Свадебный обряд моего села - ХранителиРодины.рф

рассказ со слов старожилов о свадебном обряде села Маммаул Сергокалинского района Республики Дагестан. Приводятся некоторые сравнения с сегодняшним днем.

У каждого народа есть свои традиции и обычаи. Самые яркие и красивые из них относятся к обряду бракосочетания. В настоящее время многие традиции утрачены. На это оказали влияние европейская культура и мусульманская религия. Часть населения придерживается религиозных канонов, а другая старается сделать из свадьбы театрализованное шоу.

Прежде чем играть свадьбу, нужно соблюсти обряд помолвки, который включает в себя сватовство. Изменился обычай выбора невесты. Раньше, как нам рассказали уважаемые жительницы нашего села, родители сами решали, кого засватать за сына или за кого выдать дочь. А теперь молодые чаще всего сами делают выбор. Об этом нам рассказала Курбанова Салихат Ахмедовна – 83- летняя жительница села. (видео1 встречи с Курбановой С.А.)

Раньше, узнать согласие родителей девушки, посылали двух женщин из числа родственниц. Получив согласие, отправлялись в дом невесты для официальной помолвки. Конечно с подарками. Носили золотые украшения, ткани и что-нибудь из одежды. При этом договаривались и устанавливали дату свадьбы. Могли сыграть свадьбу и через год, два и даже три года. А ныне при официальной помолвке дарят золотые украшения и дают деньги. И невеста сама покупает одежду по своему вкусу. После помолвки и до свадьбы проходит не так много времени как раньше.

Установив неделю для проведения свадебных церемоний, начинали готовиться к свадьбе. Раньше в ночь на четверг с подарками к невесте отправлялись родственники жениха. Там были и взрослые и маленькие. Кому идти, решали самые близкие. Для их угощения готовили хинкал с чесноком и орехами. После их возвращения с подарками от невесты, шли близкие друзья жениха – 3-4 человека и женщины. Друзья жениха собирали деньги, отдавали их матери невесты. А женщины приносили муку в разных чашках. Когда уходили они в этих чашках получали халву. Парней должны были угостить в комнате невесты и приготовить для них халву- авруша. Уходя от невесты, они старались что-нибудь прихватить. Обязательно должны были принести и фотографию невесты. Этот обычай сохранился и сегодня. Но ходят только парни без женщин. После этого до свадьбы невеста не должна была выходить из дому. Она не показывалась на глаза никому. На следующий день утром проводили обряд ирсла. К невесте отправлялись женщины, родственницы жениха. Они несли разные отрезы для платья невесте. Мать жениха отправляла отрез для одеяла. Отрезы отдавали матери невесты. Она с близкими родственницами рассматривала, кто какой отрез принес и решала кому и какой платок дать. Самый лучший и дорогой платок отправляли матери жениха. Этот платок назывался к1азла к1ана. А в это время из одного отреза делали примерку для платья невесты. При этом женщины говорили благопожелания невесте. Потом их угощали кашей с урбечем. Из-за полученных платков бывало много недовольных. Поэтому, по решению джамаата, этот обряд искоренили. Его сейчас не проводят (видео1). Мы так же узнали, что раньше не было таких как сейчас расходов. Нам рассказали, что для свадьбы хватало мясо одного барана.

Свадьбу играли в субботу. За невестой приходили все желающие, а не только избранные люди как в некоторых селах. Сам жених раньше не приезжал за невестой как в нынешние времена. Сейчас же жених с букетом цветов сам приезжает за невестой и забирает ее. Одевалась невеста тоже не так как сегодня. Она была полностью закрыта. Вела себя очень скромно. О том, как невесту одевали, нам рассказали работницы СДК Гаджиева Муъминат и Арсланалиева Гулъаят. Они много лет работают в СДК. На своих отчетных концертах они показывают свадебный обряд села. Для этого они встречались со многими сельчанками, которых уже нет. Вот, что они нам рассказали. (видео3). Курбанова С.А. и Магомедова С.А. рассказали, что невесту сажали на повозку запряженную ослом или лошадью и вместе с ее подружками и двумя женщинами забирали в дом жениха.

Во дворе жениха процессию встречать выходили все гости на свадьбе. Бросали сахар-песок, конфеты, орехи. При входе в дом их встречала женщина с чашкой меда. Говоря благопожелания, пальцы невесты обмакивали медом и проводили по верхнему порогу двери. Невеста сидела до конца свадьбы в доме и ничего не видела в отличие от сегодняшних невест.

Были и обычаи перегорожения дороги свадебной процесии. Требовали выкуп и получали чуду из орехов или что-нибудь другое.

На следующее утро невеста должна была пойти к свекрови и поприветствовать ее. Она несла ей подарок и сама тоже получала.

Конечно же, мы узнали и о свадебном фольклоре.

Фольклор – живая душа народа. Культура, насчитывающая тысячи лет... Уникальные обряды, самобытная музыка, песни, танцы. Прикасаться ко всему этому уже радостно и волнительно, а быть своего рода сотворцом, вживаясь в старинный быт и уклад жизни своих предков, - великое счастье. Мы, дагестанцы, порой сами не ведаем, какой бесценный дар оставило нам наше далекое прошлое. Этот дар - наше нематериальное духовное наследие - фольклор.

Сегодня мы редко поем народные песни; танцы наши утратили былую стать, величавость и достоинство; не носим платья наших бабушек и прабабушек, не наряжаем детей в черкески и габалаи. Но, тем не менее, народная музыка, песни и танцы, национальный костюм - это тот бездонный источник, из которого будут черпать и черпать вдохновение художники, музыканты, певцы, хореографы.

Сегодня вопрос в другом: что мы делаем для того, чтобы сберечь это наследие?

Картины милой старины далекой всегда загадочны, привлекательны. Это наша история и любить ее и беречь - наш святой долг и обязанность.

Жители села Маммаул не потеряли свой язык, культуру, традиции, хотя все эти годы они учились и говорили на русском языке. И не потеряли связь со своим народом и не отошли от своих традиций. Также жители нашего села сохранили национальное верование, отмечая некоторые религиозные праздники.

Проанализировав свою работу, мы пришли к выводу, что даргинский народ имеет богатое культурное наследие... Нами проделан определенный объем работы. Как выяснилось, молодые жители деревни устраивают жизнь в доме так же, как их матери, отцы и деды. Они убеждены, что без знания обычаев и без соблюдения традиционных правил можно нажить беду. Эти знания помогают быть уверенным в своих силах, ощущать родную землю, помогают чувствовать свою причастность к народу и ответственность за его будущее. Их функция – познавательная, поучительная, воспитывающая. Но не все школьники и молодёжь знают обычаи и традиции своего народа, придерживаются их.

Поэтому в школе ведётся работа по изучению культуры моего народа, проводятся экскурсии в музеи, встречи со старожилами села. Наша поисковая деятельность в рамках данного исследования заставила нас по-иному посмотреть на людей, живущих с нами рядом, на окружающую природу и на себя. Мы ощутили себя представителями, так называемого малочисленного, но богатого уникальным наследием даргинского народа. Миссия молодых людей — воспринять родные традиции и бережно передать их своим детям. Сегодня мы можем сказать, что уже начали познавать этот мир, и эти знания нам дороги. Выражаем благодарность жителям с. Маммаул Сергокалинского района за беседу и ценную информацию. А также за предоставление материалов школьному краеведческому уголку, которым руководит учительница истории и обществознания - Аминат Амирбековна Багамаева, сельскому Дому Культуры за оказанную помощь в подборке материалов.



Комментарии