Перекрёстки судьбы - ХранителиРодины.рф

Юная учительница, полная энтузиазма и желания трудиться на педагогоческом поприще, просвещать птонеров и прививать им вечную любовь к русской литературе перешагнула порог школы. Сбылись ли её мечты? Как её смелые идеи меняли жизнь села?

Пока живёшь во временном пространстве,

И ритмы наполняют твою жизнь,

Судьба твоя подобно танцу,

Подобно песне, пусть стремится ввысь

Т. Соловьёва



Тысячами судеб сплетается судьба нашей малой родины. Своим трудом преображали степь на самом юге омской области первые переселенцы в начале прошлого века. Они приехали из Самарской губернии и Украины в происках лучшей крестьянской доли, основали деревни и строили новую жизнь. А в лихую годину Великой Отечественной войны ковали Победу над врагом на поле брани и в глубоком тылу. В середине века со всего Советского Союза сюда ехали комсомольцы на покорение целины, они были полны энтузиазма и готовности к трудовым подвигам.

Сегодня Нововаршавка – районный центр и один из красивейших уголков Омской области. В благоустроенном посёлке живут более шести тысяч человек. Нововаршавский музей бережно хранит историю родной земли и имена тех людей, кто делал и делает жизнь на этой земле лучшей. Мой рассказ об одном из них.

Зоя Аркадьевна Халюта – человек в Нововаршавском районе знаковый, созидательный и глубоко патриотичный. Учитель по профессию и по призванию, она никогда не ограничивает свою деятельность сугубо профессиональными рамками, поскольку ею всегда движет стремление духовно облагородить сельскую среду, сделать её комфортной для жителей и привлекательной для гостей, чтобы на этой основе дать сельским детям качественное образование и обеспечить им достойное будущее. Многое, чем Нововаршавка сегодня может гордиться, сделано при её инициативе и активном участии.

Профессиональный педагогический путь Зои Аркадьевны начался в Нововаршавской средней школе. Ему предшествовала студенческая тропа, интересная не только лекциями и семинарами выдающихся преподавателей Омского педагогического института, но и тем багажом социального опыта, который приобретался в строительном отраде, работавшем на стройке нашего Любовского элеватора, а позднее на путине на острове Сахалин, и на курсах медицинских сестер, и даже в отряде дружинников. Эту «корзинку», набитую разноплановыми удостоверениями, дипломами, комсомольской путевкой, а также недюжинными филологическими знаниями и неиссякаемым желанием работать в школе, Зоя Аркадьевна и забрала с собой в жизнь из родного вуза.

Спустя много лет, к 40-летнему окончанию института, она напишет небольшую, но бесценную по содержанию, книгу, посвященную своей учебе и студенчеству. Сегодня эта книга представляет собой настоящий исторический источник о повседневной жизни советских студентов и преподавателей времен 1970-х годов.

1972 год. Юная учительница, полная энтузиазма и желания трудиться на педагогическом поприще, просвещать пионеров и прививать им вечную любовь к русской литературе, перешагнула порог Нововаршавской средней школы. О том, каким активным и весёлым, трудовым и познавательным, профессионально успешным был для неё этот этап, говорят документы из собрания нашего музея.

В фотофонде музея есть коллективные фотографии: на них Зоя Аркадьевна запечатлена вместе с учениками своего класса. Осенняя уборка полей и сбор металлолома соседствуют со снимками путешествии по просторам Советского Союза. Не только ребята любили и уважали свою учительницу, но и родители ценили Зою Аркадьевну как классного руководителя. И когда встал вопрос о ее повышении до должности педагога-организатора, весь родительский коллектив пришел к директору с просьбой сохранить классное руководство в руках Зои Аркадьевны. И она осталась во главе своего класса, осталась на общественных началах, ведь в соответствии с новой должностью ей больше не полагалась доплата в 10 рублей за классное руководство. Но родители не оставляли ее, первыми с радостью приходя на любую просьбу. А ее класс, даже тогда, когда Зоя Аркадьевна находилась в роддоме с маленькой дочкой, дружно писал ей записки о своих успехах и делах. На память о целой эпохе этого успешною классного руководства родители подарили ей на выпускном вечере набор хрустальных бокалов, звон которых также хранится в нашем музее.

А Зою Аркадьевну после этого ее последнего выпускного в роли классного руководителя ждали новые повороты на дороге жизни.

Следующие яркие кадры проявляются в жизни Зои Аркадьевны в 1990-е годы. Для кого-то это было время тяжелое, свинцовое, полное потрясений. Для нее же эти годы стали временем профессионального расцвета и рождения смелых идей, изменивших жизнь родной школы и всего села. В 1992 году под руководством уже директора Халюта З.А., Нововаршавская средняя школа превращается в первую сельскую гимназию, основанную в Омской области.

Как известно, статусы ко многому обязывают, но для энергичного управленца этот статус так и не стал обязанностью, навсегда оставшись в ее жизни служением. В нашем музейном фонде изобразительных источников есть её портрет, написанный ученицей гимназии Натальей Гончаровой. На нём вы не увидите классической позы натурщицы. В нём отражается философия ее жизни, символично представленная постоянными мыслями о детях и парящая на крыльях аиста.

Аист - символ привязанности к детям и глубокого уважения к родителям. Считается, что во время продолжительного перелета аисты несут на себе своих ослабевших родителей. Поэтому дети-гимназисты и по сей день воспитываются в этой вечной философии верности и ответственности, силы родного гнезда, откуда каждый получает путевку в успешную жизнь.

Бездонная аистинная преданность своему селу была для Зои Аркадьевны тем духовным ресурсом, который позволил ей прославить эту землю в череде написанных книг о деятельности гимназии, содержании и задачах сельского образования, инновационных подходах.

Инновации прочно вошли в жизнь Нововаршавской гимназии и ее директора, став в дальнейшем их брендом. А с приобщением и идейным вхождением в Институт проблемного образовательной политики «Эврика» началась новая веха их жизни. Интуитивно ощущаемые тенденции в проблематике сельской школы были поддержаны в Зое Аркадьевне коллегами-учеными из Москвы. Есть много документов, указывающих на то, что данный период был продуктивным: гимназия становится федеральной экспериментальной площадкой и начинает проводить исследования на тему «Сельская школа как культурно-образовательный центр». Итогом этой работы стали, в том числе книги. Сегодня они представляют целый библиотечный фонд по тематике сельского образования Нововаршавского района Омской области.

Параллельно с этим в конце 1990-х желание мыслить о благе своего села и неравнодушие к его судьбе, привело к рождению в голове директора первой сельской гимназии навязчивой, как многим может показаться, даже авантюрной идеи - основать в Нововаршавке первый сельский университет. Воплощению этой смелой идеи помогала подлинная искренняя забота: нужно было решить проблему оттока молодежи из села и следовавший за ней ворох социальных негативных последствий.

И эта инициатива сначала обрела поддержку губернатора, а потом в Нововаршавке открылся настоящий губернский межвузовский центр, дававший возможность сельским студентам учиться у себя на родной земле и получать востребованные специальности.

Село, в котором постоянно живут 200 студентов, это уже cовсем другое село. Изменились запросы, оживилась культурная и спортивная жизнь, появились первые студенческие семьи. И Нововаршавка в эти сложные 1990-е годы оживилась, приобрела видение новых светлых горизонтов. Это ли не истинное служение?

А тем временем наступает первое десятилетие нового 21 века. Новые теории вызовов и ответов времени заставляют двигаться вперед, удерживать свои позиции в конкурентном мире |и занимать новые ниши. В 2004 год - долгий научный труд, длиною в профессиональную жизнь, завершился зашитой кандидатской диссертации.

2005 год стал следующим поворотным событием. Зое Аркадьевне вверяется в управление вся муниципальная система образования. Что изменила в ней новая должность? Она дала ей новый ракурс и высоту взгляда на образовательные процессы села уже в масштабах района. Зоя Аркадьевна продолжает поддерживать статус образования Нововаршавского района как успешного, дающего качественные знания и воспитывающего плеяды одаренных детей.

А чем живет она сама? Недавно издала новую книгу о своих коллегах, председателях комитетов по образованию Омской области, их трудовом пути, и личном вкладе в историю развития региона. Автор отмечает, что в последнее время в понятие «чиновник» вкладывается отрицательный смысл указывающий на формализм, бездушие, безличие, волокиту и многое другое. Но в ее книге муниципальные лидеры предстают в подлинном обличим вечного служения тех, кто вышел когда-то из учителей, чтобы облегчить учительский труд, защитить учителя, прославить его и стать на перекрестке между обществом и школой.

Весной 2016 года в Нововаршавском музее открылась ее персональная фотовыставка «У каждого мгновенья свои резон...». Выставка, рассказывающая о подлинной красоте сельской жизни, ее устоях и философии гармонии с природой, о муравьях и ласточках, разливах весенней реки, закатах и восходах, городской деревенской старости, детской непосредственности, семейном счастье.

С этого времени музей становится особой сферой привязанностей Зои Аркадьевны, поскольку он для нее не только хранилище бесценной информации прошлого, но и неиссякаемый источник для жизни нынешних и будущих поколений. Её любимая фраза: «Живём сегодня, изучаем прошлое, думаем о будущем». Очень интеллигентная, многого в жизни достигшая, Зоя Аркадьевна чрезвычайно подкупает своей простотой в общении и ненавязчивостью суждений. Много общественно значимых музейных мероприятий проходит по инициативе Зои Аркадьевны – монументальные и не очень, событийные и прагматичные, они делают содержательными, яркими и незабываемыми сегодняшние дни посёлка, которые также уходят в историю, занимая достойное место в музейном фонде.

В 2018 году Зоя Аркадьевна вернулась в родную школу. Спокойная жизнь на заслуженном отдыхе оказалась для неё не приемлемой. Она по-прежнему смотрит вперед, разбавляя прозу жизни интересными педагогическими идеями и даже туристическими проектами, тщательно собирает плоды всех больших и маленьких событий, расставляя их по полочкам своего музея памяти, и готовит к изданию новую книгу.

Комментарии