Культура, обычаи и традиции моей земли - ХранителиРодины.рф

В своем эссе "Саморядовские рушники" я рассказала о народном ремесле - ткачестве, зародившемся несколько веков назад. В селе Саморядово Большесолдатского района Курской области бережно хранят традиции старины глубокой. В девяностые годы прошлого века был создан Дом ремесел, где мастерицы искусно ткут рушники разными узорами, многоцветные. Их изделия известны не только в пределах области, в других регионах России, но и за границей. В моем сочинении выражена любовь, восторг к этим произведениям искусства, надежда на то, что данное ремесло будет процветать ещё многие и многие годы.

Курский край славен своими бесконечными полями, спокойными реками, березовыми рощами, заливистыми соловьями, а также своей самобытностью и величием истории. Курская земля всегда была богата талантливыми людьми, удивительные образы народного творчества дошли до нас.

Моя малая родина - Глушковский район деревня Урусы. По-своему привлекательна и неповторима. Неподалёку протекает живописная река Сейм, настоящее украшение нашей местности.

Три года назад я переехала в деревню Бирюковка Большесолдатского района, сейчас учусь в Саморядовской средней школе. Хотя нет здесь такой реки, но местность мне очень понравилась. Рядом находится Дом ремесел. Однажды, совершив экскурсию в Дом ремесел, я узнала многое о селе Саморядово, этом удивительном месте, о прекрасных людях, которые занимаются созданием поистине уникальных произведений искусства, вообще, меня заинтересовало ткачество рушников.

Тканые предметы окружали человека с самого рождения и до последних дней на земле. Сырьем для ткачества служили конопля, лен, шерсть. Но главным изделием в селе Саморядово всегда был рушник! Он является предметом быта, наиболее хранимым в семьях. С одной стороны - выступает как память о предках, с другой – широко используется в быту.

Жизнь села Саморядово была богата разнообразными обрядами, в которых немалую роль играли рушники. Например, на свадьбе молодоженам связывали руки рушником, чтобы жизнь их была неразрывна, и под ноги стелили рушник, чтобы жизненная дорога была ровной. Икону для благословения будущих супругов покрывали рушником. Рождался ребенок – повитуха брала его на рушник и вытирала. Умирал человек - повязывали крест рушником, в святом углу на гвоздик вешали рушник - « утиральник», гроб опускали на длинных рушниках их холста.

В селе Саморядово издревле зародился такой обычай: с детства девочки готовили себе приданое к свадьбе. Вначале она ткет просто холстинное полотно, обыкновенные рушники, по-другому, «утиральники», затем учится девочка ткать праздничные рушники с наводом для украшения икон, на портреты или просто вешали для красоты на вбитые в стены гвозди.

По сей день в селе Саморядово берегут традиции «старины глубокой». Именно с этой целью еще в начале девяностых годов теперь уже прошлого столетия собрали в сараях бабушек детали старинных ткацких станков. Нашлись мастера, которые реставрировали этот «раритет». Екатерина Савинова, одна из мастериц, «заткала основу старинных рушников». Сейчас здесь успешно работают две ткачихи, Багданчикова Татьяна Михайловна и Косинова Татьяна Фёдоровна. Это потомственные мастерицы саморядовского узорного ткачества. Багданчикова Татьяна Михайловна, народный мастер, за вклад в сохранение народного искусства награждена медалью лауреата IX Международной Курской Коренской ярмарки. Изделия находятся в собрании Курского областного краеведческого музея, Владимиро – Суздальского музея – заповедника, в частных отечественных и зарубежных коллекциях.

Народный мастер Косинова Татьяна Федоровна - участница международных выставок – ярмарок, Всероссийских фестивалей русского творчества, Лауреат областного конкурса общественного признания « Человек года – 2003», «Курская антоновка»2019 год, удостоена премии Губернатора Курской области « За сохранение традиций».

Я с большим удовольствием посещаю Дом ремёсел, наблюдаю за работой этих искусных мастериц, даже сама пробую ткать. Оказывается, чтобы выткать старинный рушник в пять ниток, требуется не менее двух недель. Процесс очень сложный: вначале делают основу для рушника, навивают нитки на основли, потом их собирают в цепь, основу снимают с основлей, надевают на стан на верхнюю пришву и начинают их одевать в ниты, с нитов нитки пропускают в берда, закрепляют за нижнюю пришву, прицепляют поножки к ниткам и только тогда начинают ткать рушник.

Чтобы подобрать рисунок, нужно высчитать каждую ниточку, ведь узор должен сойтись со второй половиной. А узоров множество! Каждое изделие со своей символикой. Птицы на рушнике символизируют семейное благополучие, крест – слияние земных и небесных сил, также есть символ плодородия, изобилия, соединение мужского и женского начала. Орнаменты на саморядовских рушниках разнообразны: от ярко-красного до многоцветного.

На различных ярмарках, праздниках, сельских, районных, областных, можно увидеть вытканные с любовью т изысканностью рушники и широкие пояса саморядовцев. Ежегодно на Коренной ярмарке за свои изделия Дом ремесел награждается грамотами, дипломами. Прекрасные рушники и пояса, которые здесь ткут, побывали на выставке в Польше, Бельгии, Франции, Германии, вызвав большой интерес посетителей. Как-то сюда на экскурсию привозила своих учеников Ирина Распопова, преподающая в Голландии русский фольклор. Арабы вместе с мастерицами пели, плясали, бурно аплодировали, даже оставили запись о своих впечатлениях в книге отзывов. Я видела этот отзыв, но, по правде сказать, не поняла, что написано.

Похвастаюсь своими достижениями в ткачестве: с удовольствием сажусь за стан, набираю незатейливый рисунок клеточкой. Мне очень нравится! Хотелось бы в будущем, как две Татьяны, мастерицы, выводить на рушниках огненных петухов, роскошные букеты цветов и нежных голубков.

Конечно же, ткать рушники – это нелегкий, но благородный труд. Через сотни лет потомки будут держать в руках наши рушники и восхищаться ими, как восхищаемся мы рушниками наших прабабушек. Они бережно хранятся на протяжении долгого времени в семьях, передаются по наследству из поколения в поколение.

Сейчас я с уверенностью могу сказать, что залог жизненной силы и успех нашего национального искусства в том огромном потенциале, который заложен в народном искусстве провинции.

Такие села, как Саморядово, являются живительным источником, откуда брал и берет свои духовные и творческие силы русский человек. Народное ремесло и народное творчество в этом селе продолжают жить и радовать всех, кто не равнодушен к прекрасному.

Комментарии