небольшой, всего в 10 комнат, с мезонином.
…У каретной остановилась повозка. Когда господа вышли из нее, конюх увел лошадей отдыхать. Взрослая барышня мягко провела рукой по волосам, придерживая прядь, обернулась на мальчика, улыбнулась ему и через сосновую аллею направилась к парадному входу в усадьбу.
Этих гостей Елизавета Алексеевна и Миша ждали: приехали любимая тетушка Лермонтова Мария Акимовна Шан-Гирей и сын ее Аким. Это значит, сегодня в чайной, обставленной в итальянском стиле и украшенной гравюрами с работ Рафаэля и Рембранта, пойдет долгий разговор о литературе, живописи, а потом в зале под рояль будут танцы или карты…
Переходило из рук в руки
После смерти Лермонтова, а затем и Елизаветы Алексеевны имение по наследству перешло к ее младшему брату Афанасию Столыпину. Семья жила в соседней Саратовской губернии, и в Тарханы наведывалась редко. Так усадьба перешла в разряд «заглазных имений». Чтобы дом не пустовал, Столыпины в нескольких комнатах поселили управляющего с семьей, а остальные помещения закрыли. Последний управляющий с крестьянами поступал нехорошо, зверствовал. Поэтому во время волнений 1908 года люди не пожалели усадьбу. Не пожалели даже в память о Михаиле Лермонтова, которого почти боготворили в этих край. Обиженный управляющим народ устроил пожар. Горел мезонин. Первый этаж успели раскатать на бревна. Кое-что от здания осталось, поэтому восстановили его быстро, всего за год. На восстановление пошло часть бревен, сохранившихся от старого дома.
В первые годы Советской власти в барском доме была то школа рабочей молодежи, то птичник, то амбар для хранения зерна. Почти за два года до Великой Отечественной войны здесь открыли музей.
Барский дом, переживший все потрясения XX века накануне миллениума, в 1999 году полностью отреставрировали. В Тарханах дом называют мемориальным, так при реставрации сохранили фундамент и нижний этаж. И окружают его восстановленные здания: людская изба, где жила дворня без земельных наделов, дом ключницы и конторщика, – привилегированных дворовых бабушки Елизаветы Алексеевны.
Все здания восстановлены с такой преданностью к этим местам, что ощущаются, как подлинные, мемориальные строения. А вот церковь свои 200 лет простояла смирно. Хотя в ней тоже были амбар и клуб. В 2007 году престол снова освятили. И два раза в месяц, через четверг, здесь проходят службы. После смерти бабушки Лермонтова службы проводились два раза в год: на Пасху и 14 апреля, в день памяти Марии Египетской.
Барский дом
…Барский дом похож на все барские дома: деревянный, с мезонином, выкрашенный желтой краской». …
Летний вход в барский дом обычно открывали весной и закрывали осенью. Перед ним и сейчас разбит розарий, как это было при бабушке Лермонтова. В первой парадной комнате висит ее портрет – можно считать, что знакомство посетителей с Елизаветой Алексеевной состоялось. Значит, уже во всех комнатах посетитель будет невольно ловить ее ускользающий образ.
…Вот Елизавета Алексеевна стоит у летнего входа, ждет, когда Миша прибежит к обеду. В парке на могучем вязе специально для него сделаны качели, возможно, он там. Или играет со своим потешным войском, состоящим из крестьянских ребятишек, в войну. Рядом с домом на холме по приказу Елизаветы Алексеевны для них вырыли траншеи, сшили для «солдат» зеленый мундиры, а для «предводителя» войска, Миши Лермонтова, – красный.
Траншеи сохранились до сих пор, сейчас там, как и 200 лет назад, устраивают игры для детей. Миша подбегает к дому, бабушка берет его за плечо: «Мишель!» Время обеда, она велит внуку привести внешний вид в порядок и проходить в столовую. Там уже сервирован небольшой круглый стол. Успеть надо к первой подаче. Обычно смена блюд происходит четыре раза: подают закуски, супы, соусы и десерты…
В некоторых комнатах барского дома висят работы, написанные Мишей-художником. Рисовать он начал с самого раннего возраста. А в 14 лет написал первую серьезную работу. В образной висит изображение Андрея Первозванного. Во время реставрации полотна под рамой мастер обнаружил надпись «Картина М.Ю. Лермонтова, 1828 год». Ее он списал с одноименной работы художника Лосенко. Картина выполнена в темных тонах, напоминает икону и вызывает чувство какой-то острой боли.
В классной комнате, где Михаил Лермонтов получил домашнее образование, хранится набор красок, какой, вероятно, был у юного художника. Там же в ящике комода лежит образцы крашеного воска, подобные экземпляры Миша использовал вместо пластилина, а в книжном шкафу стоит дорогая его сердцу книга – отдельное издание третьей главы «Евгения Онегина» в тонком переплете. Рядом с Пушкиным стоят математическая энциклопедия и учебник «Зрелище Вселенной». А справа от входа в классную комнату висит оригинальная картина. Полотно разделено на 32 квадрата, и в каждом картинка с сюжетом. Это учебное пособие. Оно примечательно тем, что не писано. Когда присмотришься – поймешь, что картину вышивали, а экскурсовод еще и подскажет, что вышивали ее мельчайшим венецианским бисером.
В мезонине. Портсигар и мамин платок
Первая комната мезонина – кабинет Елизаветы Алексеевны. Входишь в нее и сразу встречаешься с Лермонтовым. Он осматривает тебя пристальным взглядом темных глазах. В первую секунду пугаешься – почему он так смотрит? Потом ловишь себя на мысли, что думаешь о мертвом поэте, как о живом. Но перед зрителем не Лермонтов – на стене висит его портрет. Елизавета Алексеевна заказала его неизвестному художнику.
Напротив изображения Михаила Юрьевича – секретер, такой же мог находиться у Елизаветы Алексеевны. За ним она читала письма внука, которые сохранились до сих пор. Здесь же хранится единственный изданный при жизни автора стихотворный сборник. Рядом с кабинетом – спальная… Есть здесь две вещи, приковывающие к себе внимание, – это парадные носовые платки. Если задержать взгляд на небольшом кусочке кружевной ткани, уже через секунду видишь руку с тонким запястьем его вышивающую, легкий взмах этой же руки, роняющей платок на пол. Один из платков принадлежит Елизавете Алексеевне. На нем вышит герб рода Столыпиных. В комоде у дальней стены хранится точно такой же. Только на платке вышито «Мари» и часть герба рода Лермонтовых. Вышивка незакончена.
В этой же комнате находится икона. Елизавета Алексеевна неустанно молилась иконе Спаса Нерукотворного о здоровье дочери. Не помогла икона, мать Лермонтова умерла от чахотки. Молилась о здравии Миши. Не помогла. Когда бабушке принесли извести о гибели внука, с ней случился апоплексический удар. Икону велела снести в сельскую церковь.
На зиму мезонины в барских домах чаще всего закрывали. Из экономических соображений. В Тарханах мезонин бывало отапливался – Елизавета Алексеевна ждала своего Мишу. И 31 декабря 1835 года он приехал и целых полтора месяца прожил в доме.
Кабинет Лермонтова здесь же, в мезонине. На столе – вещи, принадлежавшие поэту. Чернильница в виде головы львицы с телом совы и отколотым правым ухом, рядом лежит печатка с инициалами МL... На столе, как водится, и записная книга. Ее Лермонтову подарил приятель, поэт Одоевский. Внутри надпись: «Сия старая любимая записная книга дается поэту Лермонтову с тем, чтобы он вернул мне ее сам и всю исписанную».
В ней Лермонтов успел написать всего 16, но самых важных стихов: «Пророк», «Выхожу один я на дорогу». Эту книгу Лермонтов возил с собой на Кавказ, а после его гибели с другими вещами поэта ее доставили в Тарханы. Рядом с ней стоит дорожная шкатулка орехового дерева, которая также принадлежала поэту. В списке вещей убитого поэта она значится под номером 11. На письменном столе хранятся копии рукописей, титульный лист драмы «Маскарад», которую вопреки мечтам автора при его жизни на сцене так и не поставили.
Здесь же знаменитый портсигар Лермонтова, с изображением сеттера на крышке. На обратной стороне – надпись. Рядом – трубка и часть рукоятки кавказского кинжала Лермонтова. Перед второй ссылкой на Кавказ в Москве поэт встретил своего сослуживца Реми. Ему Лермонтов и подарил портсигар. После смерти друга Александр сделал внутри гравировку: «Лермонтов убит Мартыновым в Пятигорске 1841-го года июля 15-го. Грустное воспоминание».
Как найти
Территория усадьбы Тарханы велика – более 200 гектаров. Здесь три пруда, три сада, белые мостики, прогулочные террасы, две беседки. И, конечно, памятник Михаилу Лермонтову недалеко от барского дома. Это единственный памятник, где Лермонтов здесь не в военном мундире, а в домашней одежде. Потому что в Тарханах он – дома.
Телефон: 8(937)4035031
Эл. почта: mustarhany@mail.ru
Комментарии