Малый город с большой историей - ХранителиРодины.рф

Роль маленького города в истории революционной России. И хоть Рузаевку от столицы сотни киломметров, о событиях происходящих там в начале 20 века знал и ставил в пример В. И. Ленин.

Малый город...

Изучая документы городского музея и музея локомотивного депо, понимаешь, в каком историческом месте мы живем. Наш город, Рузаевка, является вторым в республике по значимости населенным пунктом, после столицы республики - Саранска. Он был основан в 1631 году. Но значимость свою он приобрел в начале 20 века, после строительства Московско – Казанской железной дороги. Рузаевку по праву называют колыбелью рабочего класса Мордовии, одним из железнодорожных узлов России. В каждой семье есть родственники – железнодорожники. В моей семье два дедушки работали машинистами, папа и брат - путейцы. И мне стало интересно, а как все начиналось? Какие события превратили наш город в «город железнодорожной революционной славы»?

Большая история...

110 лет назад, 7 декабря 1905 года началась первая русская революция. Эти события послужили сигналом к вооруженным восстаниям во многих городах и сельских местностях страны. Кое-где стали появляться «республики», где власть переходила в руки восставших. Так и в Рузаевке была создана «Рузаевская республика», в поддержку восставших рабочих в Москве. Именно этот момент является началом становления органов местного самоуправления на территории Рузаевки и Рузаевского района.

Сейчас мы много говорим о том, что нашей стране не хватает национальной идеи. А что нужно для того, чтобы она была? Патриотизм, нравственность, единство – эти слова мы много раз слышали в школе, дома. Изучая историю своего родного города, поняла, что, нужно чтобы каждый человек захотел изменить свою жизнь и окружающий мир.

Рузаевская республика, просуществовавшая всего двенадцать дней, оставила о себе яркую память. Её президентом стал паровозный машинист Афанасий Петрович Байкузов. Он был не только машинистом, но и возглавлял отделение профсоюза железнодорожников станции Рузаевка. Для того времени это был образованный человек с жестким характером. Он был очень дисциплинирован. Люди такого склада как Афанасий Петрович всегда были движущей силой больших перемен.

По документам музея локомотивного депо забастовка началась после телеграммы из Москвы, от бастовавших тогда железнодорожников. Четкая организация действий руководителей «республики» привели к тому, что за время её существования снизился уровень преступности на улицах города, открылась школа и т.д.

За двенадцать дней существования республики была сформирована боевая дружина из 150 человек, которая патрулировала на улицах города и охраняла железнодорожные пути. Нашу республику охраняли не только в городе, но и на других станциях. В Сасово был сформирован отряд, который не позволял пройти поездам из Москвы с солдатами для подавления восстания.

На второй день были введены собственные денежные знаки – боны. Местная временная денежная единица в 1 рубль и 3 рубля. Они напечатаны на гектографе. На общую сумму 1000 рублей. Эти денежные средства выдавались вместо зарплаты рабочим. Местные торговцы не сопротивлялись революционерам и выдавали на боны продукты питания.

В ходе сложившихся обстоятельств в это время домой возвратились крестьяне, завербованные на нефтяные промыслы в Баку. Дома своего хозяйства в деревнях не осталось. Уже много суток провели они в пути, особенно страдали дети. Чужое горе всегда трогало А.П.Байкузова. По его распоряжению была создана бытовая комиссия, которая заботилась о нуждах железнодорожников и безработных. Впервые в России была открыта бесплатная общественная столовая, для проезжающих через станцию безработных.

Несмотря на все усилия рабочих в борьбе за свои права двенадцатидневная забастовка была подавлена. На последнем митинге бастующи, машинист Байкузов подвел итоги: «Двенадцать дней держались мы против всего аппарата царской власти! От имени Центрального стачечного комитета спасибо вам, товарищи, за вашу революционную стойкость!».

По итогам судебного заседания, проходившего в июне 1907 года, участников «Рузаевского дела» приговорили к разным срокам заключения. Байкузова как главного заговорщика планировалось привлечь к более строгому наказанию. И лишь речь самого Афанасия Петровича повлияла на решение сословных представителей, ему дали 1,5 года тюрьмы. Затем он был направлен к месту вечной ссылки – село Бакчетское Енисейской губернии.

После победы Октябрьской революции жизнь А.П. Байкузова круто изменилась. Он снова стал водить составы по тяговым участкам. Был он начальником депо Инзы. После перевода в Москву, руководил учебным комбинатом на вагоноремонтном заводе им. Войтовича. Вершиной его трудовой деятельности стала руководящая должность в Наркомате путей сообщения.

Сегодня эти революционеры- железнодорожники стоят в городском парке. Их именами названы улицы моего города. Гордое имя А. П. Байкузова носит техникум железнодорожного и городского транспорта Рузаевки.

Идут годы. Среди звуков, которыми наполнен город, отчетливо слышен гудок локомотива. Навстречу мне идут люди в серых куртках с логотипом «РЖД». А значит, железная дорога продолжает играть огромную роль в жизни города. Железнодорожники, как и сто лет назад, добросовестно работают на благо страны.

Комментарии