Мое село: вчера и сегодня
История с.Уркутта, Уркутта 1-я, Республика Дагестан
Рассказывая о нашем селении, нами будет упомянуто: 1. о первых поселениях и легендах возникновения села. 2. О территориальных границах, о водных ресурсах. 3. О климате. 4. Об отходничестве и земледелии.
Введение.
Каждый, даже самый маленький народ, имеет свою историю и свой путь развития, отличающийся особенностями территориальных границ, введением хозяйства и своим культурно- историческим наследием.
У одних она изучена и осмыслена, а у других – остается под семью замками.
Одним из таких сел, является и мое родное селение- с. Уркутта.
Цель данной работы заключается в том, чтобы на основе имеющегося материала на данный момент, рассказать о моем селении Уркутта. Об ее территории, границах, климате, введения хозяйства. Также об особенностях адатов, обычаев и традиций, которые сохранились в нашем селе и по сегодняшний день.
В данной работе будут представлены также фото материалы.
Задачи данной работы:
- рассказать об с.Уркутта. ;
- определить границы и территорию;
- охарактеризовать введения хозяйство жителей села ;
Данная работа состоит из введения, основой части, выводов и списка использованнойлитературы.
В основной части работы будет представлен материал по территориальным границам, введению хозяйства, так же о старой и новой части села.Далее следует заключение, в котором подводятся итоги данного исследования.
В работе будут также, используются документы из личных архивов жителей их воспоминания.
История моего села-«Уркутта».
Селение Уркутта расположено во внутреннем горном Дагестане. История установления территориальных границ, с окрестными селами до нас не дошли. Сохранились легенды предания, повествующие о стычках из-за спорных территорий.
На границе территории до настоящего времени сохранились земельные насыпи, разрушенные каменные стены, имеются также находки: куски разбитых керамических изделий, наконечники стрел и т. д.
Если говорить о сегодняшнем дне, то селение Уркутта расположено в Дахадаевском районе, в близи к селению Кубачи. Также не далеко расположены такие села как: Ашты, Кунки, Дуакар, Сурсбук, Урари, Урхнища, Сутбук и т.д. у каждого из этих сел, свой разговорный диалект. Раньше села были большими, было много жителей. Но со временем села пустеют, так как жители переезжают в города.
Это также коснулось и нашего села. К примеру: в 2000 году- здесь проживало около 56 семей, а к 2008 году их стало 32. А на сегодняшний день их и вовсе осталось 22.
Рассказывая о нашем селении, нами будет упомянуто: 1. о первых поселениях и легендах возникновения села. 2. О территориальных границах, о водных ресурсах. 3. О климате. 4. Об отходничестве и земледелии.
Первые поселение и легенды о возникновении села.
Основание селенияУркутта, по имеющимся на сегодняшний день данным, произошло около 230-260 лет назад.
Это подтверждает записи на стенах старой мечети и домов старой части села.
Есть несколько легенд об истории возникновения с. Уркутта:
1. Говорят сюда когда-то переселился один грузин со своей семьей, по имениГерга. (Сохранилось название «Гергала майдан»-( это поля названные в честь этого человека), от его наследников образовалось это село.
2. Территория где находится с. Уркутта являлся ( является и настоящее время) границей Ураринской сельской общины. И для охраны границы из урари сюда переселились два брата с семьями. И от них произошли селения УркуттаI и УркуттаII.
То что села УркуттаI-II находились на границе с другими сельскими общинными землями подтверждает и карта составленная в 1898г., где данная местность обозначена под цифрой 187-п.
Название села произошло от местности расположения села. Рядом с селом на Северо-Западной стороне расположено главная торговая дорога, по которой горцы возили продукты на равнину для обмена, на пшеницу, соль, керосин и т.д.
Это дорога на Ураринском диалекте называется (Уркутт). Отсюда и название с. Уркутта. [1]
1. Территориальные границы т водные ресурсы.
СелениеУркутта расположено на ровном месте . Территория с. Уркутта граничит с территориями сельских общин, с селамиДуакар, Урхниша, Сутбук, Ураги и т. д.
1. Границы с селением Дуакар (Юг), проходит по месту который носит название «Мукьи», где расположены сенокосные участки сельчан.
2. Границы с селением Ураги (Восток) проходит по месту который носит название « Шярибуркибдиркьа» дальше (Северо-восток) по месту «Хушрагу сани».
3. Граница с селением Сутбук проходит к (Северу), по месту под названием «Уркамугъ».
4. Граница с селением Урхниша (Юго-Запад) проходит по месту «Закламугъ»- дальше уходит к месту «Урцагламугъ», «Далцун».
В 300 м. от селения, на (Северной стороне) находится федеральное авто шоссе.
Село имеет свои сенокосные и пахотные участки и пастбища.
1. Сенокосные участки: «Мукьи», «Закламугъ», «Аллайла майдан».
2. Пахотные участки: «Рурсбала бута», «Миццалахъу», «Сала санилахъуги», «Геласанбалахъуги», «Мукьихъуги».
3. Пастбища: «Далцун», «Чапарикьяб», «Аргъиманнаганци», «Жерри».
Водные ресурсы:С восточной и западной стороны села протекают два маленьких ручья.
На территории села протекают притоки реки «Буган». Имеются также несколько родников:
1. «ГIинцурбала барк» (местность где расположены колодцы).
2. «КъаттабцигIиниц» (колодец у речки).
3. «ЮкрагугIиниц» (не ясно).
4. «ЗапирлагIиниц» (колодец Запира название в честь того, кто его построил).
5. «СулайбаннагIиниц» (колодец Сулайбанна, название в честь того, кто его построил).
6. «МукьигIиниц» (колодец с. Мукьи).
Озера расположенные на территории нашего села:
1. «ХIяжилашяри» (озеро Гаджи, название в честь того, кто сделал).
2. « Мухилашяри» ( озеро Мухлисат).
Климат.
Погодные условия соответствуют временам года. Весна начинается с конца марта. В это же время начинается сезон пахоты.
К концу мая становится жарко и начинается лето. Летние месяцы бывают довольно жаркими, но все равно выпадает в этот период большое количество осадков. Дожди начинаются обычно с Юга - Запада. С июля месяца начинается сенокос. Длится он до конца августа, а то и сентября.
Осень берет свое начало, уже с конца сентября. В этот период начинается сезон ветров и туманов. Бывают сильные ветры, которые также дует с Юга-Запада. В этот же период у нас начинается сбор урожая.
Зима берет свое начала, уже с конца ноября. Зимнее время выпадает много снега и бывает очень холодно. [2]
Отходничество, земледелие и скотоводства.
В конце XIX нач. XXв. отходники из Уркуттабывали на рыбных промыслах. Отходничество продолжалось и советское время. И продолжается сейчас.
Раньше колхозники за свой труд не получали даже минимум для жизни обеспечения. Поэтому в этот период многие уркуттинцы начали ездить на строительные работы в города республик Закавказья и Средней Азии (Баку, Ашхабад, Ташкент, Бухара и т.д.) а в настоящее время ездят в Россию.
Земледелие и скотоводство.
Основными формами земледелия являлись: общинные земледелия (джамаатовские), частные земельные угодья (мульки). В советский период, не хватало земель, и умногие жители села занимались террасным земледелием.
Сеяли в основном пшеницу, картошку, морковь, свеклу, горох и т. д.
А что касается скота, разводили как мелко-рогатый скот, так и крупно- рогатый. В теплое время скот пасся в специально отведенных под пастбища местах, о которых раннее упоминалось.
Адаты, обычаи и традиции:
Говоря обычаях и адатах селения, можно сказать об таких как: праздник первой борозды ( наступает она, как раз перед началом сезона пахоты, где-то с 20 по 23 марта).
На этом празднике, старейшины проводили на пахотной земле, первую борозду, что означало начало сезона пахоты. Также на празднике бывали разные игры, соревнования, танцы и песни.
К большому сожалению данный праздник (обычай) уже проводится довольно редко.
Также как этот обычай многие и другие уже забываются. Так как, молодое поколение не интересуется историей и традициями, а старое поколение становится все меньше и меньше.
Среди забытых традиций и обычаев можно упомянуть такие как:
1. Поход невесты за водой ( данный обычай представляет собой, то что, на следующий день после свадьбы, невесту с кувшином ведут к роднику, за водой. Проходит вся это под музыку с танцами.
2. Можно так же сказать и о таких обычаях как вызывания дождя или солнца (где жители села собираются на годикане, готовят разные угощения и читают молитвы, чтоб пошел дождь или же выглянула солнце).
Этот обычай проводился когда бывали засухи или же постоянные дожди.
Говоря об селении можно сказать еще и то, что нынешнее селение Уркутта, это новая часть села.
Также имеется и старая ее часть. Но там уже никто ни живет, так как дома же полностью разрушены.
Строение старой части село очень интересное. Крыша одного дома, является террасой другого. В этой же части находится старая мечеть и кладбище.
Выводы.
Подводя итоги данной работы, можно сказать что, данные которые имеются на сегодняшний день об селении Уркутта, говорят о том, что селения существует около 230-260 лет. Эти же данные, помогают разобраться о ее территориальном расположении.
Комментарии