Созвездие деревень моих - ХранителиРодины.рф

Маленькие звездочки - ребята довоенной поры. Как жили они, как учились, о чем мечтали? Это им суждено было плечом к плечу с родителями развивать колхозы, любить свое школьное братство, встретить военное лихолетье, радоваться выпускному в победном 1945 году: "Впереди только светлое, мирное будущее!"

Краеведческие зарисовки. «Нам память для жизни дана».

В далеком 1904 году в деревеньке Фролова происходит важное событие. На народные пожертвования построена церковь Спасо-Преображенская. По обычаю, если строят церковь, то деревня принимает статус села. Так появилось село Фролы на картах моей Родины.

Многие в Пермском районе слышали о селе Фролы. Здесь и центральная усадьба и управление учхоза “Липовая гора” и сельская администрация. Веером разбежались по полям многочисленные деревеньки: Шуваята, Липаки, Замараево, Костарята. Сегодня наш рассказ об одной из них, о маленькой деревне Шуваята.

В Шуваятах все Шуваевы...

Шуваята – деревенька небольшая, всего – то в ней восемнадцать дворов. Семьдесят лет назад деревня была многолюдной, полна жизни и событий, а жителей было более сотни. Существовал свой колхоз, и деревня слыла трудолюбивой. Летняя пора жаркая, успевай сельчанин до заката все дела на поле, да в огороде переделать, заботься о будущем житье. А в минуты перерыва можно и на речку Мулянку сбегать, освежиться.

Мулянка – родная наша река до краев полноводная была. Много в ней и рыбы, раки в чистой воде водились, по берегам – заросли кувшинок, красиво, глубоко на середине. Приезжали из города Перми отдыхающие толпами. Старожилы говорят, как суббота, воскресенье – утопленник, слишком глубока наша Мулянка..

Много дворов в деревне, более 25ти. Загляни в похозяйственную книгу этой деревни 1940 года. Все там написано. И семьи большие, многодетные, со стариками и с детьми до 9 человек насчитывают. И все – Шуваевы.

Жизнь колхозная

О колхозе «Объединение» разговор особый. Один председатель колхоза, товарищ Челноков Николай Ефимович чего стоил! Это был крупный, сильный, не старый еще человек, очень деловитый и ответственный, поэтому и колхоз считался богатым. И все вокруг председателя знали в лицо… даже быки на ферме. Говорят, стоит приехать ему туда, еще и на глаза не показался, а быки головы в его сторону поворачивали и мычали так боевито, что «.. далеко слышно было и все узнавали – председатель здесь!..» Местные скажут вам без шуток, что прекрасная жизнь только от председателя и зависела!

Правление колхоза в д. Замараево было. Был здесь свой радиоузел, «..тарелки черные – репродукторы были у каждого.» Раз в неделю парикмахерша приезжала и один раз в неделю – киномеханик с фильмами. Обо всем Челноков договаривался.

В колхозе работали все: и взрослые, и старики, и дети. Все были трудолюбивые и старательные. Каждый день работы засчитывался, как «трудовой» день. Детские трудодни записывали матери. На один трудодень шуваятские жители получали 8-10кг. хлеба и считались богатыми. В погребах было полно зерна и всяких овощей, все из колхоза своими руками заработано, на трудодни получено.

У колхозной деревни был свой птичник, свинарник и еще небольшие фермы, где росли овцы, поросята, гуси и куры. Поэтому деревенские жители не были голодные. Имелась в Шуваятах и пасека. Мед отдавали государству и сами деревенские получали от колхоза, в свою семью.

Недалеко от деревни расположился сад колхозный, между Косогорами и Якунчиками. Заведовала им Субботина Александра Андреевна. Росли в этом саду смородина, малина, яблоки. Фрукты увозили на рынок, продавали хорошо. Городской рынок находился на том месте, где сейчас располагается политехнический институт.(Пермский национальный исследовательский университет).

Колхоз имел племенную конеферму. По полю далеко и широко проложена беговая дорожка для породистых лошадей, в военные годы их отдавали на фронт, чем очень хорошо помогали Красной Армии.

Широко, привольно раскинулись колхозные поля, были они и на ныне городских территориях, Крохалевке, и на месте Винзавода, и Пивзавода. Правильно в старой песне поется: «Ты, о чем поешь, золотая рожь? Выйдешь за околицу – глаз не оторвешь. Ой, ты, рожь!»

Пролетели года колхозной самостоятельности, общего деревенского труда и забот. Впереди намечалось укрупнение колхозов, объединение нескольких в одно целое хозяйство. Такая же судьба ждала и шуваевский колхоз. Объединили его вместе с Фроловским колхозом «Красный маяк» и Мосевским «Путь Ленина». Назвали «Путь Ленина».

Старожилы села вспоминают: «Не хотели мы с Фроловскими объединяться, не работящие они, трудодни у них были не богатые, всего-то 200-300г. хлеба на трудодень зарабатывали. Работали плохо, а стремились в городе «набарыжничать» ягодами, грибами да сеном. А надо работать лучше. Да иметь все свое. Объединяться с ними в общий колхоз мы не хотели. На собрании стали голосовать, кто «за», кто «против» объединения – все шуваятские проголосовали «против», но кто-то написал «Все- за!» и соединили.

Первый председатель нового колхоза был товарищ Фоминых, да жизнь пошла совсем другая, победнее, что-ли, делить наработанное надо стало на всех и на ленивых тоже.

Семья моя – Шуваевы

Ветеран педагогического труда, Бородулина Лидия Сергеевна, вспоминает:

Сколько помню я своего отца, всю жизнь он, Шуваев Сергей Павлович, проработал в нашем колхозе. Был тракторист, комбайнер. Его трактор ЧТЗ был огромный, сильный и не солярку в трактор заливали, а топили дровами, как печь! Этот трактор имел бункер выше человеческого роста. Привезет отец домой баклуши, мы все их расколем и полный бункер набьем, чтобы ему на смену хватило. Позже отец вместе с трактором и на войну уехал, работал на аэродромах, воевал в финскую войну. Закончилась эта война в 1940 году, отец вернулся домой больной, простывший, так как всю холодную военную зиму проходил в сапогах, мыться приходилось в болотах. После войны дежурил на объектах, налаживал инвентарь, помогал колхозу чем мог с больным сердцем.

Мама Шуваева Александра Гавриловна всю жизнь работала дояркой на колхозной ферме. За отличную работу, однажды, колхоз ей выделил премию – теленка, которого она сама и выбрала в колхозном стаде.

Две бабушки в семье Прасковья Николаевна и Наталья Васильевна – колхозницы. Наталья Васильевна дома пекла хлеб для колхозной столовой.

Детей в большой семье было тринадцать. В военное лихолетье выходить довелось только четверых. Одна из моих сестер, Варнавская Людмила Сергеевна, до сих пор живет в родной деревне и является старожилом в Шуваятах.

В те годы существовал единый сельскохозяйственный налог для деревни. Семье необходимо было сдать государству в год такую норму продуктов: 1000 литров молока (у семьи нет молока, тогда мы покупали у других масло и отдавали), одну шкуру овцы (мы не знали , где ее взять.), мясо, 100 – 300 яиц и деньги для колхоза 1000 рублей. Пока отец на финской был, налог с семьи не брали.

В Великую Отечественную военкомат завернул с фронта моего отца из-за ранений. Пришлось семье отдать налог за все прошедшие три года. Помнится, мама свою любимую корову, ту, которую ей дали в виде премии, сама и отвозила на мясокомбинат, чтобы рассчитаться с налогом.

Мы, дети ,очень любили учиться в школе, а я с детства мечтала стать учителем, вернулась в родную школу учителем в 1954 году и проработала здесь всю жизнь.

Родная школа

Церковь в те годы была снесена, а в помещении принадлежащем церкви, разместилась моя родная школа. Выпускной вечер в 1945 году, после войны запомнился всем! Школе выдали молоко, муку, булки настряпали, чай – это учителя все приготовили. Первый патефон в деревне был у моего отца. Соседи говорили: «Откройте окошко -послушать!» Все мы потанцевали, попели. Впереди только светлое будущее, мирное, без войны.

Вспоминаю школьные годы, в родной небольшой школе (см. фото) есть учительская, библиотека, кабинет директора, два класса. Обеды готовили сами: стряпали, варили на уроках труда. Отопление в школе печное. Колхоз поставлял дрова в школу, домой учителям – на 6 человек две машины дров. Ребята пилили, кололи для школы, для пенсионеров. Сарай для дров огромный, а печки с 3х часов ночи топили заботливые технички.

Был небольшой школьный огород и большой школьный сад. Здесь росли малина, смородина, крыжовник, яблони, клубника, лук, капуста. Летом участки полоть, картошку перебирать снимали с уроков ребят. Имелась своя, школьная лошадь. Ребята для нее косили сено, водили ее в ночное, спорили, чья очередь. Это очень захватывающе: просидеть всю ночь у костра, спать в шалаше.

Часть продуктов из школьного сада можно было продать и организовать на свои деньги школьные праздники, соревнования, День птиц. Например, на праздник Золотой осени ребятам и учителям выдавались премии, это могли быть ткань на платье или на рубашку.

В памяти своей нашему школьному братству и родной деревушке Шуваята мы верны всю жизнь!

У церкви Спасо-Преображенской – своя судьба. В 2019 году на народные пожертвования была наша, давно разрушенная церковь, выстроена вновь! Живи, моя Малая Родина!

Комментарии