Подводники в бухте Находка – и моряки, и строители
Страницы истории 5-й морской бригады подводных лодок в г. Находка (30-е годы XX века), Находка, Приморский край
В 2020 году исполнилось 70 лет с момента присвоения Находке статуса города. А сама бухта была открыта русскими моряками в 1859 г. История не очень долгая, но разнообразная и интересная. Изучением ее занимается МБУК «Музейно-выставочный центр г. Находки», стараясь сохранять и фиксировать не только материальные экспонаты в виде фотографий и предметов, но и воспоминания людей, рассказывающих личные истории о себе, о городе, о событиях, свидетелями которых они были. Сегодняшний рассказ посвящен развитию и строительству города в 30-е годы 20 века. В это время в бухте Находка располагалась деревня Американка, а сам поселок насчитывал около 50 дворов, имелись конторы «Дальгосрыбтреста», «Совторгфлота», «Дальлес». Находка обустраивалась, прежде всего, как опорный пункт охраны советской границы. Оборонительные сооружения и воинские подразделения, размещенные на этой территории, входили в общую систему обороны юга Приморья и залива Петра Великого. Одним из таких подразделений и являлся сводный отряд подводного плавания с базированием на бухту Находка. Затем он стал называться 5-ой морской бригадой подводных лодок.
Создание подводных сил Тихоокеанского флота
История подводных сил на Дальнем Востоке началась ещё во времена русско-японской войны 1904-1905 гг. Здесь появилось первое в русском флоте соединение подводных лодок. С началом 30-х годов на Дальнем Востоке открылась вторая страница в истории подводного флота. В 1931 г. Япония ввела свои войска в Манчжурию, превратив её и Корею в оплот для нападения на СССР. Здесь японским правительством создавались укрепления, аэродромы, военно-морские базы, а особое внимание уделялось постройке военно-морского флота.
Угроза нападения на нашу страну, исходящая от империалистической Японии, вызывала необходимость решительных действий по укреплению обороноспособности дальневосточных рубежей. В конце 1931 г. ЦК партии и советское правительство приняло решение о создании военно-морского флота на этом театре возможных военных действий. При создании Морских Сил Дальнего Востока были использованы уже известные способы: переоборудование торговых и промысловых судов, перевозка катеров и малых подводных лодок по железной дороге, перевод кораблей с других флотов.
К 1932 г. в ВМФ были достроены, восстановлены и частично модернизированы все боеспособные корабли. В числе первых боевых соединений организовывали бригады подводных лодок. Их перевозили по железной дороге, а собирали на «Дальзаводе». Одновременно стали приезжать подводники, из которых формировались экипажи.
Командиром вновь создаваемого дивизиона подводных лодок и одновременно командиром головной подводной лодки был назначен Георгий Никитович Холостяков, опытный подводник, прибывший с Балтики.
29 июня 1933 г. подводная лодка «Щука» под командованием Холостякова Г.Н. совершила первый выход в море. После спуска на воду, моряки сразу же приступали к освоению подводных лодок. Каждый член экипажа должен был сдать «пять программ» - особую систему изучения устройства лодки, все самое главное, что надо знать и уметь подводнику любой специальности. «Пять программ» по освоению «Щук», разработанные по предложению Холостякова Г.Н., в дальнейшем были распространены на весь дальневосточный подводный флот.
5-я Морская бригада подводных лодок в бухте Находка
В декабре 1934 г. часть подводных лодок перебазировалось в бухту Находка. Сводный отряд получил название 5-й морской бригады подводных лодок. Командиром был назначен Г. Н. Холостяков. В его книге мемуаров «Вечный огонь», изданной в 1976 г., целая глава посвящена Находке. Вот что он пишет: «Новоселье было трудным. Ни причалов, ни берегового жилья, ни электростанции, ни мастерских... Да что мастерские! Недоставало тут даже пресной воды».
Несмотря на трудности – зимовать пришлось прямо в подводных лодках и в палатках на берегу - строительные работы постепенно приняли широкий размах. Сооружением главных объектов – мастерских, зарядной станции, казарм и причалов – занимались военные строители, но участвовали и экипажи подводных лодок. Стараниями моряков-подводников в бухте появился военный городок, в котором были построены офицерские дома, казармы для рядового состава, мастерские, клуб, баня, стадион. С прибытием офицерских семей появились родильный дом и школа.
Но все-таки главным делом подводников оставалась боевая подготовка. В конце 1935 г. стало известно, что тихоокеанцы вышли на первое место в Морских силах по основным показателям боевой и политической подготовки. Советское правительство наградило большую группу командиров, политработников, краснофлотцев орденами. В числе многих орден Ленина получили: Холостяков Г.Н., Заостровцев А.Т., Н.П. Египко и многие другие.
В это же время командир 5-й морской бригады Г.Н. Холостяков выступил инициатором испытания подводных лодок на более длительное пребывание их в море (при сохранении полной боевой готовности), чем это было предусмотрено при проектировании и определено соответствующими положениями. Первым такое испытание прошел экипаж ПЛ «Щ-117». В течение 40 суток подводная лодка под командованием Н. П. Египко находилась в открытом море без пополнения запасов продовольствия и пресной воды. Плавание проходило в сложных зимних условиях, но все задачи, стоявшие перед кораблем, были выполнены блестяще.
За высокие показатели в боевой и политической подготовке, отличное выполнение задания командования и проявленную при этом отвагу и выдержку Постановлением ЦИК Союза ССР от 3 апреля 1936 г. командир и военком «Щ-117» были награждены орденом Красной Звезды, а остальные члены экипажа – орденом «Знак Почета». «Щ-117» стала первым в истории советского Военно-Морского Флота кораблем с полностью орденоносным экипажем.
После «Щ-117» автономное плавание совершила «Щ-122» под командованием А.В. Бука, а затем «Щ-123» (командир – И.М. Зайдулин). Эти корабли перекрыли основные показатели, достигнутые во время плавания «Щ-117». Советское правительство высоко оценило достижения экипажей «Щ-122» и «Щ-123». К концу июля 1936 г. в бригаде капитана 2-го ранга Т.Н. Холостякова стало уже три орденоносных экипажа.
В августе-сентябре 1936 г. большое совместное учебное плавание совершили пять подводных лодок и плавбаза «Саратов» под общим командованием Холостякова Г.Н. Тысячи миль прошли эти корабли, отрабатывая торпедные атаки, артиллерийские стрельбы и другие боевые задачи. Впервые в истории советские подводные лодки посетили Охотск, Магадан, Оху, залив Байкал, высаживались на о. Удд в Сахалинском заливе.
Краткий рассказ о подводниках 5-й морской бригады, служивших на краю земли и открывших новую страницу истории моего города, можно было бы завершить словами их командира, Г. Н. Холостякова: «Наверно, мы все были немножко романтиками. Людей захватывало, будоражило ощущение раскинувшихся вокруг просторов. Хотелось плавать дальше и больше, познавать новое, неизведанное. В самых обыденных делах проявлялся дух соревнования, творчества».
Но в 1938 г. комбрига Холостякова Г.Н. арестовали вместе с еще четырьмя офицерами из Находки – начальником штаба бригады Бауманом А.Э., командирами дивизионов подводных лодок Буком А.В. и Ивановским Н.С., командиром ПЛ Зайдулиным И.М. Обвинение им было предъявлено стандартное по тем временам – политическая 58 статья УК РСФСР: связи с участниками контрреволюционного военно-фашистского заговора, вредительство, направленное на всемерное ослабление боеспособности бригады и т. д. Фактически оказалось, что в вину боевым командирам поставили то, за что перед этим награждали орденами – автономные походы, испытание подводных лодок на живучесть, плавание в суровых зимних условиях. В ходе следствия методами физического воздействия всех их заставили оговорить себя. Однако суд все-таки не нашел доказательств контрреволюционного заговора и шпионажа, и по статье 58-7 УК осудили только Г.Н. Холостякова как командира бригады, а остальных – по более мягкой 193 статье УК, предусматривающей наказание за халатность.
Г. Н. Холостяков находился в заключение с августа 1938 г. по июнь 1940 г. После освобождения его восстановили в кадрах ВМФ, назначили командиром 3-й бригады подлодок Черноморского Флота.
Во время Великой Отечественной Войны Холостяков - начальник штаба и командир Новороссийской Военно-морской базы, организовывал практически все знаменитые черноморские десанты, участвовал в обороне Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска, Малой Земли. В 1944-1945 г.г. вице-адмирал Холостяков командовал Дунайской военной флотилией, брал Братиславу, Будапешт и Вену.
Георгий Никитович – кавалер двух орденов Ушакова I степени – высшего «флотоводческого» ордена СССР (даты указов Президиума Верховного Совета СССР о награждении – 20 апреля и 28 июня 1945 г.), а 9 мая 1965 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза.
К сожалению, жизнь вице-адмирала в отставке Георгия Никитовича Холостякова, боевого командира, прошедшего всю войну, пережившего репрессии, преданно служившего Родине, оборвалась трагически – в 1983 г. он был убит в своей квартире грабителями, которые пришли специально за орденами Ушакова.
Тихоокеанский подводный флот – это место воспитания прекрасных моряков. Здесь набирались опыта офицеры, занявшие ответственные посты во время Великой Отечественной Войны и сделавшие многое для становления и развития подводного флота нашей страны. Лучшие из них стали Героями Советского Союза. Находкинские подводники под командованием Г.Н. Холостякова в свое время были лучшими в боевой подготовке в Тихоокеанском флоте - у них учились, их опыт перенимали, их награждали орденами.
Но моряки-подводники также сыграли свою роль и в развитии нашего города. Именно они, пришедшие в далекую бухту, первыми начали строительство Находки, возведя на берегу не только базу для подводных лодок, но и посёлок для своих семей. Их усилиями был построен первый водопровод и причал, первый детсад и роддом, первые двухэтажные дома.
Фото 1 - Находка - город на берегу Японского моря. Вид на мыс Астафьева, где располагалась база подводных лодок. Фото Тропина Ю.А
Фото 2 - Вид на мыс Астафьева, бухта Находка. 1930-е годы. Фото из фондов МВЦ г. Находка.
Фото 3 - Моряки-подводники. Фото из архива М.Е. Зезюлева. На первом плане - Холостяков Г.Н.
Фото 4 - Лист 10 Послужного списка Холостякова Г.Н. Здесь перечислены его награды, многие из них получены во время Великой Отечественной войны.
Фото 5 - Лист 5 Послужного списка Холостякова Г.Н., (прислан из Центрального Государственного Военно-Морского архива). На второй строчке - запись о службе в бухте Находка.
Комментарии