Одобрено редакцией
Зулейха открывает музей
Дом Зулейхи в Казарово, Тюмень, Тюменская область
Приехав в другой город, нельзя просто так взять и прийти к кому-то в гости, если нет друзей или родных. Но только не в Тюмени. Недалеко от областной столицы есть особенный дом, в котором не только угостят чашкой вкусного чая, но и покажут раритетные вещи, уникальные картины и расскажут массу интересных историй
На чай с космой
Три года назад тюменка Зулейха Алишева построила дом своей мечты: просторный, уютный, в деревенской тиши. Но самое главное в нем не квадратные метры и цвет стен, а предметы, в которых сохранилась история ее семьи и страны. Несмотря на то, что дом Зулейхи прозвали музеем, это не музей в привычном понимании. Здесь нет «холодных» экспонатов, каждая вещь, будь то коробка чая, стул или ручка хранят целую историю, порой трагичную, порой забавную.
Знакомство с домом начинается с корней. Татарская комната поделена подиумом на две зоны, как было раньше: внизу рабочая площадь, выше – зона чаепития и спальные места. Усевшись за низким столиком, можно выпить ароматный чай. Зулейха – ценитель этого напитка, какие только чаи она не пробовала: турецкий, узбекский, немецкий, кубинский …
Но самый лучший для нее татарский, крепкий. Весь секрет его приготовления в правильной последовательности «добавления ингредиентов», сначала в чашку наливают заварку, за ней следуют сливки (или горячее молоко), и только потом – кипяток. Малейшее отступление от рецепта и чай станет другим. Идеально к такому напитку подойдет татарская косма. Между прочим, такую выпечку готовят только в татарских деревнях Тюменской области.
– Косму лучше всех стряпала бабушка Латифа, которая жила в другом конце деревни. Пока дойдешь до нее, узнаешь по пути все новости. Посмотришь киноафишу: какой фильм везут, хотя, какое именно кино разницы не было, ведь смотрели всё, – вспоминает Зулейха. – Запах масла разносился далеко-далеко. Не глядя, скажешь, в каком доме сегодня стряпня. Латифа нана стряпала высокие косма, с трехлитровую банку. Выпечка получалась похожей на огромные боярские шапки.
На память о бабушке Латифе, со стороны папы, висит жакет есть, дубликат медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». После войны она зимой, в морозы, голыми руками клала печи за три рубля, чтобы прокормить троих детей. На память о другой бабушке сохранилась шкатулка из-под чая «Московский совнархоз». В те времена это было большой ценностью и бережно хранилось. Одну из бабушку Зулейха сейчас называет «черной», другую – «белой», почему, она обязательно расскажет гостям.
Как в деревне
Еще одна комната в доме посвящена родительской деревенской избе. На стене фотографии мамы и папы, а на окне карниз, сделанный руками отца. Стоит кровать. Ее привезли из родительского дома, а на нем, как раньше – подушки из гусиных перьев.
Вот прялка, на которой мама хозяйки пряла шерсть, а ее нужно было не мало – попробуй на десятерых детей связать по паре носков и рукавиц! Есть в этой комнате лампы-керосинки, старые советские вещи, утюги, ступка, кадка, сундук и даже венский стул 1913 года.
Многими из этих вещей хозяйка дома-музея пользовалась в детстве сама. В их деревне Вагайского района предметы быта, которые в областном центре считались музейными экспонатами, были еще в обиходе. Например, сметану и сливки получали на ручном сепараторе, пользовались серпами, косами, ручными жерновами.
В родительской комнате есть и более старинные вещи, которые гармонично вписались в интерьер комнаты. На стене висят часы, когда-то они отмеряли время в бабушкином доме, под их мерный стук она торопливо завязывала платок и, бросив взгляд на зеркало, принималась за домашнюю работу. Сегодня в это зеркало смотрит внучка Зулейха.
«Я рожден в Советском Союзе»
Рабочий кабинет Зулейхи – это кусочек Советского союза. Несмотря на название, здесь нет компьютера, вместо него – печатная машинка, не нем хозяйка дома набирала тексты, когда работала журналистом.
Одну из стен занимает домашняя библиотека. Любовь к книгам – с детства. Возвращаясь с работы, папа-тракторист в полутьме керосиновой лампы читал детям про похождения Ходжи Насреддина. Помимо книг в их доме выписывали большое количество газет и журналов.
Кстати, с именем отца связан еще один экспонат в доме – удостоверение ударника коммунистического труда.
– Папа стал ударником коммунистического труда в городе Нефтеюганске. Мы жили там с 1971 года по 1974. Во времена когда этот городок-нефтяник только вставал на ноги, так что история освоения тюменского Севера – это и наша история. Папа трудился на совесть. Его товарищи, вспоминает мама, даже говорили: «Тебе что, больше всех надо? Тимерали, не надо так работать!» Но он иначе не мог, – вспоминает Зулейха. – На его технике всегда красовались звезды – такие рисовали на комбайнах передовикам.
Многие вещи в доме Зулейха сделала своими руками, но есть и экспонаты других признанных мастериц. Тюменская домовая роспись Веры Быковой, куклы от Ирины Бадьяновой, ковры, сотканные именитой Августой Риффель.
Двери необычного дома всегда открыты гостям, единственное условие – приходить можно только с добрыми мыслями.
– Иначе нельзя! Дом помнит и бережно хранит все принесенные в него воспоминания. А у нас здесь живут только прекрасные истории – о бабушкиной любви, ласковых маминых руках, силе и надежности папы... Тепло и преданность друзей, – говорит хозяйка.
Как найти
Дом-музей находится в деревне Казарово, добраться до деревни можно общественным транспортом.
Прежде чем прийти в гости, нужно позвонить хозяйке по телефону 89044931090.
Комментарии