Против течения. - ХранителиРодины.рф

Есть на древней муромской земле старинное село Панфилово. Живописно раскинулось оно на высоком берегу полноводной Оки, стремительно несущей через крутые повороты свои воды. Сойдешь в реку с обрывистого берега и понимаешь, как трудно даже удержаться на месте в столь быстром потоке, не то что плыть против течения… Далеко не всем это под силу. Так же бывает и в жизненном потоке, когда активное деятельное желание людей помочь своей малой Родине приносит плоды, которых и невозможно было ожидать в стремительно бегущем течении современной жизни. Вот о таком удивительном человеке, его судьбе, похожей и непохожей на судьбы его современников, о его корнях и любви к своей Малой Родине и пойдет наш рассказ.

Верх над конечным возьмёт бесконечное,

Верою в наше святое значение

Мы же возбудим течение встречное

Против течения!

А.К. Толстой

Детство

Сергей Иванович Чирков родился 29 ноября 1924 года. Его отец, Иван Васильевич Чирков, в юности закончил ремесленное училище в Павлове-на-Оке и всю жизнь проработал столяром на Муромских заводах и в колхозе. Дома всегда было много свежеструганных досок, которые сушились для будущей работы, столярных инстументов, стружек. Запахи дерева, клея и лаков на всю жизнь запечатлелись в памяти будущего художника. Сергей Иванович вспоминал, что отец часто делал чертежи и зарисовки того, над чем собирался работать, а потому и сам начал рисовать с раннего детства. Вообще, Иван Васильевич, по-видимому, был разносторонне одаренным человеком: он строил дома, делал мебель и, обладая отличным слухом, играл на скрипке. Скрипка эта с необычайной формы грифом (в виде львиной головы) сохранялась в семье вплоть до войны. Отец умер, когда Сергею было 12 лет. Мать, Мария Ивановна, была простой крестьянкой, но имела природное художественное чутье цвета, что и передала сыну. К увлечению сына рисованием вначале относилась несерьезно, часто ругая его за то, что на свои «картинки» он перевел весь запас ее простыней. Однако в дальнейшем, когда талант его раскрылся, сделала все возможное, чтобы С.Чирков получил высшее образование в трудные послевоенные годы. Став художником, С.И.Чирков потом неоднократно писал ее портреты. Все они проникнуты большим уважением и любовью. Мария Ивановна умерла в 60-х годах.

На пути к призванию

В 1932 году Сергей Чирков поступил в панфиловскую сельскую школу, а потом продолжал учебу в средней школе №10 города Мурома. Надо сказать, что учился он всегда на «отлично». Много позже, после войны, также с отличием закончил институт, защитил диплом. И, уже будучи профессиональным художником, много читал, интересовался достижениями науки, был разносторонне образованным человеком.

Когда С.Чирков стал немного постарше, он начал заниматься в изокружке Муромского Дома пионеров, которым руководил его земляк-односельчанин В.В.Серов. Ходить приходилось пешком за 7 километров. Однажды на выставке детского творчества на рисунки Чиркова обратил внимание академик живописи И.С.Куликов, ученик И.Е.Репина (Именно с Куликовым и другим своим учеником, Борисом Кустодиевым, написал Репин знаменитую и действительно грандиозную картину, изображающую заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года, которая сейчас находится в Русском музее). Это знакомство и напутствие известного художника утвердили С.Чиркова в его желании поступать в Академию художеств. Но планам этим не суждено было сбыться. Началась война, и в 1942 году выпускник 10-го класса С.И.Чирков был призван в армию.

Военные годы

Все долгие военные годы не расставался художник с карандашом и бумагой. В его фронтовых блокнотах появляются наброски всего, что замечал внимательный взгляд художника-солдата. В редкие свободные от службы минуты рисует он своих однополчан, таких же юных, как и сам художник. И, глядя на эти усталые сосредоточенные лица, невольно думаешь о судьбе этих людей, на долю которых выпали такие испытания. Выжили ли они в той войне? Как сложилась их дальнейшая судьба? И о нас теперешних тоже думаешь, глядя на эти пожелтевшие листы. Пронзительно звучат рисунки, на которых изображены дети той военной поры.

Воинская часть, в которой воевал С.Чирков, находясь в составе Второго Украинского фронта, прошла долгий путь по дорогам войны от Загорска, где она была сформирована, до Бухареста. Знаменательно, что именно из Троице-Сергиевой Лавры и с невидимого заступничества преподобного Сергия и начался военный путь 17-летнего Сергея Чиркова. И одними из первых фронтовых рисунков стали рисунки стен храмов, обставленные солдатскими вещмешками. На войне происходит взросление и человека и художника С.Чиркова: наивные и неумелые рисунки сменяются более зрелыми, внимательными, образными. Невозможно счесть портретов однополчан, боевых листков и зарисовок полевого быта солдат, запечатленных карандашом и кистью возмужавшего солдата-художника. Многие из набросков не сохранились, т.к. были использованы во фронтовых листах, стенгазетах. Командование части поощряло его увлеченность рисованием. Уже после победы С. Чирков принял участие в выставке военных художников Южной группы Советских Войск.

Сохранились небольшие эпизоды военной жизни Сергея Чиркова. Часть, в которой служил Сергей Чирков, встретила Победу в Румынии. И почти сразу же пришло распоряжение от начальства подготовить площадку для встречи руководства на высшем уровне. Нашли подходящий зал, сцену, организовали президиум. И сержанту Чиркову было поручено вылепить для оформления сцены скульптуру Сталина. Напрасно пытался объяснить солдат, что он – не скульптор, что никогда не лепил фигуру, да и художник-то он пока еще только начинающий. Командование было непреклонно, а затем подключили и убеждение по политической линии: « В столь ответственный момент вы, как комсомолец, должны осознавать всю серьезность ситуации в мире…» и т.д. Никакие доводы не действовали. Пришлось найти гипс, арматуру, побелку и со страхом начать работу. К намеченному сроку скульптура была закончена, побелена и водружена на сцену. Сидя в зрительном зале уже на торжестве, Сергей с удивлением рассматривал за генералитетом свое «детище». Фигура вождя выглядела довольно солидно, и солдату уже казалось, что он не приложил к этому никаких своих усилий. Как будто она всегда там и стояла.

За успешно выполненное задание сержант Чирков был награжден отпуском домой и ему удалось впервые за долгие военные годы побывать в родном Панфилове, повидаться с оставшимися в живых друзьями, с матерью… И даже написать ее портрет. А потом были еще три года службы вплоть до поступления в Московский Художественный институт.

Институт имени В.И. Сурикова

Однажды в подмосковный гарнизон, куда была переведена часть Чиркова, приехал на этюды И.И.Котов - профессор института им. В.И. Сурикова. Командир показал ему рисунки сержанта, и С. Чиркову была предоставлена возможность ездить в институт на занятия в мастерскую батальной живописи Г.К. Савицкого. А ректор института С.В.Герасимов ходатайствовал перед военным командованием о досрочной демобилизации сержанта Чиркова ко времени вступительных экзаменов в институте. Сергей Иванович потом часто с благодарностью вспоминал всех этих людей, заметивших и поддержавших его талант и сыгравших столь важную роль в его судьбе.

Демобилизовавшись в 1948 году, Чирков поступает в институт на факультет графики и заканчивает его по мастерской известного художника-графика Е.А. Кибрика, потом у него же учится в аспирантуре, где наряду с графикой занимается и живописью.

Став преподавателем института, Сергей Иванович начинает вести рисунок вначале на факультете скульптуры, затем живописи на младших, а затем на старших курсах в мастерской станковой живописи, которой руководил известный русский художник, непревзойденный мастер лирического пейзажа В.Г. Цыплаков. Долгие годы дружбы и совместной работы помогли С.И. Чиркову более полно раскрыться как живописцу. Он много работает на пленэре. Появляются циклы пейзажей старинных русских городов, многие из которых входят в знаменитое «Золотое кольцо»: Владимира и Суздаля, Ростова Великого, Пскова, Борисоглебска, Мурома и родного Панфилова. Чирков вступает в секцию живописи Союза художников СССР.

Работая в институте, он многие годы руководил кафедрой рисунка, был деканом живописного факультета.

Несколько лет, не оставляя преподавание в институте, С.И Чирков заведовал отделом учреждений изобразительного искусства Министерства Культуры РСФСР. В Союзе

Художников возглавлял секцию охраны памятников архитектуры.

Восстановление Храма, основание Галереи

Но никогда не забывал художник о своей Малой Родине – Панфилове. В конце 60-х годов в родном селе по инициативе С.И.Чиркова начинается восстановление полуразрушенной и обезображенной в 30-е годы Свято-Николо-Вознесенской церкви, намечавшейся к тому времени к сносу. Идею поддержал председатель колхоза С.Я.Галанин. К работе были привлечены земляки: профессиональные художники В.В.Серов и скульптор И.В.Бесчастнов. Используя весь опыт художника и общественного деятеля, собрав вокруг себя группу подвижников, С.И.Чирков добивается возрождения памятника, формирующего неповторимый облик села.

В 1985 году в восстановленном здании церкви была открыта первая в области сельская картинная галерея, в основу экспозиции которой легли работы лучших русских и советских художников: Ткачевых, Цыплакова, Христолюбова, Трошева, Фомкина, Соломина, Тутеволь, Солдатенкова, В.В.Серова, скульптора И.В.Бесчастнова и других. Большую часть коллекции составляют работы самого С.И.Чиркова. В их числе портреты «Скульптора И.В.Бесчастнова», «Портрет П.Г.Куприянова», картины «Мир Земле», «В деревне», «Пора весны», натюрморты, много пейзажей, военные рисунки и другие работы.

В 1990 году в главном алтаре церкви возобновились богослужения, и Галерея стала нуждаться в другом помещении. С.И.Чирков пытался найти выход из создавшейся ситуации: сохранился беглый набросок - эскиз будущей галереи. Совместно с администрацией было определено место, где она может быть построена. На наброске художника мы видим настоящий русский терем, который мог бы украсить центральную площадь села. Но, к сожалению, этим планам не суждено было осуществиться. В 1994 году С.И.Чирков скоропостижно умер. Он был отпет в восстановленной им Вознесенской церкви при большом стечении односельчан и всех, кто знал и любил его. По дороге к кладбищу траурную процессию встретил автобус с его коллегами – ректором и преподавателями Суриковсого института, приехавшими проститься с ним. Похоронен С.И.Чирков на кладбище в своем родном и любимом селе.

Уже после его смерти студент института им. В.И.Сурикова В.Володин с товарищами по мастерской монументальной живописи Е.Н.Максимова исполнили еще одно начинание Сергея Ивановича: расписали алтарную часть Панфиловской церкви. Фрески считаются одними из лучших новых фресок во Владимирской Епархии.

Через всю свою жизнь, через все испытания простой сельский мальчик пронес свою мечту стать настоящим художником. Он преумножил и развил свой талант, пройдя путь от изокружка Муромского Дома Пионеров до заслуженного художника РСФСР, профессора Московского Художественного института имени В.И.Сурикова. Рисовать – значило для него жить.

Обладая качествами умелого организатора, используя весь свой профессиональный и жизненный опыт, он, объединив вокруг себя усилия многих людей, восстановил церковь, организовал уникальную в России сельскую картинную галерею, подарив своим односельчанам плоды труда всей своей жизни. Он любил свою малую Родину, любил людей, с которыми вырос и шел по жизни. Он воспел их в своем творчестве.

  Музей сегодня



Панфиловская Галерея же, с 2005 года переехавшая в здание Дома Культуры, со временем превратилась в Музейно-выставочное объединение имени С.И. Чиркова - своеобразный историко-художественный музей Села, союз единомышленников, которым дорога культура и история Родного края. И дело, в которое Сергеем Ивановичем было вложено столько сил и таланта, продолжает собирать таких же неравнодушных творческих людей. В студию «Галерея талантов», долгие годы активно работающую при Картинной Галерее, приходят все новые поколения молодежи, которая учится у создателей Музея быть неравнодушными, любить свой край, ценить красоту его природы и людей, живущих на этой земле рядом с тобой, учатся отдавать ей свои знания, силы, талант. Учатся «плыть против течения».



Комментарии