Ешь. Соли. Молись. Экскурсия в деревню-призрак на краю Камы - ХранителиРодины.рф

Чудеса в Хохловке начинаются прямо у деревенских ворот. Едва одолев с десяток шагов, начинаешь озираться в поисках местных жителей. Что за неведомая сила заставила побросать людей свои дома и дела, забросить прялки и ткацкие станки, остановить мельничный жернов, прервать литургию в храме, перестать варить соль и покинуть это райское место? За какие грехи бог изгнал людей из этого рая?

Вот-вот из-за угла бревенчатой избы вылетит ватага босоногих сорванцов, на пригорке прокричит петух, с полей потянется деревенское стадо, довольно мыча и гремя колокольчиками на своих коровьих шеях. Но Хохловка молчит. Здесь отродясь никто не жил, не крестили и не отпевали, не гуляли шумных деревенских свадеб.

Хохловка – уникальное собрание старины. Деревня собрана по брёвнышку со всей Пермской губернии. Деревня-призрак, которая оживает только на Масленицу. Место силы уставших от городской суеты жителей мегаполисов. Портал в прошлое, в поиске своих корней, своей семейной истории.

Китеж по-советски

Чудо-деревня на полуострове Камского водохранилища возвышается, словно потерянный Китеж-град. Но если белокаменный Большой Китеж по легенде был спрятан от Батыева войска, и по сию пору остаётся градом-невидимкой, то Хохловка открылась миру во времена советские. Хоть и официально безбожные, но богатые на людей большого сердца и любви к родному Пермскому краю.

Ещё в 1966 году хлопотал о создании архитектурного музея под открытым небом пермский архитектор, преподаватель кафедры архитектуры строительного факультета Пермского политехнического института Александр Терехин. Идея ценителя деревянного зодчества нашла отклик у областного начальства. И в 1968 году главный архитектор Пермской области Николай Кукин рекомендовал для места дислокации будущего музея живописные места недалеко от села Хохловка.

Создатели составили список памятников деревянного зодчества на территории Прикамья, которые без ущерба для их состояния можно было перевезти и заново установить на полуострове, откуда открывался сказочный вид на Камские разливы. Официальные власти и депутаты облсовета также не стали препятствовать созданию нового музея на карте области. 

Эскизный проект музея разработали архитекторы Генрих Кацко, Гершен Канторович и Александр Терехин.А затем пермскими реставраторами бережно разобрали и перевезли на территорию музея сразу 12 памятников архитектуры. Для посетителей Хохловку впервые открыли в 1980-м году. Сегодня архитектурно-этнографический музей «Хохловка» объединил 21 памятник деревянного зодчества конца XVII – второй половины XX веков, привезённых с разных уголков Прикамья. Музейная деревня продолжает расширяться за счёт спасённых реставраторами реликвий деревянного зодчества.

Первый на страже

А первой в Хохловке появилась сторожевая башня. Её привезли из мест, которые известны своими самоварами – из Суксунского района Пермского края. Когда-то сторожевая башня охраняла покой жителей села Торговище. Башня – часть Торговищенского острога, который местные жители построили после крупного башкирского восстания. В начале 1660-х мятежники сожгли город Кунгур и почти все русские сёла и деревни вдоль реки Сылва. Так башкиры мстили царской власти за лишение их вотчины на землю.   

Бороться за свои права этот народ не перестал. И в 1708 году, во время одного из самых крупных башкирских восстаний Торговищенский острог выдержал многочисленные приступы бунтовщиков и серьёзную осаду. Выстоял острог и во время осады пугачёвцев. За что сторожевая башня получила в народе название Пугачёвской. Острог жители Торговища разобрали к концу девятнадцатого века. Говорят, за ненадобностью и ветхостью. А Пугачевскую башню оставили. То, что не сделали люди, довершил пожар 1899 года. В Хохловку Сторожевая башня вывезена уже восстановленной.

Церковь от Петра

Ещё одна жемчужина, найденная в Суксунском районе, – деревянная Богородицкая церковь. Это самая старая постройка музея. Её срубили еще при царе Петре I, в 1694 году. На месте, куда по реке Сылва приплыла икона Богородицы. К высокому, стремящемуся к небу храму ведут крутые лестницы.

Жителям много надо было рассказать Божьей матери о своих печалях и радостях. Поэтому храм получился высоким, с крутыми лестницей, на верхней площадке, с которой вид такой, что дух захватывает. Летом открывается изумительный вид на заливные луга и зеркальную гладь Камских заливов. Зимой полуостров утопает в белой снежной простыне, на которой беспокойно темнеет рисунок окрестных лесов.

Ещё одну церковь, Преображенскую, привезли в Хохловку с севера Пермского края, из села Янидор. Она построена чуть позже Богородицкой, в 1702 году по канонам древнерусской архитектуры. Молиться, да и просто постоять в деревянном храме – это особое удовольствие. Кажется. дерево вместе с тобой рассказывает с высшими силами. Здесь даже воздух пахнет облаками. Экскурсоводы обязательно покажут и единственную сохранившуюся в Пермском крае деревянную шатровую колокольню.

Где уши солили

Соль в Прикамье добывали ещё в каменном веке. Достоверно известно как минимум об одном древнем месторождении, которое археологи обнаружили в Соликамском районе.  Солеварение как успешный бизнес в этих местах стало развиваться при купцах Строгановых.

Солеварня, представленная в Хохловке, принадлежит другому промышленнику, купцу первой гильдии Александру Рязанцеву.  Рассолоподъемная башня, соляной ларь, варница и соляной амбар Усть-Боровского солеваренного завода были построены в Соликамске полтора века назад.  Завод добывал соленый раствор и вырабатывал соль-пермянку до 1972 года.

После закрытия предприятия в Хохловку перевезли рассолоподъемную башню, соляной ларь, варницу и соляной амбар. Самой оплачиваемой в этом производстве была специальность трубных мастеров, по-современному бурильщиков и монтажников скважин. Их годовая зарплата, по данным Пермского государственного архива социально-политической истории, равнялась 25 рублям.

Кому доставались сущие гроши, так это мешкодёрам, которые держали мешки при засыпке в них соли. Им платили рубля по три в год. А вот грузчиков ещё и обзывали. Взвалив поклажу на закорки, они обсыпались с ног до голы солью, которая разъедала кожу, и удостаивались обидного прозвища «Пермяк, солёны уши». Вспомнить бы об этих бедолагах, когда рука в очередной раз потянется к солонке. Уши солить – невелика радость.

Жить, не тужить

Стоит хоть раз побывать в Хохловке, и ты пропал. Прощай город, хочу жить в частном доме. Да непременно в деревянном. Чтобы и с мастерскими, где, как пермяк Баталов, красить односельчанам одежду в синильной мастерской, и чтобы без единого гвоздя собранный, как дом крестьянина Кудымова, который даже крышу без гвоздей сложил.

А после яркой свадебной росписи потолка в одной из усадеб Хохловки, так и хочется отодрать дома натяжные потолки и взять в руки кисточку и краски. А потом купить лачугу в заброшенной деревне, чтоб обязательно деревянную. И повесить на дом табличку: «малая Хохловка». С чего-то же надо начинать свою историю.

Как найти

Купить билет до Перми. Сесть на рейсовый автобус №340, он отходит от автовокзала. Расстояние от Перми до Хохловки: 43 км. Время работы музея: с 10:00 до 18:00, без выходных. Последний понедельник месяца — санитарный день.

Комментарии