Ибресинское небо А. Маресьева - ХранителиРодины.рф

О пребывании легендарного летчика-истребителя, Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева на ибресинской земле и авиашколе, перебазированной в Годы Великой Отечественной войны в поселок Ибреси Чувашской Республики

Алексей Маресьев и Ибресинский край

Ибресинская авиашкола

Осенью 1941 года в поселок Ибреси Чувашской Республики из города Сталиногорск (ныне - Новомосковск) Тульской области была перебазирована 3-я лётная военная школа тренировочного обучения, где проходили переподготовку летчики, вышедшие из госпиталей и пилоты гражданской авиации. Начальником школы был назначен майор М. Т. Литвинов. Около сотни самолетов благополучно произвели посадку. Штаб расположился в здании старого военкомата. Во дворе была большая казарма для курсантов. В двух небольших домиках жили летчики-инструкторы и семьи начальства. Недалеко от железнодорожного вокзала расположился учебный корпус, где курсанты получали теоретические знания. Санитарное отделение разместили в одноэтажном деревянном здании недалеко от аэродрома. Население деревень и поселка Ибреси радушно принимало летчиков-инструкторов и других офицеров школы на постой в свои дома.

Для того, чтобы производить полеты, нужно было очищать аэродром от снега до грунта. Снега было много и, казалось, что выполнить такую тяжелую работу невозможно. Но жители добровольно прибывали с лопатами и санками в большом количестве, в том числе старики и дети. Авиашкола, которая размещалась в Ибресях и ее окрестностях, была на хорошем счету в системе военно-воздушных сил. И в этом немалая заслуга жителей поселка Ибреси.

За короткий период, в течение 1,5-2 месяцев, аэродром был готов и в школе усиленно начали готовить летные кадры. После освоения теоретических знаний и приобретения практических навыков полета и воздушных боев курсантов сразу же направляли на фронт.

В начале января 1943 года в поселок Ибреси приехал никому неизвестный молодой лейтенант. Это был будущий Герой Советского Союза, летчик-истребитель Алексей Петрович Маресьев, направленный сюда управлением кадров Военно-Воздушных Сил для испытаний в полетах на самолете и заключения о возможности продолжения им службы в качестве военного летчика после тяжелейшего ранения.

Первую ночь в нашем поселке А. П. Маресьев провел в здании средней школы, временно отданном под общежитие. Там было очень холодно, но молодой человек был всем доволен, ведь он был так близок к осуществлению своей мечты.

Факт пребывания Алексея Петровича Маресьева в поселке Ибреси стал известен благодаря поисковой работе жительницы поселка Ибреси, педагога и краеведа Нарспи Корниловны Васильевой и ее воспитанников из Ибресинской школы–интерната.

Вот как, по рассказам Нарспи Корниловны, началась эта история. В 1966 году знакомая Н. К. Васильевой Зинаида Сютрукова была делегатом пленума ЦК ВЛКСМ в Москве. Во время перерыва, она оказалась среди молодежи, окружившей Алексея Петровича Маресьева. В ходе завязавшейся беседы между ней и А. Маресьевым выяснилось, что в 1943 году именно в военной авиашколе поселка Ибреси Чувашской Республики Алексей Маресьев восстанавливал летные навыки, работал летчиком-инструктором, готовил молодых авиаторов. Нарспи Корниловна решила послать письмо прославленному летчику в Советский комитет ветеранов войны. Ответ пришел на удивление быстро, несмотря на всю занятость Героя. В письме он сообщал: «...Я в эту школу прибыл из санатория после ранения, получив разрешение продолжать службу в авиации. В этой школе я вновь учился летать, управлять самолетом, не имея ног. О преподавателях, инструкторах, медработниках, всех членах коллектива Ибресинской летной школы у меня сохранились очень хорошие воспоминания и глубокая благодарность за все, что они сделали для меня».

Началась кропотливая поисковая работа: сбор документов, воспоминаний сослуживцев Маресьева того периода, переписка с ними. По воспоминаниям Н. К. Васильевой розыск штурманов, бывших начальников, летчиков-инструкторов стоил немалых трудов и времени. Нарспи Корниловна получила письма от генерал-майора авиации Г. П. Политыкина, подполковника А. Ф.Белецкого. Письма с фотографиями прислали старший штурман летной школы Н. С. Мальченко и штурманы эскадрильи Н. П. Порфирьев, Медведев, Емельяненко, летчик-инструктор А. П. Быков, старшина Леонид Калинский, летчик Иван Красников и другие.

Разыскали первого начальника летной школы М. Т. Литвинова. В своем письме к Нарспи Васильевой М. Литвинов со всеми подробностями рассказывает о встрече с Алексеем Маресьевым, о том, как удается Маресьеву убедить его в том, что он сможет летать. М. Литвинов поручает заняться тренировками с ним одному из самых опытных летчиков, командиру третьего отряда первой эскадрильи И. М. Наумову. Все помнят первый тренировочный полет Алексея Маресьева с летчиком-инструктором Наумовым из «Повести о настоящем человеке».

На почте в поселке Ибреси Алексей Маресьев получал письма от матери Екатерины Никитичны. Много раз он перечитывал эти письма, когда сидел в промерзлом, обросшем по углам хлопьями инея классе. Потом старший лейтенант жил в доме приезжих, что находился тогда рядом с современным зданием Центральной аптеки. На аэродром курсант добирался пешком, поскрипывая своими протезами. Как же он ежедневно здесь проходил ненастной весной того военного года? Без ног, на протезах. Одна мысль об этом пронзает болью. Теперь понятно, что дойти до самолета для него было даже труднее, чем летать. Но вряд ли кто об этом задумывался в ту пору. Очень немногие знали, почему один из курсантов в любую погоду носит желтые ботинки.

Прошло более пяти месяцев. Настало время окончания летной тренировки.

Школой в это время командовал В. М. Юков, который заключил, что тренировки успешно закончены, к управлению самолетами нет каких-либо ограничений и целесообразно использовать его в качестве военного летчика на самолетах-бомбардировщиках или разведывательных, то есть имеющих продолжительное время полетов. На истребителях из-за значительных передвижений по земле он будет иметь сложности. Через несколько дней из Москвы пришло распоряжение: «Оставить тов. Маресьева в школе в качестве инструктора-летчика». Это огорчило обоих. Нужно было избавить Маресьева от излишнего передвижения на аэродроме. Надо искать выход. Маресьеву был предоставлен кратковременный отпуск в Москву, чтобы обратиться к командованию BBC Московского военного округа со своей просьбой.

Возглавлял командование генерал-лейтенант С. Е. Белоконь. К нему и привели ниточки поиска. Вот что сообщал он о Маресьеве в своем письме: «...чувствовалась готовность на все, чтобы летать, идти на фронт и бить врага. Пришлось перевести его на один из подмосковных аэродромов для полетов на самолетах связи. Но он продолжал настойчиво добиваться разрешения для полетов на боевых самолетах-истребителях и своего добился».

Маресьев вернулся в строй. Доказал, что летать можно и без ног. Воевал на Курской Дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка Был заместителем командира эскадрильи.

Боевой вылет состоялся 6 июля - на второй день великой Курской битвы. Алексей Маресьев открывает новый счет воздушным победам - ровно через 15 месяцев после того, как потерял обе ноги. Три самолета противника сбил отважный летчик во время боев на Курской дуге. 8 августа 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старший лейтенант Алексей Петрович Маресьев был награжден «Золотой Звездой» Героя Советского Союза, после чего о нем узнала вся страна.

Нарспи Корниловна Васильева несколько раз лично встречалась с Алексеем Петровичем Маресьевым. В течение 20 лет переписывались Алексей Петрович Маресьев и Нарспи Кониловна Васильева. В Ибресинской школе-интернате создан уголок, где оформлен стенд «Алексей Маресьев: пример стойкости, мужества и героизма», где собраны копии писем летчика, фотографии, альбомы, материалы о работе клуба «Поиск». Нарспи Корниловна Васильева много сил и энергии отдала воспитанию подрастающего поколения. В 2014 года она была награждена медалью "За заслуги в патриотическом воспитании молодежи". В 2016 году, в год празднования 100-летия со Дня рождения А. П. Маресьева Нарспи Корниловна Васильева удостоена Государственной награды Российской Федерации ордена «За заслуги перед Отечеством».

Нет в Ибресях человека, который не знал бы о подвиге Алексея Маресьева и о том, что здесь он начал вновь обретать крылья, сделал очередной шаг на пути к славным боевым делам.

В 1986 году, к 70-летию Алексея Маресьева, в память о его пребывании на ибресинской земле улица Вокзальная, на которой находилась летная школа, переименована в улицу Маресьева и был установлен Памятный знак. Теперь это главная улица районного центра.

В 1991 году в Ибресинском этнографическом музее открылся зал, посвященный Алексею Петровичу Маресьеву. На экспозициях «Повесть о настоящем человеке» и «Маресьев в Ибресях» представлены материалы об истории Ибресинской авиашколы. Здесь собраны также оригиналы писем и фотографий, присланные А. Маресьевым, начальниками, инструкторами, курсантами и очевидцами этих событий краеведу Н. К. Васильевой и ее воспитанникам из Ибресинской школы-интерната.

5 апреля 2005 года, в канун 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, на фасаде здания Ибресинской СОШ №1, где размещалось общежитие летного состава, была открыта Мемориальная доска с надписью: «В 1943 году в этом здании жил Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев. В Ибресинской авиашколе восстанавливал летные навыки после тяжелого ранения».

10 ноября 2008 года в сквере Памяти и Славы поселка Ибреси открыт памятник-барельеф А. П. Маресьеву.

В 2016 году, к 100-летию со Дня рождения А. П. Маресьева на месте аэродрома авиашколы установлена Мемориальная доска с изображением самолета, на котором летал А. П. Маресьев.

13 августа 2016 г., в год 100-летия со Дня рождения Алексея Петровича Маресьева состоялось открытие в центре поселка макета самолета Ла-5, на котором летал легендарный лётчик А. П. Маресьев.

Ежегодно, начиная с 2003 года, в Ибресинском районе проводится межрегиональный Маресьевский слет друзей авиации, который собирает участников из разных регионов России. Зрители могут увидеть самые разные типы самолетов, дельталетов, парапланов, воздушных шаров. Авиаслет в Ибресях – живое напоминание о Герое и его подвиге.

Комментарии