Музей меня не отпускает…
Нытвенский историко-краеведческий музей, Нытва, Пермский край
Пачина Светлана Леонидовна - директор музея и создатель Музея Ложки.
Нытвенский историко-краеведческий музей ведет свою историю с 1954 года, когда учитель истории местной школы П. С. Сонин организовал краеведческий кружок. Человек образованный (накануне Великой Отечественной войны он окончил МГУ и поступил в аспирантуру), мыслящий, увлеченный историей, Павел Семенович сумел заразить своим энтузиазмом не только школьников, но и взрослое население маленького уральского городка. Вскоре рамки кружковой работы стали тесны для учителя-исследователя: в 1958 году в Нытве появился свой Народный краеведческий музей, которым П. С. Сонин занимался на общественных началах.
За прошедшие десятилетия в Нытвенском историко-краеведческом музее сменилось несколько директоров. Пятнадцать лет – с 1998 по 2014 год – музей возглавляла С. Л. Пачина. В одном из своих интервью Светлана Леонидовна делилась мыслями о том, почему она, выпускница географического факультета Пермского государственного университета, учитель с почти 20-летним стажем, пришла работать в музей: «У меня с первых дней общения с музеем сложилось ощущение, что музей живой и ждет от меня помощи» [1].
Так оно и было. Музею, как и другим учреждениям культуры, на переломе двух эпох приходилось очень нелегко. В те годы речь шла не о развитии, а о выживании. Нытвенским музейщикам наряду с сохранением фондов, которые насчитывали 3231единицу хранения, было важно вернуть внимание населения к местной истории, интерес к которой угасал. Посещаемость музея составляла чуть больше 1500-2000 человек в год.
С. Л. Пачина, собрав вокруг себя единомышленников, занялась поиском новых форм работы, укреплением авторитета музея не только в городе и районе, но и за его пределами. Но, прежде всего, начала с себя: в 2000 году она с отличием окончила Пермский областной колледж искусства и культуры по специальности музееведение.
Используя прежний практический опыт (в свое время С. Л. Пачина создала музей школы № 3, который в 1996 году первым в Нытвенском районе прошел паспортизацию и аттестацию на звание «Школьный музей») и вновь приобретенные теоретические знания, Светлана Леонидовна разработала план, в котором определила последовательность действий.
Начало реализации замыслов положила музейная педагогика. Сегодня на договорной основе по специально разработанным программам в музее занимаются дети из четырех городских детских садов, проводятся мастер-классы, игровые программы.
В это же время в музее началось строительство новой экспозиции по истории Нытвы конца XIX – начала XX веков. В 2000 году торжественно открылась диорама «Ярмарка в Нытве», которая преобразила всю экспозицию и стала лицом музея. Нытвенская диорама – одна из трех событийных диорам, размещенных в музеях Пермского края. Ее авторы – А. А. Мургин и А. Н. Фомичев, преподаватели Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества. «…Пока мир спорил о переходе в Миллениум, в музее кипела работа. И сразу резко увеличился поток посетителей – 8848 человек за год. Стали появляться гости из Перми и других городов Прикамья», – отмечала С. Л. Пачина [2].
Своим главным шагом в популяризации и развитии краеведческого музея Светлана Леонидовна считала создание новой экспозиции «История ложки», которая к 2003 году переросла в Музей Ложки. Путь к реализации идеи был непростым, наполненный сомнениями, поисками. Но тема оказалась органична для Нытвы – города, в котором местное предприятие ОАО «Нытва» (Нытвенский металлургический завод) более восьми десятилетий выпускает широкий спектр столовых приборов.
Уникальность создания проекта Музея Ложки С. Л. Пачина видела «… в возможности через простой предмет рассказать посетителям об истории материальной культуры всего человечества, о традициях и культуре разных народов мира; …в индивидуальности и эксклюзивности темы, в постоянном ее расширении, в появлении новых направлений в комплектовании, интерпретации» [3].
Расширение музейного пространства (с 2013 года Музей Ложки размещается в отдельном здании, занимает около 600 кв. метров площади) позволило создать новые экспозиции. Сегодня в коллекции Музея Ложки – более 4-х тысяч ложек из 82 стран мира. В постоянной экспозиции представлено свыше 2000 самых разнообразных ложек.
Главная особенность музея в том, что с момента его создания коллекцию собирают разные люди: политики, бизнесмены, ученые, коллекционеры, просто посетители.
На вопрос, как удалось сделать музейным экспонатом обычный бытовой предмет – ложку, С. Л. Пачина отвечала: «На пути к материальным благам человечество забыло о сакральном, духовном значении этого предмета. Сегодня в цивилизованном мире все взаимодействие человека с ложкой сводится к утилитарному использованию этого предмета для еды. Ложек много, они доступны по цене и не являются носителями глубоких традиций древности. Собранная в одном месте информация об истории простого предмета обращает к корням культуры разных народов. Уникальность коллекции ложек в многообразии материалов, назначения, изготовителей, времени бытования (с 7-8 вв. н. э. до наших дней), географии распространения»[4].
Создание Музея Ложки положило начало развитию въездного туризма в Нытвенском районе. С помощью кафедры туризма Пермского госуниверситета были оценены реалии и перспективы этого направления деятельности, в результате чего в 2006 году появился первый в Нытвенском районе туристический маршрут «Ложки и лошади». Партнером в туристическом бизнесе стало ООО «Урожай» (конный клуб «Слобода»), занимающееся сохранением орловской рысистой породы лошадей [5].
Участие в конкурсах «Евразия. Музей года-2007» и «Евразия. Музей года-2008», «Меняющийся музей в меняющемся мире», в научно-практической конференции «Мономузей в многоликом музейном мире» позволило Нытвенскому музею широко позиционировать себя в культурном пространстве Пермского края и России.
Золотые медали, полученные в номинациях «Любимый музей» (2007 г.) и «Муниципальный городской музей» (2008 г.), – заслуженная награда директору Нытвенского историко-краеведческого музея С. Л. Пачиной и признание ее заслуг. В российском музейном сообществе Светлана Леонидовна пользовалась репутацией специалиста высокого уровня. В 2008 году за вклад в развитие музейного дела России С. Л. Пачина была награждена почетной грамотой и почетным знаком Международного совета музеев – ICOM.
В 2010 году в музее построили новую экспозицию, посвященную истории Нытвы в ХХ веке, чуть позже появилась экспозиция «История здания», рассказывающая о здании бывшей земской школы, в котором с 1967 года размещается краеведческий музей.
С. Л. Пачина ежегодно лично проводила около половины музейных экскурсий. Вот только пара отзывов: «Пермяки, если соберетесь в музей, постарайтесь попасть на экскурсию, которую ведет директор Светлана Пачина. Все достоинства музейного работника в одном человеке: грамотная правильная речь, интересный текст и его подача, хороший темп, умение вести ненавязчивый диалог с аудиторией, искренняя увлечённость собственным делом» [6]. «Рассказывая о ложках, Светлана Леонидовна рассказывала историю человечества, страны и отдельного человека. Ее рассказ увлекал людей самого разного возраста и развития. Это говорило об ее эрудиции, интеллекте, умении говорить просто о сложном, интересно о простом» [7].
Светлана Леонидовна была человеком перспективы. Работая над очередным проектом, она всегда обдумывала следующий. Проект «История Дома ложки», по ее мнению, имел веские основания для осуществления. Но его реализацией музей, к сожалению, занимается без своего идейного вдохновителя.
С. Л. Пачина ушла из жизни в январе 2014 года после продолжительной болезни. Но, даже имея серьезные проблемы со здоровьем, она находила в себе силы продолжать активную профессиональную деятельность. О планах на будущее Светлана Леонидовна говорила коротко: «Жить!» [8].
«… Часто пытаюсь понять, как оценил бы Павел Семенович то, чем живет музей сегодня, правильно ли мы развиваемся» [ 9] , – такой вопрос задавала себе С. Л. Пачина. За прошедшие десятилетия в организации музейного дела, конечно же, многое изменилось. И это закономерно. Но тот факт, что музей в небольшом провинциальном городке не просто выжил, сохранился, но и вышел на российский уровень, внеся свой вклад в культурную сокровищницу России, говорит о том, что у основателя музея П. С. Сонина был достойный преемник.
Примечания
1. Кудрина Е. Готовьте ложки к юбилеям! // Журнал «Пермский период», № 1 (14) 2013. С. 23.
2. Пачина С. Л. Мономузей как фактор развития и продвижения территории // Сборник материалов научно-практической конференции «Мономузей в многоликом музейном мире» / Нытв. ист.-краеведч. музей; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, Нытва, 2010. С. 64.
3. Пачина С. Л. Музей одной темы – дань моде или поиск индивидуальности? // Грибушинские чтения-2007. Тезисы докладов и сообщений VI межрегиональной научно-практической конференции / Кунгур, 2007. С. 224.
4. Кудрина Е. Готовьте ложки к юбилеям! // Журнал «Пермский период», № 1 (14) 2013. С. 23.
5. Пачина С. Л. Музей и партнеры: поиски, проблемы, перспективы // Грибушинские чтения-2006. Тезисы докладов и сообщений V межрегиональной научно-практической конференции / Кунгур, 2006. С. 342.
6. Интернет-ресурс: http://klyaksina.livejournal.com/121246.html
7. Угасла искорка, но свет остался // Газета «Новый день», № 20 (9266) от 16 мая 2014 г.
8. Интернет-ресурс: http://logos-perm.wix.com/logos#!zhit/ccw7
9. Кудрина Е. Готовьте ложки к юбилеям! // Журнал «Пермский период», № 1 (14) 2013. С. 23.
10.
Комментарии