Мое село: вчера и сегодня - ХранителиРодины.рф

Рассказывая о нашем селении, нами будет упомянуто: 1. о первых поселениях и легендах возникновения села. 2. О территориальных границах, о водных ресурсах. 3. О климате. 4. Об отходничестве и земледелии.

Введение.

Каждый, даже самый маленький народ, имеет свою историю и свой путь развития, отличающийся особенностями территориальных границ, введением хозяйства и своим культурно- историческим наследием.

У одних она изучена и осмыслена, а у других – остается под семью замками.



Одним из таких сел, является и мое родное селение- с. Уркутта.

Цель данной работы заключается в том, чтобы на основе имеющегося материала на данный момент, рассказать о моем селении Уркутта. Об ее территории, границах, климате, введения хозяйства. Также об особенностях адатов, обычаев и традиций, которые сохранились в нашем селе и по сегодняшний день.

В данной работе будут представлены также фото материалы.

Задачи данной работы:

- рассказать об с.Уркутта. ;

- определить границы и территорию;

- охарактеризовать введения хозяйство жителей села ;

Данная работа состоит из введения, основой части, выводов и списка использованнойлитературы.

В основной части работы будет представлен материал по территориальным границам, введению хозяйства, так же о старой и новой части села.Далее следует заключение, в котором подводятся итоги данного исследования.

В работе будут также, используются документы из личных архивов жителей их воспоминания.





История моего села-«Уркутта».



Селение Уркутта расположено во внутреннем горном Дагестане. История установления территориальных границ, с окрестными селами до нас не дошли. Сохранились легенды предания, повествующие о стычках из-за спорных территорий.

На границе территории до настоящего времени сохранились земельные насыпи, разрушенные каменные стены, имеются также находки: куски разбитых керамических изделий, наконечники стрел и т. д.

Если говорить о сегодняшнем дне, то селение Уркутта расположено в Дахадаевском районе, в близи к селению Кубачи. Также не далеко расположены такие села как: Ашты, Кунки, Дуакар, Сурсбук, Урари, Урхнища, Сутбук и т.д. у каждого из этих сел, свой разговорный диалект. Раньше села были большими, было много жителей. Но со временем села пустеют, так как жители переезжают в города.

Это также коснулось и нашего села. К примеру: в 2000 году- здесь проживало около 56 семей, а к 2008 году их стало 32. А на сегодняшний день их и вовсе осталось 22.

Рассказывая о нашем селении, нами будет упомянуто: 1. о первых поселениях и легендах возникновения села. 2. О территориальных границах, о водных ресурсах. 3. О климате. 4. Об отходничестве и земледелии.

Первые поселение и легенды о возникновении села.

Основание селенияУркутта, по имеющимся на сегодняшний день данным, произошло около 230-260 лет назад.

Это подтверждает записи на стенах старой мечети и домов старой части села.







Есть несколько легенд об истории возникновения с. Уркутта:

1. Говорят сюда когда-то переселился один грузин со своей семьей, по имениГерга. (Сохранилось название «Гергала майдан»-( это поля названные в честь этого человека), от его наследников образовалось это село.

2. Территория где находится с. Уркутта являлся ( является и настоящее время) границей Ураринской сельской общины. И для охраны границы из урари сюда переселились два брата с семьями. И от них произошли селения УркуттаI и УркуттаII.

То что села УркуттаI-II находились на границе с другими сельскими общинными землями подтверждает и карта составленная в 1898г., где данная местность обозначена под цифрой 187-п.

Название села произошло от местности расположения села. Рядом с селом на Северо-Западной стороне расположено главная торговая дорога, по которой горцы возили продукты на равнину для обмена, на пшеницу, соль, керосин и т.д.

Это дорога на Ураринском диалекте называется (Уркутт). Отсюда и название с. Уркутта. [1]

1. Территориальные границы т водные ресурсы.

СелениеУркутта расположено на ровном месте . Территория с. Уркутта граничит с территориями сельских общин, с селамиДуакар, Урхниша, Сутбук, Ураги и т. д.

1. Границы с селением Дуакар (Юг), проходит по месту который носит название «Мукьи», где расположены сенокосные участки сельчан.

2. Границы с селением Ураги (Восток) проходит по месту который носит название « Шярибуркибдиркьа» дальше (Северо-восток) по месту «Хушрагу сани».

3. Граница с селением Сутбук проходит к (Северу), по месту под названием «Уркамугъ».

4. Граница с селением Урхниша (Юго-Запад) проходит по месту «Закламугъ»- дальше уходит к месту «Урцагламугъ», «Далцун».

В 300 м. от селения, на (Северной стороне) находится федеральное авто шоссе.

Село имеет свои сенокосные и пахотные участки и пастбища.

1. Сенокосные участки: «Мукьи», «Закламугъ», «Аллайла майдан».







2. Пахотные участки: «Рурсбала бута», «Миццалахъу», «Сала санилахъуги», «Геласанбалахъуги», «Мукьихъуги».















3. Пастбища: «Далцун», «Чапарикьяб», «Аргъиманнаганци», «Жерри».

















Водные ресурсы:С восточной и западной стороны села протекают два маленьких ручья.

На территории села протекают притоки реки «Буган». Имеются также несколько родников:

1. «ГIинцурбала барк» (местность где расположены колодцы).

2. «КъаттабцигIиниц» (колодец у речки).

3. «ЮкрагугIиниц» (не ясно).

4. «ЗапирлагIиниц» (колодец Запира название в честь того, кто его построил).

5. «СулайбаннагIиниц» (колодец Сулайбанна, название в честь того, кто его построил).

6. «МукьигIиниц» (колодец с. Мукьи).

Озера расположенные на территории нашего села:

1. «ХIяжилашяри» (озеро Гаджи, название в честь того, кто сделал).

2. « Мухилашяри» ( озеро Мухлисат).

Климат.

Погодные условия соответствуют временам года. Весна начинается с конца марта. В это же время начинается сезон пахоты.

К концу мая становится жарко и начинается лето. Летние месяцы бывают довольно жаркими, но все равно выпадает в этот период большое количество осадков. Дожди начинаются обычно с Юга - Запада. С июля месяца начинается сенокос. Длится он до конца августа, а то и сентября.

Осень берет свое начало, уже с конца сентября. В этот период начинается сезон ветров и туманов. Бывают сильные ветры, которые также дует с Юга-Запада. В этот же период у нас начинается сбор урожая.

Зима берет свое начала, уже с конца ноября. Зимнее время выпадает много снега и бывает очень холодно. [2]







Отходничество, земледелие и скотоводства.

В конце XIX нач. XXв. отходники из Уркуттабывали на рыбных промыслах. Отходничество продолжалось и советское время. И продолжается сейчас.

Раньше колхозники за свой труд не получали даже минимум для жизни обеспечения. Поэтому в этот период многие уркуттинцы начали ездить на строительные работы в города республик Закавказья и Средней Азии (Баку, Ашхабад, Ташкент, Бухара и т.д.) а в настоящее время ездят в Россию.

Земледелие и скотоводство.

Основными формами земледелия являлись: общинные земледелия (джамаатовские), частные земельные угодья (мульки). В советский период, не хватало земель, и умногие жители села занимались террасным земледелием.

Сеяли в основном пшеницу, картошку, морковь, свеклу, горох и т. д.

А что касается скота, разводили как мелко-рогатый скот, так и крупно- рогатый. В теплое время скот пасся в специально отведенных под пастбища местах, о которых раннее упоминалось.

Адаты, обычаи и традиции:

Говоря обычаях и адатах селения, можно сказать об таких как: праздник первой борозды ( наступает она, как раз перед началом сезона пахоты, где-то с 20 по 23 марта).

На этом празднике, старейшины проводили на пахотной земле, первую борозду, что означало начало сезона пахоты. Также на празднике бывали разные игры, соревнования, танцы и песни.

К большому сожалению данный праздник (обычай) уже проводится довольно редко.

Также как этот обычай многие и другие уже забываются. Так как, молодое поколение не интересуется историей и традициями, а старое поколение становится все меньше и меньше.

Среди забытых традиций и обычаев можно упомянуть такие как:

1. Поход невесты за водой ( данный обычай представляет собой, то что, на следующий день после свадьбы, невесту с кувшином ведут к роднику, за водой. Проходит вся это под музыку с танцами.

2. Можно так же сказать и о таких обычаях как вызывания дождя или солнца (где жители села собираются на годикане, готовят разные угощения и читают молитвы, чтоб пошел дождь или же выглянула солнце).

Этот обычай проводился когда бывали засухи или же постоянные дожди.

Говоря об селении можно сказать еще и то, что нынешнее селение Уркутта, это новая часть села.

Также имеется и старая ее часть. Но там уже никто ни живет, так как дома же полностью разрушены.

Строение старой части село очень интересное. Крыша одного дома, является террасой другого. В этой же части находится старая мечеть и кладбище.













Выводы.

Подводя итоги данной работы, можно сказать что, данные которые имеются на сегодняшний день об селении Уркутта, говорят о том, что селения существует около 230-260 лет. Эти же данные, помогают разобраться о ее территориальном расположении.

Комментарии