«Это судьба многих людей моего поколения...» - ХранителиРодины.рф

Участник Великой Отечественной войны, участник боевых действий за оборону Наро-Фоминска, член президиума совета ветеранов Наро-Фоминской районной общественной организации ветеранов войны, труда, вооружённых сил и правоохранительных органов, в прошлом председатель первичной организации совета ветеранов войны городского поселения Наро-Фоминск, участник парада на Красной площади 7 ноября 1941г., Подполковник в отставке.

Виктор Васильевич Мищенко многие годы жил в городе Наро-Фоминске. Его хорошо знали и стар, и млад: он вел большую общественную и военно-патриотическую работу, был почетным гражданином Наро-Фоминска.

Виктор Васильевич родился 30 октября 1920 году в городе Таганроге. После окончания школы пошел трудиться на металлургический завод, но долго работать не пришлось. Надвигавшаяся война заставила его, как и многих его сверстников, готовиться к защите Родины. Виктор Васильевич стал курсантом Харьковского танкового училища.

Вскоре началась Великая Отечественная война. В первые ее дни он получил тяжелое ранение, попав под удар вражеской авиации. После излечения в госпитале оказался в матушке-пехоте, в которой служил всю войну и дошел с ней почти до Берлина, когда получил очередное тяжелое ранение. День Победы встретил в военном госпитале.

В конце мая 1945 года Виктор Васильевич Мищенко оказался в городе Наро-Фоминске, в котором ему было суждено прожить более 70 лет. Кем только не работал он на благо Наро-Фоминского района! Трудился в Стройуправлении № 7 треста Мосстрой, затем на Наро-Фоминской прядильно-ткацкой фабрике, в Наро-Фоминской КЭЧ, на молочном комбинате, закончив свой трудовой путь старшим механиком химчистки. За добросовестный труд был награжден орденом «Знак Почета».

Однако на наро-фоминской земле он оказался намного раньше победного 45-го. Немногие из его товарищей по работе знали о том, что в 1941 году он сражался в рядах прославленной 222-й стрелковой дивизии, оборонявшей Нарский рубеж на правом фланге 33-й армии в районе деревни Таширово, несколько севернее Наро-Фоминска.

Бойцы и командиры этой дивизии приняли на себя главный удар 20-го армейского корпуса группы армий «Центр» в ходе последней попытки врага прорваться к Москве с Наро-Фоминского направления, предпринятой им в начале декабря 1941 года.

Автор этих строк много лет общался с Виктором Васильевичем, но наиболее тесно сдружился с ним в период работы над книгой «Трагедия и бессмертие 33-й армии». Зимой и летом 2006-2010 гг. мы совершили с ним несколько интересных многочасовых поездок в район Таширово, Новая, Головеньки, где ему пришлось сражаться с немецко-фашистскими захватчиками. В ходе этих поездок Виктор Васильевич вспомнил много интересного о тех событиях. Это позволило автору рассказать читателям об этом далеко неординарном событии в истории Московской битвы не только посредством архивных документов, но и со слов его непосредственного участника.

По мнению Виктора Васильевича, самое тяжелое время в его жизни пришлось именно на тот период, когда он вместе со своими боевыми товарищами сражался с врагом, обороняя Наро-Фоминск и его окрестности в ходе Битвы за Москву.

Особенно сложными оказались первые дни декабря 1941 года, когда 20-й армейский корпус группы армий «Центр» неожиданно нанес удар севернее и южнее Наро-Фоминска, пытаясь окружить город для того, чтобы затем развить наступление на Москву.

479-й стрелковый полк, в котором сержант В.В. Мищенко служил командиром отделения 1-й стрелковой роты, занимал оборону в центре боевого порядка 222-й стрелковой дивизии в районе деревни Новая. Полк прибыл в этот район сразу после исторического Военного парада, который состоялся на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года, и Виктор Васильевич был его участником.

Отвлекая внимание командования 33-й армии и 222-й сд, противник в 6 часов 30 минут 1 декабря 1941 года открыл сильный артиллерийский огонь по участкам обороны частей 1-й гв. мсд, оборонявшимся в центре боевого порядка. И только в 7.40 вражеская артиллерия начала короткую, но мощную артиллерийскую подготовку в полосе обороны 222-й сд. В 7 часов 45 минут подразделения 258-й пехотной дивизии устремились в атаку.

К сожалению, оперативной сводки штаба 222-й стрелковой дивизии, в которой сражался тогда сержант В.В. Мищенко и принявшей на себя главный удар врага, обнаружить в архиве не удалось. За все дни боев оперативный отдел штаба 33-й армии не получил от штаба 222-й сд ни одного доклада, а делегаты связи, посланные в дивизию штабом армии, назад не возвратились. Радиосвязь со штабом дивизии прекратилась с началом боя. Вплоть до 6 декабря 1941 года какие-либо отчетные документы штаба 222-й сд и подчиненных ей частей в архиве отсутствуют. Однако противник в своих документах свидетельствует о том, что советские воины оказали ему упорнейшее сопротивление, героически сражаясь за каждый метр родной земли.

О важности наступления, предпринятого врагом в районе Наро-Фоминска в тот день, свидетельствует тот факт, что командующий 4-й немецкой армией генерал-фельдмаршал Г. Клюге рано утром 1 декабря 1941 года прибыл в район Наро-Фоминска и наблюдал за тем как оно развивалось, надеясь стать первым немецким военачальником, которому удастся со своими гренадерами прорваться к советской столице.

В районе д. Таширово наступали 258-я и 292-я пехотные дивизии 20-го армейского корпуса противника усиленные 27-м танковым полком и 191-м дивизионом штурмовых орудий. Левее наступали полки еще одной, 7-й пехотной, дивизии противника.

Клочок ташировской земли, на который враг бросил такую мощную группировку войск и техники, обороняли три неполных по составу - 479-й, 457-й и 774-й стрелковых полка 222-й стрелковой дивизии, которой командовал полковника М.И. Лещинского. И среди этих бойцов и командиров, грудью ставших на пути врага, был и сержант В.В. Мищенко.

Виктор Васильевич Мищенко так рассказывал о тех событиях:

«Наш полк прибыл под Наро-Фоминск сразу же после парада на Красной площади. Холодно было, хотя на дворе был только ноябрь. Мы даже еще толком не успели изучить прибывшее накануне пополнение как противник начал наступление. Бой был жестоким. Немецкие танки и пехота смогли отбросить нас к лесу, но мы продолжали оказывать упорное сопротивление. Паники не было, хотя мы понимали, что наше положение очень сложное: патроны заканчивались, продуктов не было. Это уже потом, когда закончились бои, мы узнали, что противник пытался, разгромив нашу дивизию и прорваться к Москве.

Много народу тогда полегло в том бою, еще больше было раненых. Но мы ведь не думали о смерти: на войне она везде, даже когда и нет боя. Летит снаряд или мина. Бах. И нет человека. Я был обычным солдатом, пусть и младшим командиром, и моя задача заключалась в том, чтобы уничтожать врага, посягнувшего на нашу землю, там, где мне вместе с другими солдатами приходилось держать оборону. Вот и бились мы с врагом ни на жизнь, а насмерть и под Таширово, и в других местах» .

Обычный, на первый взгляд, рассказ человека, который, презрев смерть, выстоял и победил в том бою. В нем нет слов о подвиге и героизме: все видели свою задачу в том, чтобы защитить свою Родину и разбить врага.

Положение, в котором оказались тогда воины 222-й сд, было действительно очень сложным, однако командиры и политработники смогли сплотить вокруг себя личный состав, организовав отпор врагу.

Из промежуточного донесения штаба группы армий «Центр» за 1 декабря 1941 года:

«20 армейский корпус

… ведет ожесточенную схватку с отчаянно обороняющимся на позициях в лесистой местности неприятелем» .

Во многом благодаря мужеству и стойкости воинов 222-й стрелковой дивизии, принявших на себя самый сильный удар врага и бесстрашно сражавшихся с немецкими захватчиками за каждый метр ташировской земли, впоследствии удалось остановить врага и заставить его отойти в исходное положение.

В ходе отражения наступления врага 1-3 декабря 1941 года 222-я стрелковая дивизия понесла очень большие потери, потеряв убитыми, ранеными, пропавшими без вести и оказавшимися во вражеском плену 5319 человек!

Противник также понес большие потери в личном составе и технике, что станет одной из главных причин того, что командование 4-й немецкой армии вскоре откажется от активных действий на Наро-Фоминском направлении, ибо сил для продолжения наступления у врага уже не было. В этом полевое командование противника признается несколько позже в своих донесениях.

Бывший начальника штаба 4-й армии генерал пехоты Г. Блюментритт в своем исследовании «Битва под Москвой», написанном в период нахождения в американском плену отмечает:

«…прорвать глубокую зону позиций непосредственно вокруг Москвы за Нарой мы не смогли. Это была глубоко эшелонированная оборонительная позиция в лесах западнее столицы. В этой паутине немецкое наступление запуталось, неся тяжелые потери. Москва была спасена именно этой зоной. И благодаря этому большое немецкое наступление провалилось прямо на подступах к русской столице» .

Маршал Советского Союза В.Д. Соколовский, занимавший в период Битвы за Москву должность начальника штаба Западного фронта, говоря об этих событиях, отмечал после войны что Наро-Фоминский прорыв противника был «…весьма опасным в тогдашней критической обстановке под Москвой» .

Одним из героев этих боев был и Виктор Васильевич Мищенко, удостоенный много лет спустя звания «Почетный гражданин города Наро-Фоминска», который

Судьбе было угодно, чтобы Виктор Васильевич смог уцелеть в этой «мясорубке» и продолжал сражаться с врагом, однако уже несколько дней спустя он получил очередное тяжелое ранение, окропив наро-фоминскую землю своей кровью и вновь оказался на госпитальной койке.

Такова судьба одного из защитников Наро-Фоминска, много лет прожившего в нашем городе.

Беседуя с Виктором Васильевичем, автор этих строк однажды высказал мнение, что судьба у него оказалось очень непростой, на что он ответил:

«Это судьба многих людей моего поколения, и мне иной судьбы не надо».

Сказанные им слова и вынесены в заглавие этого очерка.



В. Мельников

См.: Мельников В.М. Наро-Фоминский прорыв. Забытые страницы в битве за Москву. - М.: Патриот, 2012. С. 94.

ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12462, д. 156, л. 6.

ЦАМО РФ, ф. 388, оп. 8712, д. 19, лл. 96, 107.

См.: Ernst Schnabel. Weg und Schicksal der 183. Infanterie-Division. EHRENTAFELN AN DER ST. JOHANNISKIRCHE ZU NURNBERG. 1988. S. 181. Подчеркнуто автором.

См.: Разгром немецко-фашистских войск под Москвой. Под ред. Маршала Советского Союза Соколовского В.Д. – М: ВИ, 1964. С. 145.



Комментарии