Музей в Зарайском кремле, или Приют одинокого бизона - ХранителиРодины.рф

Созданию здесь музея помогли бурные события Октябрьской революции. Ради сохранения коллекции сотрудникам пришлось пройти через непростые испытания.

Не так давно тысячи древностей были обнаружены почти у музейного порога, некоторые из них обрели международную известность. А располагается музей в очень необычном месте – на перекрестке времен и эпох.

Уникальное место для музея

Почти пятьсот лет назад великий князь Московский Василий III распорядился построить «город каменный» на реке Осетре. Срочно нужно было защитить Москву с юга от набегов крымских татар. Так возникла маленькая, но неприступная прямоугольная крепость с семью башнями – Зарайский кремль, сохранившийся до наших дней.

Средневековые зодчие выбрали лучшее место для обороны от врагов, не зная его древнейшей тайны. Оказывается, люди жили на этом холме еще в каменном веке! Об этом стало известно всего 40 лет назад. Находки, языка которых не понимали строители кремля, – кости мамонтов, камни рукотворной формы – заговорили с археологами. Около 23 тысяч лет назад на месте кремля поднимался дым от круглых земляных очагов, на которых первобытные охотники жарили мясо бизонов. Здесь раздавались звонкие удары камня по камню – люди мастерили орудия из кремня. В крытых шкурами полуземлянках спасались от холода и пронизывающего ветра. Зарайская стоянка – самая древняя в Подмосковье! Недаром она признана памятником археологии мирового значения.

Вот в таком уникальном месте и существует музей. Он в пять раз младше кремля, ему чуть более ста лет. А все началось в годы революции.

С времён Гражданской войны до наших дней

В разгар Гражданской войны графиня Мария Александровна Келлер покидала родовое имение Сенницы в Зарайском уезде. Прощальным взглядом знатная дворянка, еще недавно состоявшая в свите императрицы, окидывала взглядом комнату за комнатой, наполненные редкими произведениями искусства. Там были изделия саксонского, французского и российского фарфора, китайские и японские вазы, картины и гравюры, бронзовые статуэтки, мебель изысканных форм, огромная библиотека. Все это с большим вкусом подбиралось и с любовью сохранялось несколькими поколениями владельцев усадьбы, начиная с XVIII века. Раздумывать, какая судьба ждет это богатое собрание, не было времени, вряд ли местные крестьяне сберегут его нетронутым. С небольшим саквояжем в руках графиня Келлер навсегда перешагнула порог своей летней резиденции. В усыпальнице-оранжерее остались могилы мужа, генерала Федора Эдуардовича Келлера, и маленькой дочери Марии. Обосновавшись за границей, в Россию М. А. Келлер больше не вернулась. Усадьба постепенно превратилась в руины…

А часть замечательного собрания Келлеров, спасенная от разграбления и уничтожения, стала ядром коллекции зарайского музея, основанного в 1918 году. Тогда в нем работало всего несколько сотрудников. Происхождение основателей музея было различным. Представитель всероссийской Коллегии по охране памятников искусства и старины Леонид Михайлович Весельчаков был родом из крестьян. Константин Васильевич Морозов, первый директор, происходил из купеческой семьи. Отец Ивана Петровича Перлова, директора музея в 20-е годы, был священником. Эти люди, получившие образование до революции, понимали, что в осиротелых «дворянских гнездах» еще ждут своей участи вещи, хранящие память о бывших владельцах, их вкусах, занятиях, образе жизни.

За короткое время удалось обследовать почти три десятка усадеб. Одна из них, Ильицыно, принадлежала дедушке Натальи Гончаровой, жены Александра Пушкина. Девочкой Наталья гостила в Ильицыно, где лакомилась вкуснейшей клубникой. Еще одна зарайская усадьба, Даровое, на пять лет стала самым чудесным местом летнего отдыха для подростка Федора Достоевского, любителя поиграть в индейцев и «в лошадки».

Вот так и вышло, что музей хранит не разрозненные предметы искусства, а целые коллекции, собранные дворянами, которые жили в усадьбах.

Но за собранием зарайского музея не всегда признавалась высокая ценность. В 30–50-е годы XX века считалось, что коллекция дворянских и купеческих «безделушек» не отвечает веяниям времени. Звучали требования создать экспозицию, рассказывающую о классовой борьбе и достижениях промышленности и сельского хозяйства за годы Советской власти. Музейные сотрудники даже получили распоряжение списать с учета «ненужные» предметы. Но выбросить или уничтожить списанное у хранителей не поднималась рука. Так сотни артефактов на десятилетия оказались в сарае у Троицкой церкви, страдая от сырости и перепадов температуры, пока в сарай не заглянула новая сотрудница, Лидия Ивановна Максимова. С тех пор она проработала в музее главным хранителем фондов более сорока лет.

Лидия Ивановна рассказывает, что увидела в шкафах гравюры XVIII, XIX веков, портреты с автографами известных людей, например, композитора Глинки, и многое другое. Выпускница исторического факультета Московского государственного университета оценила значимость «находок» и начала работу по их возвращению в музейный фонд. Многие вещи из этого списка были атрибутированы, то есть у них установлены авторы, время создания, и другие интересные факты, и введены в научный оборот. В наше время активно ведется реставрация, после которой предметы помещают в экспозицию или показывают на выставках.

Трудно представить, как хранителям удавалось почти 80 лет сберегать музейную коллекцию в здании церкви. В церкви без отопления и водопровода, из-за чего сотрудники даже летом ходили в валенках, а за водой выходили к колонке. Музей не всегда находился там же, где и сейчас – в здании Присутственных мест XIX века. Пришлось постранствовать по городу. Из дома городского головы Ярцева – в кремль, из кремля – в Троицкую церковь на площади Революции. Оттуда – обратно в кремль. Первый переезд совершился вскоре после создания музея, второй – вынужденный – в 1936 году, третий – долгожданный – в 2014 году.

На что посмотреть?

Самая частая реакция гостей музея – «Такого мы не ожидали!». Что же интересного можно в нем увидеть?

«Просто я работаю шедевром!», – мог бы спеть о себе Зарайский бизон. Мировая знаменитость! В Британском музее Лондона на выставке искусства ледникового периода статуэтку из бивня мамонта увидели тысячи туристов из разных стран. Ее возраст – 22 тысячи лет. Это самая невероятная находка на Зарайской верхнепалеолитической стоянке! Первобытный охотник удивительно живо передал облик животного. С челкой и гривой, маленькими рожками, полуоткрытым ртом, раздельно вырезанными ногами. Над фигуркой совершали ритуал для привлечения удачи на охоте. Ее кололи каменным острием, отламывали ножки, мазали красной краской, охрой, и захоронили в яме. В зале археологии еще много экспонатов, которые подскажут, как жили люди в каменном веке.

Дубовые панно из коллекции графини Келлер – магнит для посетителей. Работа германских мастеров начала XVII века. Похожих не найти и в крупнейших российских музеях. Многофигурные резные изображения увлекательно разглядывать, даже если не знаешь сюжет. В этом случае можно самому нафантазировать много историй. И хотя на панно «зашифрованы» библейские притчи о царе Соломоне и о царице Эсфирь, персонажи одеты по моде позднего средневековья.

А еще в музее живут два дракона. Их место обитания – большие фарфоровые вазы XIX века, которые они обвивают своими гибкими туловищами. Ярко-красный лак из смолы экзотического дерева – лучший фон для мифических животных. Знатоки-драконологии по количеству пальцев на драконьих лапах определяют страну, откуда они прибыли. Кстати, в музее много китайских и японских фарфоровых вещиц с изображением символов счастья. Найдите летучую мышь, собачку Фо, бамбук и хризантему и почувствуете себя гораздо счастливее!

Зарайский музей и Лувр, что общего? По-императорски роскошная мебель. В топе чудес – французский книжный шкаф, отделанный черным деревом и позолоченной бронзой. В экспозиции он находится благодаря реставраторам из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря, исполнившим давнюю мечту музейных сотрудников. Мебель такого же дизайна есть только в апартаментах императора Наполеона III в Лувре. Рядом два шкафа и комод в стиле Буль, украшенные пластинками черепахового панциря, как было модно во времена короля Людовика XIV. И все это когда-то было частью меблировки дома в усадьбе Сенницы.

Сопротивление бесполезно. Очарование портрета Марии Келлер, последней владелицы Сенниц, непобедимо. В чем загадка этой работы Леона Бакста? В грациозной позе модели, в огромной черной шляпе с перьями, в струящейся ткани платья, в печальном взгляде красивых глаз? В разные годы разгадать ее пытались посетители не только зарайского музея, но и выставок с участием картины – в Нью-Йорке, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в московском Манеже.

Как найти

Музей ежедневно открыт для посетителей с 10.00 до 18.00 (касса работает до 17.00). Выходные – понедельник, вторник и последняя пятница месяца. Обычно летом по субботам музей открыт до 20.00, касса – до 19.00. Позвонить в музей можно по тел. 8 (496-66) 730-72. E-mail: kreml-prosvetotdel@yandex.ru. Сайт: http://museumzaraysk.ru/

Добираются в Зарайск из Москвы за 2,5 часа автобусом от станции метро «Котельники». На своем авто – по трассе М5 через Луховицы или по платной трассе М4. Рядом с кремлем есть парковка. Можно на электричке – от Казанского вокзала до станции «Голутвин», затем автобусом из Коломны в Зарайск. В городе найдется пара уютных гостиниц и несколько кафе с вкусной едой.

Можно осмотреть еще два объекта музея «Зарайский кремль». Это Дом А. С. Голубкиной – выдающегося скульптора Серебряного века и усадьба Достоевских Даровое в 12 км от города. В историческом центре Зарайска времен Екатерины II на водонапорной башне начала XX века есть смотровая площадка с видом на город и окрестности. В кремлевском соборе Иоанна Предтечи находится особо почитаемая икона Николы Зарайского XVI века. Незабываемое впечатление оставит прогулка по кремлю, который помнит воеводу Дмитрия Пожарского.

Комментарии