Статья о ветеране Великой Отечественной войны Алексее Илларионовиче Матинине
Великое множество больших, а особенно маленьких городков раскидано по нашей Родине. Судьба каждого из нас связана с родными местами, мы уезжаем и возвращаемся, но родина навсегда остается родиной. Я хочу рассказать об удивительном человеке, моем земляке, ветеране Великой Отечественной войны Алексее Илларионовиче Матинине, имя которого широко известно в нашем городе, а ведь он не известный спортсмен, актер или политик. Он всего лишь прошил в родном городе всю свою жизнь, но ни за один день из нее ему не стысдо, а этому стоит поучиться каждому из нас.
Алексей Илларионович Матинин родился в маленьком сибирском городке Ленинске-Кузнецком 7 августа 1925 г. Он был младше своего города ровно на два месяца. Как все в его возрасте - учился, бегал с мальчишками посмотреть на шахтерские копры, но всю свою жизнь любил животных и планировал стать ветеринаром. Все оборвала война.
22 июня 1941 г. в полдень город узнал о трагическом событии. Все, кто мог держать в руках оружие – мобилизовались в Красную Армию. Остальные занимали их места у станков, в шахтах.
Алексею было шестнадцать, когда в декабре 1941 в город стали прибывать цеха эвакуированного из Москвы завода «Мосэлемент», будущего завода «Кузбассэлемент». По 12 часов в сутки он разгружал на железнодорожной станции станки эвакуированного завода, чтобы скорей заработали цеха.
В мае 1942 года приказом командования по Сибирскому военному округу в Ленинске-Кузнецком было открыто военное пулеметное училище для ускоренной подготовки офицеров-командиров пулеметных взводов по сокращенной программе. Несколько месяцев обучался Алексей Илларионович в пулеметном училище Ленинска-Кузнецкого, затем был отправлен в Красноярск. В декабре 1943 года его отправили на фронт в звании сержанта. Боевое крещение принял в Венгрии в 1 танковой бригаде 1 гвардейского механизированного корпуса 1 номера станкового пулемета.
Домой он вернулся в 1950 г., после 7 лет службы в Советской армии капитаном в отставке. Из них два года был наборщиком в типографии солдатской газеты в Австрии, потом санинструктором одной из частей белорусского города Овруч. На парадном костюме Алексея Илларионовича среди прочих висят такие боевые награды, как орден «Отечественной войны II степени», медаль «За боевые заслуги», медаль «За взятие Будапешта».
После войны бравый капитан-пулеметчик вернулся в родной город, закончил сельскохозяйственный техникум и наконец-то стал тем, кем всегда мечтал стать – ветеринаром.
Маленькая ветеринарная больница, куда пришел работать Алексей Илларионович, располагалась в десяти минутах ходьбы от отчего дома. Утро начиналось с того, что привозили на проверку молоко и мясо, которое потом отправлялось на молочный и мясной комбинаты, потом приводили захворавшую домашнюю скотину горожане – в послевоенные годы почти в каждом доме частного подворья была какая-нибудь живность. Реже приводили больных кошек и собак. Зато частенько утром на крылечке Алексей обнаруживал коробки или ящики с пищащим на разные голоса «хозяйством» - щенятами и котятами. Все в городе знали, что молодой ветеринар не выбросит, а обязательно постарается пристроить бедолаг.
Может, потому и свою семью не заводил Алексей, «дохтур», как уважительно величали его соседки, что времени совсем на себя не оставалось. Пока однажды не столкнулся возле городской бани с Катей. И утонул, пропал навсегда в синих глазах. Долго ходил вокруг девушки, не решаясь признаться в чувствах – еще бы, мало того, что Кате едва исполнилось восемнадцать, а Алексею вот-вот стукнет тридцать, так и приезжая она была, из Томска, гостила у родственников, а у него ни кола, ни двора за спиной, только два кота из последних подкидышей. Но решился – утром Катя должна была уезжать обратно домой. Только взлетели удивленными галчатами брови Кати на предложение, но уже через неделю, аккурат 8 июля их расписали. Так и стала Катя, Екатерина Арсеньтьевна, мужней женой, «дохтуршей». В этом году пара отметила бриллиантовую свадьбу – 60 лет совместной жизни. Всякое бывало за эти годы, но удалось пронести им взаимную любовь и уважение через года, воспитать двоих детей, всегда оставаясь примером для молодежи.
Алексей Илларионович всю жизнь работал ветеринаром и, даже уйдя на заслуженный отдых, продолжал лечить соседских питомцев.
Рос город, становился все более индустриальным, уже не держали коров и коз в частных домах, а молоко и мясо на пробу возили в санэпидемстанцию, но Алексей Илларионович ни на мгновение не пожалел о своем выборе. А вскоре у него появилось новое увлечение, которому он отдался со всей страстью – работа с молодежью. Его приглашали в школы, на беседы и мероприятия. Он рассказывал о войне, о своей жизни. Он рассказывал без прикрас, сухо о боях, и подробней – о жизни бойцов в минуты затишья. Рассказывал о полковом коне Рыжке и блокадных 125 граммах хлеба. Рассказывал о том, что главное – это оставаться человеком, любить свою Родину.
Алексей Илларионович разменял 95 лет, но кто не знает этого – никогда не поверит паспортному возрасту. Почти все его фронтовые друзья уже умерли. Но его любимая фраза: «Пока я двигаюсь – я живу!» И он действительно двигается – самостоятельно ходит на мероприятия, оказывает знаки внимания женщинам (если вы внезапно окажетесь у него дома, то не уйдете без угощения в виде баночки меда или букета собственноручно выращенных пионов), и обязательно улыбается. Ровесник родного города, он посвятил всю свою жизнь служению родному краю, и думаю, его такая простая, и в то же время такая сложная жизнь достойна восхищения каждого из нас.
Комментарии