Всё новое-хорошо забытое старое - ХранителиРодины.рф

Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, где родились его предки. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина. Современное общество постепенно утрачивает связь с историческим прошлым своей страны. Духовно богатым можно считать только такого человека, который с уважением относится к своей национальной культуре, к своему языку, к истории. Поэтому проблема возрождения культурного и исторического наследия своего народа – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Байсары- одна из таких забытых деревень. Её история началась в 19 веке. Но старые жители деревни до сих пор помнят своё детство и возвращаются в родные просторы вновь и вновь

На забытых просторах Кыквы

Деревушка есть с именем славным.

Там бесчисленно бьют родники,

Вспоминая о дне стародавнем.

Листая страницы истории

Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, где родились его предки. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая страна. Современное общество постепенно утрачивает связь с историческим прошлым своей Отчизны. От моей прабабушки – Никитиной Юлии Михайловны мне стало известно, что выросла она в деревне Байсары. Меня заинтересовала история этой ныне исчезнувшей деревни. Историю своих предков, своей семьи нужно знать. Говорят, что тот, кто не знает своего прошлого, осужден на то, чтобы переживать его вновь.

Деревня Байсары основана примерно в 1850 году выходцами из деревни Шудзялуд Дебёсского района. Давным – давно это было. Старожилы говорят, что первыми пришли сюда два брата со своими семьями. Вырубили лес, построили дома и другие постройки. Позже к ним присоединились несколько семей из ближних деревень. Привлекли первых поселенцев обширные просторы, покрытые лесом угоры, бесчисленные звонкие родники.

По словам Максимова Евгения Аркадьевича, уроженца деревни, слово Байсары состоит из двух слов: бай – богатый. В удмуртском языке есть слова сыръясь, сырк инты (трясина). Получается: место, богатое трясинами (сыръясь интыосын). А в стороне деревни много родников, что и оправдывает выбранное название.

Первое документальное упоминание о деревне находим в Списке населённых мест Вятской губернии 1859-73 гг. «В починке Байсары при речке Альче проживало в 4 дворах 47 человек, из них 15 мужчин и 32 женщины. Никаких промыслов в деревне не было».

Нелегко жилось до революции крестьянам. Как и везде были и богатые, и бедные. Жители деревни занимались земледелием и скотоводством. На реке имелась мельница. Землю делили по наличию в семье душ мужского пола, для чего регулярно и проводились списки населенных мест. В каждой семье держали много скота, птицу. Лишь немногие могли посещать церковно-приходскую школу в деревне Кыква, которая была образована в 1901 году. Первым учителем был Вдовин Евгений Григорьевич из Сарапула, получивший образование в духовной семинарии. Большая часть населения осталась неграмотной.

С приходом советской власти жизнь в Байсарах постепенно начинает меняться. В 1924 году на основании декрета ВЦИК от 28 июля была образована Шарканская волость, затем Кыквинский сельский совет в составе 15 деревень, в том числе Байсары.

В 30-ые годы XX века в районе идёт коллективизация. Промколхоз «Байсары» организован в 1930 году. А через четыре года здесь уже имели молочнотоварную ферму, свиноферму, кузницу, организовано лесопильное, деревообрабатывающее, кулерогожное производство. Занимались выращиванием зерновых культур, льна.

В 1940 году Байсарский леспромхоз выпускал лесоматериал, пихтовое масло, столярные изделия, мочальные рогожи. Изготавливали мочала, шили сумки, мешки. Зимой валили липу, снимали корьё, затем корьё замачивали в пруду, снимали лыко, ткали рогожу. На кузнице ковали подковы, ремонтировали плуги, изготавливали вилы и многие другие изделия для нужд хозяйства.

Война никого не прошла стороной

Жизнь только стала налаживаться – началась Великая Отечественная война. В первые дни войны ушли на фронт мужчины, молодые парни из этой деревни. Тяжелым бременем легли на плечи матерей, жен, сестер, стариков, все невзгоды военных лет. Надо было теперь работать за себя , мужа, брата, ушедших на фронт.

Из воспоминаний В. Н. Максимовой, жителя деревни Байсары. «В семье нас было четверо детей. Отца на фронт взяли в 1941 году. Жили впроголодь. Ходили весной по полям, лугам, искали зерна, оставшуюся мерзлую картошку. На мясо шли даже мертвые животные. Хороших лошадей забрали на фронт. Старикам приходилось учить быков, коров ходить в упряжке».

После окончания войны медалью «За доблестный труд в ВОВ в 1941-45гг» было награждено 53 человека из деревни Байсары. Вот некоторые из них: Филатова Ульяна Иосиповна – колхозница, Корепанов Леонид Кузьмич – ученик, Леконцева Елена Романовна – колхозница, Лялин Петр Иванович – ученик.

Многие с войны не вернулись. Их имена навечно остались в «Книге памяти». Среди них мой прадед – Никитин Сидор Иванович, 1906 года рождения. Был призван в Советскую Армию в августе 1941 года. Ефрейтор. Погиб в марте 1944 года. Похоронен: поселок Бараки Гомельской области, Белоруссия.[6]

Среди ушедших на фронт были и счастливые, которые вернулись домой. В музейной комнате Кыквинской школы хранятся воспоминания одного из них. Это Спиридон Никитьевич Чазов.

После войны людей в деревне стало еще меньше. Многие семьи не дождались мужчин, и пришлось женщинам поднимать на ноги детей, работать на колхозных полях. Детям рано пришлось повзрослеть: выходили работать на поля, получив лишь начальное образование. Очень долго в деревне продолжали есть хлеб из картофеля и травы.

Домашние задания выполняли при свете керосиновой лампы. Появилось электричество в 1967 году, а через 2 года и радио. На каникулах работали в колхозе: пололи лен, работали на зернотоке. В Байсарах была и в эти годы льноводческая бригада. Звеньевой была Иванова (Чазова) Антонида Никитична. Сейчас она живет в Кыкве. В любую погоду: и в снег, и в дождь приходилось шагать до школы пешком. Дорог хороших до Байсар никогда не было.

Удивительно красивая природа, богатая грибными и ягодными местами. С дружным народом, малым и старым, своими традициями жила деревенька. Работали, учились, делились горем и радостями, заводили семьи. Свадьбы проходили шумно, весело. Это сейчас на свадьбах катаются на машинах, а тогда были 10 упряжек лошадей, гармони, песни, танцы. В деревне был большой и чистый пруд, где после работы ловили рыбу и ходили продавать её в Шаркан. Каждую весну плотину укрепляли: носили землю на носилках. Хлеб пекли ещё почти из картошки. Чтобы купить муку, сдавали кору деревьев. Но несмотря на тяжёлую жизнь народ не забывал о праздниках. В Байсарах летом обязательно отмечали Гербер. Зимой праздновали Толсур. В гости звали родных, соседей. Собирались стоя, угощали. Само название «сур» говорит о том обязательном напитке, сделанном из сусла. Жизнь в деревне не была лёгкой: с раннего утра до вечера работали в колхозе.

И кануло в лету

Времена меняются…Строится новый поселок для работников в деревянном исполнении в деревне Кыква. Вот тогда и началось медленное вымирание маленьких деревень, которых постигла участь неперспективных. В Байсарах по прежнему не было ни школы, ни больницы, ни магазина, ни клуба. Так народ начал потихоньку перебираться в Кыкву, где колхоз строил дома для работников.

В1977-78 гг последние жители начинают покидать деревню. Последней выезжает семья Никитиных в 1979 году в Кыкву.

Указом Президиума Верховного Совета УАССР от 31 июля 1984 г. исключена с учета деревня Байсары.( История деревни насчитывает 134 года.) Восемь деревень исчезли … Жива память …

Однако уроженцы деревни не хотят с ней расставаться. Ежегодно на традиционный деревенский праздник Гербер собираются из разных населенных пунктов. Снова оживают родные места, плещется весело пруд, разлетаются по округе песни. Два родича Никитины ( из Кыквы и Шаркана) приезжают на лето в деревню. Здесь у них хозяйства, пасеки. Деревня на лето снова оживает.

Комментарии