С Дона на Куму через Турцию - ХранителиРодины.рф

Казаки-некрасовцы: путь домой длиной 250 лет. На востоке Ставрополья в посёлке Новокумский Левокумского района живут уникальные люди – некрасовские казаки. Их предки ушли с Дона во времена Петра I, прожили четверть века в Турции, сохранив свой язык, веру, традиции и будто из глубины веков перенеслись в 1962 году в советские реалии, умудряясь и в них жить по православным старообрядческим канонам. Пожилые жители посёлка до сих пор говорят, одеваются и молятся, как их предки более трёхсот лет назад. Этих живых носителей истории всё меньше, многие их дети и внуки перебираются в города, ведут современную жизнь, но память хранится в их сердцах и в местном музее некрасовских казаков.

За брак с иноверцами – смерть

Многие представители нового поколения только в этом музее могут узнать, как сформировалась эта община казаков, и почему они и сегодня выглядят, как гости из прошлого. Подготовленная работниками экспозиция захватывает с первых шагов и не отпускает до самого конца – настолько увлекательна и драматична судьба некрасовцев.

- Их история берёт начало с восстания казаков на Дону в 1707–1709 годах. Конфликт с царской властью обостряется религиозным расколом: казаки-старообрядцы воспротивились нововведениям патриарха Никона. При подавлении восстания погибло более 20 тысяч человек. Игнат Некрасов, поняв, что борьба бесполезна, не желая поступиться свободой, увёл людей в другую страну. С ним ушли три тысячи казаков с семьями.

Алексей Веремьев, хранитель музея и специалист в области этнографии Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, филиалом которого является Новокумский музей казаков-некрасовцев

В Турции казаки прожили анклавом более 250 лет, сохранив язык и православную старообрядческую веру. Но с течением времени это удавалось всё сложнее, так как турки всячески стремились их ассимилировать. Атаман Василий Порфирьевич Саничев (ему посвящена отдельная экспозиция в музее), выбранный в 1950 году, стал готовить возвращение казаков в Россию. Ещё одной веской причиной для переселения было то, что продолжать род, не смешиваясь с родственниками, было всё труднее. Жениться на иноверцах не позволяли «Заветы Игната» – свод законов казаков-некрасовцев, по которому они жили на чужбине.

«Брак может быть заключён только между членами общины. За брак с иноверцами – смерть», – говорится в одном из заветов.

В музее хранятся старинные церковные книги некрасовцев. Самая древняя – «Требник инока», отпечатанная в XVII веке в Москве на Печатном дворе.

Вступили на землю предков

В 1962 году последние 999 некрасовцев (215 семей) отправились на советском теплоходе «Грузия» из Стамбула в Новороссийск. По дороге на борту родился тысячный казак – Семён Бабаев.

В разгар достижений освоения космоса в Советском Союзе старообрядцы будто на машине времени перенеслись из глубины веков: с древними церковными книгами, утварью, в костюмах, с говором и традициями XVII–XVIII веков.

Из воспоминаний казаков-некрасовцев:

«22 сентября мы с зарёй вступили на землю предков, мы пришли до своего языка, сто цветов открылось у нас в душах. Мы исполнили завет Игната Некрасова – кровь не замарали и язык 250 годов сберегли».

В музее хранится фотоаппарат, на который был запечатлён момент отплытия казаков из Турции. Владелец аппарата и автор снимка – 20-летний некрасовец Парфён Иванович Васютов. Его молодой жене Анисье – всего 15. Незадолго до отплытия в Россию родители их поженили.

Отдельная экспозиция воспроизводит устройство быта на подворье казаков-некрасовцев.

- Селение Коджагёль в Турции, где жили некрасовцы, представляло собой несколько улиц вдоль берега озера Майнос, застроенных одноэтажными домишками. Дома казаков отличались от турецких домов и формой постройки (двускатные крыши, окна, выходящие на улицу) и изумительной чистотой. Вокруг дома было много цветов. К праздникам жилища мазали белой глиной.

Алексей Владимирович, хранитель музея

Как видно из экспозиции, часть двора была закрыта навесом. Под ним на циновках дети и женщины проводили время за рукоделием. Первая комната внутри дома называлась «хата». В ней была большая русская печь, зимой на ней спали дети и старики. Вдоль стен – лавки с циновками, полати, сундуки, лоскутные одеяла. Под лавками – глиняные кувшины. Напротив двери – старинные иконы. За хатой располагался «лопас» – веранда. Далее – «подлысенка», где жили после свадьбы молодые. За хатой размещался «чулан» – парадная комната с красным углом. Стены украшались посудой, ружьями и саблями, здесь же стоял стол со скатертью.

В этой комнате принимали почётных гостей. Под образом сидел старший в доме, здесь благословляли, вели секретные разговоры, давали честное слово, передавали мудрость поколений, принимали подарки. За парадной находился «сарайчик» – кладовая с припасами и «сарай», где содержались коровы, овцы, птица, буйволы. В огороде сажали лук, чеснок, перец, помидоры, огурцы, кукурузу, арбузы. У каждой семьи был надел в поле, где казаки выращивали пшеницу и обязательно фасоль – важный атрибут казачьей кухни.

В музее хранятся снасти и фотографии, повествующие об основном занятии некрасовцев – рыболовстве.

- Рыбу они ловили в Мраморном, Чёрном, Эгейском, Средиземном морях и во многих озёрах Турции. На рыбный лов уходили мужчины от 15 до 55 лет артелями по 18–25 человек. Рыболовный сезон начинался 15 августа. Возвращались домой в апреле к Пасхе, то есть мужчины отсутствовали по 8–9 месяцев. Пойманную рыбу продавали. Лодки казаки делали сами. Ловили сетями и вентерями. Сети вязали мужчины из льняных нитей с помощью деревянного челнока. В конце сезона при участии всех работников доход делили поровну. 1/3 дохода отдавали в войсковую казну; 1/3 на церковные и общинные нужды; 1/3 для личного пользования. Возвращение мужчин в село было праздником для всех.

Алексей Веремьев

Костюмы-обереги

А как же в экспозиции без красочных костюмов некрасовских казаков и особенно казачек! Кстати, история в виде нарядов оживает в каждый церковный праздник на улицах посёлка. Казачки до сих пор облачаются в пёструю многослойную одежду далёких предков, собираясь на богослужения.

Женскую одежду шили из лоскутов разных по цвету и фактуре тканей, но пестрота костюмов всё же подчинялась определённым правилам. Например, если рубаха была ярко-жёлтая, то балахон поверх неё надевали «красненький» и наоборот. В одеянии сочетали основные цвета казачьей жизни: жёлтый – символизирует зерно, синий – воду, красный – солнце, зелёный – растения, зарождение жизни.

На швах и по нижнему краю юбки была вышивка, которая не только украшала, но и защищала казачек от злых чар. Ещё с языческих времён считалось, что они не проникнут через декор ручной работы. Костюмы девочек – маленькие копии взрослых. А вот головные уборы делятся на девичий, замужней женщины, «бабичий», а также на те, что носили каждый день и надевали по праздникам.

Мужской костюм также представлен в коллекции музея: рубаха (в основном, косоворотка), бешмет, порты (штаны). Юноши и женатые мужчины носили рубахи с «воротом» – яркой вышивкой в виде креста на груди и поясом из шерстяных нитей. Однако в конце XIX века, мужчины всё больше носили европейский костюм – пиджак и брюки. Сейчас большинство мужчин на праздниках в церкви одеты именно так.

Одежда и утварь, предметы быта вызывают наибольший интерес школьников, посещающих музей. Дети задают много вопросов о том, как жили, чем занимались казаки-некрасовцы в Турции, почему решили вернуться, почему и сейчас одеваются, как в старину, а также что готовили в горшках и в печах, и таким ли неводом вылавливал старик из пушкинской сказки золотую рыбку.

«Я пучочки вязала»

Сохраняя веру, некрасовцы сберегли не только свою духовную культуру, но и фольклор донских казаков. Хлопоча по дому, в огороде, трудясь на новокумских виноградниках и полях, некрасовцы часто сопровождали работу аутентичным исполнением старинных казачьих песен.

«Я пущёщики (пучочки – авт.) вязала, вдоль дорожки клала. Из-под вили-вили Дон-Дон-Дон вдоль дорожки клала… Нельзя мужу жёну бить – она молодая… Ударил её один раз – она пощернела (почернела – авт.). Жалел её целый год – она побялела (побелела – авт.)».

В 1978 году ныне заслуженный работник культуры РФ, а тогда начинающий сотрудник местного Дома культуры Людмила Евдокимова услышала необычное пение и была заворожена им. Людмила Васильевна создала, ставшие впоследствии всемирно известными, фольклорно-этнографические ансамбли «Некрасовские казаки» и «Некрасовские казачата».

- В 1979 году коллектив «Некрасовские казаки» дал концерты в Ростовском университете, музее-заповеднике станицы Старочеркасской, где состоялось его первое знакомство с учёными. В 1982 г. ансамбль уже был приглашён Московской консерваторией, где показал три тематические концертные программы, организацией которых занимался ректорат, кафедра теории музыки, проблемная лаборатория, сектор практики Московской консерватории. Программа, кроме концертов, предусматривала съёмки на телестудии «Останкино», фондовую запись на радио, многоканальную запись в проблемной лаборатории. В 1983 году на студии фирмы «Мелодия» вышла первая пластинка «Казаки-некрасовцы» (автор В. И. Медведева). В марте 1984 г. Географическое общество АН СССР приглашает коллектив в Москву, где проводятся концерты «Музыкальная культура казаков-некрасовцев и проблема её изучения» для теоретиков, дирижёров-хоровиков, студентов-иностранцев Московской консерватории, организована запись на Всесоюзном радио, фотосъёмки для журнала «Отчизна».

Алексей Веремьев

Сам музей некрасовских казаков в Новокумском – «Центр традиционной культуры казаков-некрасовцев и молокан» – был создан в 1992 году к 30-летию празднования их возвращения в Россию. К этому времени Людмила Евдокимова с энтузиастами собрала небольшой музейный фонд предметов, переданный казаками. Ценности были переданы Ставропольскому краевому музею изобразительных искусств, сотрудники которого под руководством директора Зои Белой стали работать над созданием экспозиции Новокумского филиала.

Как найти

Ставропольский край, Левокумский район, пос. Новокумский, ул. Первомайская, 5.

Телефон: +7 (86522) 6-54-85, +7 (86543) 5-84-10.

E-mail: m1608muzeum@yandex.ru

Сайт: www.nekrasovcy.artmuseum26.ru

Комментарии