Хатунь Великая - ХранителиРодины.рф

Думы о прошлом... родном крае, где на одно из при церковных холмов, среди вековых деревьев, в глубокой тишине потерялись наши корни, наше родословные. Они, эти дома ненавязчиво, но неизбывно живут в наших душах. Любое печатное и устное слово о знакомом селе, речушке, храме, заставляет чаще биться сердце, уводя наши мысли из утомительного круга плотских забот, от безудержной суеты толпы.

Из воспоминаний Каленова Вячеслава Николаевича, автора “Истории Хатунской волости”.

Хатунская волость, как и любой уголок Подмосковья, помимо общей, государственной истории, имеет и свою собственную, отличную всех других и причин для этого, если поразмыслить, найдется немало.

Думы о прошлом... родном крае, где на одно из при церковных холмов, среди вековых деревьев, в глубокой тишине потерялись наши корни, наше родословные. Они, эти дома ненавязчиво, но неизбывно живут в наших душах. Любое печатное и устное слово о знакомом селе, речушке, храме, заставляет чаще биться сердце, уводя наши мысли из утомительного круга плотских забот, от безудержной суеты толпы.

Мы все устали от того, что слишком долго существуем вроде бы вне истории, взирает на себя как бы со стороны, утратив, разрушив, позабыв обычаи, традиции, опыт веками собираемые и хранимые предыдущими поколениями...Долгим и печальным будет наше возвращение к истокам; восстановить же их полностью уже не удастся. Если мы что - то слышали или знаем, об истории страны, то непростительно мало знаем о своем родном крае.

На этих страницах делается попытка-размышление самой малой толики донести до читателя - те сведения о 10 века, что обнаружены в архивах, библиотеках, музеях, опросах жителей.Нам предстоит мысленно пройти много веков путь.

Более чем вековая судьба пограничной территории 10 в., сначала Московского княжества, а потом и государства, определила своеобразие этого уголка Подмосковья. Здесь нет больших родовых вотчин древних боярских родов, передаваемых из поколения в поколение, нет дворцовых ансамблей и знаменитых памятников архитектуры. Но это не значит, что Хатунская волость совершенно безлика и пустынна. По красоте природы холмистого ландшафта, пересекаемого множеством ручьев и речушек, покрытого когда-то исключительно красным лесом , он не уступает любому иному.

Только к концу 18 века здесь основательно осели знаменитые братья Орловы- фаворитом Екатерины 2: Владимир, Федор, Алексей. Двое из них оставили нам в наследие - свои фамильные гнезда, донесшие до настоящего времени свои названия: “Отрада”,”Нерастанное”.

От более ранних времен сохранилось около 30 храмовых зданий ( разграбленных и разрушенных в большинстве своем в самый последний и жестоких всплеск вандализма в 50 годах 20 века) в том числе и старейший (15 век) культовый ансамбль- Давидова пустынь. Зданий храмов и их бесценное историческое имущество: фрески, иконы, сосуды, паникадила... сами здания, часовни, ограды. Священных мест и церквей - последние молчаливые свидетели былой высокой духовности и трудолюбие предков все было уничтожено. Отсутствие страха Божия и возможность поживиться были сильнее веры в справедливость, и некому было их защитить.

Не мог не сказаться на жизненном укладе этого края и тот факт, что за период письменной истории он переходил из рук в руки более 25 раз.

И все же самыми древними и почти сохранившимися памятниками прошлого являются сами села и деревни Хатунской волости, и река в Лопасня - живой свидетель древности.Но и она страдает, переживая кризи. Порубка лесов повлекла исчезновение многих мелких речек, ручьев, источников-ее притоков, названия которых забыты, но они есть, они живы. Еще до Великой Отечественной Войны 1941-45 гг. Лопасня кишела разнообразной рыбой, большинство видов которой теперь исчезло навсегда. Первыми после пуска в городе Чехове, химическом предприятия, в Лопасне исчезли, раки, обитающие в реке в несметном количестве. Неочищенные стоки скотоводческих ферм, бытовые отходы и отходы множества пионерских лагерей, миграция населения, методы ведения хозяйства и отношение людей к природе - все это изменило не только быт, но и сам когда - то прибранный чистых деревень, лесов, полей…

Война 1941 - 45 гг. и последующие годы окончательно, размежевали коренных жителей Подмосковья, оставшихся в живых с их крестьянским прошлым. В упадок пришли подмосковные деревни и села. Так угасло, а потом и потерялась слово “земляк”. Когда - то оно значило многое. Земляки - почти родственные люди, выросшие на одной земле. вспоенные одной водой,выпестованные одним воздухом, приобщенные истине одним храмам.

Историки считают, что Хатунь в начале была южным форпостом Новгородского княжества, затем северным Черниговского, а еще позже - Рязанского княжества.И лишь в 14 веке вместе с Коломной отошла к Московскому княжеству, завершив формирование юго - восточного угла княжества Московского.

Но не только Хатунь, но и большое село Лопасня (ныне город Чехов) принадлежало Рязанскому князю в 13 веке. Наименование Лопасня носило еще одно поселение, когда - то расположенное на правом берегу Оки строго напротив устья Лопасни. Этот укрепленный городок, принадлежал Черниговскому князю, и нес сторожевую службу по охране северных земель Черниговского княжества. В 13в.после нашествия Батыя и ослабления Чернигова, город отошел к Рязани. До конца 14 века были видны следы его,но с другим названием “Погост четырех церквей”. В настоящее время след его потерян.

Древняя Хатунь располагалось на крутом левом берегу Лопасни в излучине,

обеспечивающей дальний обзор ее течения, на месте современного кладбища. Оборонительными служениями Хатуни служили глубокий и крутой берег Лопасни, с Запада и крутой берег реки Заполонки, огибавший холм с востока на юга. Искусственное сооружение возводилось лишь с северной стороны и короткое с северо - востока общей длиной около 250 м. Перед частоколом, со стороны поля, ров шириной 6 м и глубиной 3 м (он виден и в настоящее время). И единственные въездные ворота северной стороны.Размеры плоской вершины холма почти правильного квадрата 200 на 200 м. видимо, только дружина могла уместиться на этом пятачке, населения же находилась вне стен городка и лишь при угрозе нападения пряталось в крепосте со своим скарбом и скотом.

Здесь, на погосте останавливались торговые люди. Князь, выезжая на полюдье, вершил суд, разводил споры, брал установленный оброк.

С 14 века такие городки начинают терять свое судебно - административное значении.

Это подтверждается тем фактом, что из трех десятков станов и волостей, составлявших Московское княжество, сохранили свое прежнее значение, лишь Хатунь и Радонеж. С возникновением городов Каширы и Серпухова военное значение села Хатуни теряется, оно становится княжеским селом и центром в большой волости. Но в силу своего стратегического положения - 15 км от реки Оки-Хатунь и ее волость на многие века были обречены нести роль предполья южной границы-” входных ворот” Московского княжества, а затем и государства для всех ветров разбойных замыслов жестоких соседей и дальних недругов. Непрерывные набеги крупных и мелких разбойных отрядов степняков много веков держали местных жителей в постоянном ожидании гибели, людей и продажа в рабство, разорении хозяйства. Особенно часто, почти регулярно, в течение 3 веков творили здесь жестокое беззаконие крымские татары.

На исходе был 14 век, шел 142 год ханского ига.

Князь Владимирский Дмитрий Иванович (Донской)-. внук Ивана Калиты и его двоюродный брат серпуховской князь Владимир Андреевич (Храбрый) в истинном единение духа, воли, помыслов, уловив веление времени впервые за полутора вековое насилие, осмелились поднять руку на незыблемое (казалось) господство Золотой Орды.

Разгром войск Мамая в 1380 году, 8 сентября день Рождества Богородицы не сбросил былую зависимость Руси от ханов,а, наоборот, обострил отношения с ними…

Но победа на Куликовом поле, доставшаяся дорогой ценой, предотвратила не только повторение страшного нашествие 1238 -40 гг. задуманного темником Мамаем, но и убедила удельных князей в силе их единения, в сознании, возможности противостоять и побеждать.

После разгрома Мамая еще 100 лет висело татарская ярмо на шее, наших предков.

А тогда, в конце августа 1380 года спешили русские полки от Коломны по левому берегу Оки и к устью Лопасни. К тому месту, куда намеревался выйти, как докладывала разведка, Мамай с войсками, к броду- Сенькину перелазу, где он вместе с дружиной рязанского князя Олега Ивановича, переправившись через Оку, соединиться с полками литовского князя Ягайло.

Торопился князь Дмитрий, и за двое суток полки его преодолели почти 100 км рубеж.. Здесь, около устья Лопасни встречены они были полками серпуховского князя Владимира и “великим воеводой” Тимофеем Вельяминовым, приведшим последних добровольцев, что насобирал в Москве. Кратчайший путь к устью в Лопасни лежал через Хатунь, которой и использовал, видимо,”великий воевода.”

И увидели войны, как стылые неторопливые воды Лопасни, будто вырываясь из узких лесных берегов, устремляются в теплое стремительное течение Оки, в неохватную глазом пойму, в ширь простора и легкость сизых далей. Часть войск переправилась на подручных средствах жителей крепостцы Лопасни. Главные же силы, а это-конные полки, переходили Оку вброд на Сенькином перелазе..

Пожалуй, это единственный из случаев, когда этот перелаз послужил во благо народа русского.

Хатунь до возникновения Серпухова исполняла роль форпоста Московского княжества, в силу традиции и ниспадающей опасности с южных рубежей. И в последующие годы, после укрепления Серпухова, не потеряла она своего значения, являясь важным звеном сухопутной связи между Коломной и Серпуховым, между Серпуховым и Каширой. Хатунь первый от порубежной Оки укрепленный городок и самый близкий от единственного между Коломной и Серпуховым бродом через Оку.

В этом смысле Хатунь сохранила свое стратегическое значение для всего княжества Московского. Это был вынужденный и тяжелый шаг, последствия которого разовьются в продуманную оборонительную систему под защите южных рубежей Руси.

Надеюсь, что изложенные здесь сведения о бывшей Хатунской волости, южной части Подмосковья, не оставят равнодушными тех, кому близки эти места как малая Родина или ставшая ей.

Комментарии