Дом в школе. За что ингуши уважают Серго Орджоникидзе - ХранителиРодины.рф

Селение Мужичи находится в Сунженском районе Ингушетии, и туристы часто посещают его по пути в горные районы, где сохранились средневековые башни. Здесь стоит ненадолго остановиться, чтобы побывать в музее революционера Серго Орджоникидзе, познакомиться с его историей и традиционным бытом ингушей.

Сколько стоит голова?

Музей Серго Орджоникидзе в ингушском селении Мужичи в 1940 году попросили открыть местные жители, питавшие большое уважение к революционеру. Серго жил в этих местах с февраля по апрель в 1919 году, во время Гражданской войны, когда по приказу Владимира Ленина его направили на Северный Кавказ сражаться с армией одного из командиров-белогвардейцев Антона Деникина. Тот, в свою очередь, настолько боялся революционера, что обещал заплатить 1,5 млн золотых рублей за его голову, но селяне его не выдали. Среди ингушей у Серго Орджоникидзе было много сторонников: они прониклись революционными идеями и поверили ему, а позже пожелали увековечить память о его недолгом пребывании в селе Мужичи.

Григорий Константинович Орджоникидзе, прославившийся под партийным псевдонимом Серго, родился в селе Гореша в Грузии в октябре 1886 года. О точной дате его рождения историки спорят до сих пор. Мать будущего революционера умерла, когда ему было всего несколько недель, и его забрали на воспитание родственники. В шесть лет он пошёл учиться в церковно-приходскую школу. Его описывали как смышлёного и активного мальчика. Когда Григорию исполнилось 15 лет, родственники увезли его в Тифлис, где он продолжил учёбу в фельдшерской школе. В эти ранние годы он познакомился с революционерами и подключился к их деятельности. Он распространял листовки, прятал у себя нелегальную литературу и даже помогал получать оружие из-за рубежа. За это его не раз арестовывали, сажали в тюрьму, ссылали. При царской власти он три года провёл на каторге в Шлиссельбургской крепости в Петербурге, а затем – в ссылке в Якутске. Там он работал врачом и познакомился с будущей женой.

Всё это произошло до Октябрьской революции 1917 года, в которой Серго Орджоникидзе принял активное участие. В 1918 году он стал Чрезвычайным комиссаром южного района, в который вошли Крым, Донская область, Терская область, Черноморская губерния и весь Северный Кавказ. Он должен был устанавливать новые порядки и следить за их соблюдением, и у него было немало противников. Один из очагов контрреволюции находился во Владикавказе, который позже переименовали в честь Серго. Нынешняя столица Северной Осетии носила имя Орджоникидзе с 1931 года по 1944 год и с 1954 года по 1990 год.

Цветок – символ мужества

Домом, где жил Серго Орджоникидзе, можно полюбоваться лишь снаружи: он сильно обветшал, и в нём опасно находиться. Его планируют отреставрировать, чтобы сохранить для потомков, а для музея построить новое здание рядом с трассой: так его будет удобней посещать туристам, которые едут в горы любоваться средневековыми башнями. Сейчас музей находится в новой сельской школе и занимает там кабинет и часть коридора.

Экспонаты для музея Серго Орджоникидзе собирали со всего Советского союза. Личных вещей революционера немного: бурка, часы, телефон, домашняя утварь, письма и телеграммы. Стены украшают портреты и фото. Также гостям показывают альбом с детскими рисунками, которые присылали воспитанники детского дома в Ленинграде. Специально для музея изготовили макеты старинного двухэтажного дома в Грузии, где Серго провёл детство, и хижины в ингушском горном селении Даттых, где он скрывался от белогвардейцев.

Школьники и туристы знакомятся в музее с ингушской культурой и традициями. Там построили импровизированную саклю – жилище горцев. В сакле «поселили» манекены в человеческий рост, которые символизируют типичную крестьянскую семью. Мужчина мастерит деревянную ложку, женщина баюкает младенца в люльке, а маленькая девочка играет с куклой. Интерьер жилища небогат: в нём стоит скамья-поднара, на которой и сидели, и спали, низкий столик-тренога, деревянная колыбель, украшенная резьбой, прялка. Поскольку музей находится в школе, вместо настоящего очага пришлось собрать фальш-камин, но на очажной цепи, как в старину, висит котёл.

Стену украшает войлочный ковёр-истинг с изображением цветка. Рисунки на истингах по традиции символичны, и этот цветок обозначает мужество. На полу сакли – старинная циновка из камыша с изображением лошади. На полках стоит традиционная утварь: медные кувшины, деревянные тарелки, специальная сковорода, в которой пекли кукурузный хлеб, а также сельскохозяйственные орудия.

В музее выставлена картина, изображающая важный исторический момент – присягу ингушей в верности Российской империи. Она – главная часть экспозиции, посвящённой дружбе народов и существованию Ингушетии в составе России. В этой части выставки гости могут полистать книги и брошюры, посвящённые достопримечательностям и памятникам республики.

Из редакции – в музей

Рита Аушева раньше работала заместителем главного редактора газеты «Новое время» в ингушском городе Карабулаке. После замужества она переехала в селение Мужичи, а за несколько месяцев до этого скончался заведующий музея Серго Орджоникидзе, и ей предложили эту должность.

- Я с детства увлекалась историей своего народа, поэтому согласилась. Иногда бывало сложно, я боялась не справиться с этой работой. Оказалось, страх был напрасным, а работать в музее очень интересно. Я многое узнала, как о древней истории Ингушетии, так и о периоде революции и Гражданской войны, о земляках-героях. Изучение прошлого так затягивает, что будто попадаешь в другой мир. Очень приятно также видеть детей в музее: они внимательно рассматривают экспонаты, слушают, задают вопросы.

Рита Аушева

Как найти

Адрес: РИ, Сунженский район, с.п. Мужичи, ул. Осканова, д. 14 (Мужичинская школа), 3 этаж.

Комментарии