Священномученик Афанасий - ХранителиРодины.рф

Он любил жизнь. Любил во всех ее проявлениях. В воскресный день заходил на гору и пел праздничные стихеры, да так, что в селе слушали и говорили: "Во Наш Абросим поёт!" А еще он не жалел времени на чтение духовных книг.

Тарбагатайский район богат знаменитыми выдающимися людьми среди которых: художники, писатели, деятели искусств, очень много ученых, но мы хотим рассказать о вполне незаурядной личности, которая сделала нашу историю – историю старообрядческой церкви.

Федотов Амвросий Феофанович – священноиерей Амвросий Федотов – преосвященный Афанасий (Федотов) епископ Иркутско – Амурский и всего дальнего Востока – священномученик Афанасий – родился 30 ноября 1879 года. Он был третьим ребенком в семье староверов-поповцев, проживавших в старообрядческом (семейском) селе Тарбагатай Верхнеудинского уезда. Родители Амвросия (Афанасия) – Феофан Иванович и Агафья Ивановна Федотовы были крестьянами.

Агафья Ивановна мать Амвросия - умерла рано, оставив Феофана Ивановича вдовым. Поднять детей без хозяйки оказалось непосильным делом для отца, и он венчался во второй раз. От второй жены у Феофана Ивановича ещё трое детей – три девочки.

Семья Амвросия жила за речкой Куйтункой, на улице Шелухановой. Набожные родители, а сними и дети не пропускали богослужения, которые проходили в частном доме, где собирались старообрядцы – беглопоповцы. Беглопоповцами назывались староверы – поповцы, т.е. христиане, принимающие священство.

В труде и молитве возрастал Амвросий. Он отличался от своих сверстников тем, что бойко и грамотно читал церковные книги и прекрасно пел.

Вырос Амвросий проворным, способным и трудолюбивым парнем. В холостяках не задержался, сосватали ему невесту в старообрядческом селе Десятниково Тарбагатайской волости, девицу звали Марья. У Амвросия и Марьи родилось две дочери: в 1904 году – Екатерина, а в 1908 году –Анна.

Амвросий взял земельный нарез и построил дом – пятистенок, высокий и добротный, как терем.

Помогал строить и другим родственниками и односельчанам. Он был просто неутомим.

Но этого всего было мало Амвросию. На своей земле братья взяли построили церковь. Обложили свою родову и единоверных христиан «оброком»- чтобы каждый по два бревна заготовил и из леса привез. Так и отстроили церквушку.

Своего семейского священника в селе в начале XX века не было, а людей крестить да венчать, исповедовать да причащать надо. Возили старообрядческого иерея едва ли не с Урала.

1923 год. Гражданская война только закончилась. Граница с Китаем закрыта, повсюду пограничники и ОГПУ. Он же собирается и едет в г.Харбин к преосвященному Иосифу, епископу Иркутско – Амурскому, оставшемуся по ту сторону кордона. Весной 1924 года живым и невредимым вернулся он в родное село. Вернулся уже священноиереем – отцом Амвросием. За время пребывания в Китае, преосвященный Иосиф, епископ Дальневостосточный возвел его в духовную степень иерея.

Людей поражала его сила духа и выносливость. Когда он был священником, заходил перед Пасхой в храм в Чистый четверг, а выходил из храма только на Светлое Христово Воскресение после пасхальной службы.

Отец Амвросий, созывает в своем дому воскресную школу, служит в Тарбагатае, Надеено, Куйтуне, Десятниково и в Ягодное на Щучьем озере. К нему съезжались христиане и из Верхнеудинска, и из Бичуры, а он обучал их уставу, церковному чтению и крюковому, знаменитому пению.

В начале 1927 года в г.Харбине преставился ко Господу святитель Иосиф, первый епископ Иркутско – Амурский и всего Дальнего Востока. Огромная по расстояниям и сложная в духовном отношении Дальновосточная епархия осталась без архиерейского руководства, в котором так остро нуждалась.

Перст Божий указывал на вдового отца Амвросия, которого знали и любили в Иркутско – Амурской епархии как доброго отца и неусыпного попечителя.

Весной 1929 года пятидесятилетний отец Амвросий по приглашению епископа Тихона (Сухова) выехал в г.Томск, где 6 мая в храме Успения Пресвятые Богородицы был возведен в достоинство архиерея. В иночестве ему было наречено имя Афанасий.

К тому времени в стране началась коллективизация и воинствующий атеизм, а следом за ними и массовые репрессии.

Владыка осознавал, что рано или поздно его арестуют. Первым делом попросил дочерей уехать подальше из Тарбагатая. Опасался, жизни в родном селе им не будет. Раздал молодым семьям христиан личные вещи и предметы обихода.

Больше всего владыка переживал за церковное имущество.

Когда встал вопрос о сохранении церковного имущества, владыка Афанасий вспомнил о пещере, которая находится в 10-15 километрах от села Тарбагатай.

Афанасий и Илья Федотовы тайно переносили церковные богослужебные книги, снаряжали телегу и ночами возили в горы и прятали в пещере.

Уже в 50-х годах охотник из села Кордон нашёл пещеру и увидел, что она наполнена старинными книгами и иконами. Он обратился в милицию и рассказал о своей находке.

Книги и иконы отвезли в Тарбагатай, выгрузили во дворе отделения милиции, где под открытым небом лежали церковные ценности. Куда делись книги, точно не известно.

К середине 30 – х годов в Забайкалье были арестованы почти все православные церковнослужители и служители других культов. Были арестованы и репрессированы все окружавшие Федотова (тогда уже епископа Афанасия), а его не могли «взять».

Даже когда в 1937 году повод для ареста нашли, полгода его уговаривали отречься от веры и вступить в партию. Ему, как человеку грамотному и уважаемому в Забайкалье, предлагалась должность партийного секретаря. Но они ради веры отказался от всех земных благ и даже от самой жизни.

20 октября 1937 года епископ причастил на дому больную девочку и в тот же вечер был арестован сотрудниками НКВД. После этого церковь была закрыта. Епископ более полгода провел в заключении в Улан-Удэ. Виновным себя не признал, несмотря на пытки. На допросах ему жгли бороду и усы, тушили о лицо папиросы, но отвечал следователям: «С моим телом вы можете делать всё, что хотите, с душой моей вам ничего не удастся сделать».

16 марта 1938 года епископ Афанасий был приговорен к расстрелу.

С 2001 года почитался старообрядцами Забайкалья как местночтимый святой.

20 июля 2002 года в с. Тарбагатай была установлена мемориальная доска с надписью : «здесь до 1937 года находился Старообрядческий храм, в котором служил святой священномученик Афанасий, епископ Иркутско – Амурский (Федотов А.Ф.) (1879-1938), пострадавший за веру Христову»

В 2003 году на Освященном соборе Русской православной старообрядческой церкви епископ Афанасий был причислен к лику святых в числе всех священномучеников и исповедников, за веру Христову от безбожия пострадавших. Было издано житие владыки, написана икона.

В 2004 г. старообрядцы России и Забайкалья в месте хранения православных святынь установили поклонный Крест, чин освящения провел предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Андриан.

В сентябре 2008 г., к 85-летию Республики Бурятия, был проведен конкурс «Лучшие люди Бурятии», на который Региональная общественная организация «Общество культуры семейских Республики Бурятия» выдвинула в число претендентов на это звание священномученика епископа Афанасия Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока. По итогам конкурса в десятке лучших, вторым в списке был назван священномученик епископ Афанасий (Федотов).



В марте 2017 года был учрежден Фонд содействия сохранению наследия священномученика епископа Афанасия Тарбагатайского, Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии, имеющего важное духовное и историческое значение. Учредителем Фонда стал Семен Иванович Борисов, внук епископа Афанасия. Семену Ивановичу 85 лет, он живет в Москве, но часто приезжает в Тарбагатай, чтобы сделать все необходимое для сохранения памяти и наследия знаменитого деда, невинно пострадавшего за Веру Христову.

16 марта начал свою деятельность музей священномученика епископа Афанасия Тарбагатайского, в котором проходят службы, презентации, конференции. Также музей встречает туристов со всего мира.







Он любил жизнь.

Любил во всех её проявлениях. В воскресный

день заходил на гору и пел праздничные

стихиры, да так, что в селе слушали и говорили:

«Во! Наш Абросим поёт!» А ещё он не жалел

времени на чтение духовных книг. Мог, живя в

селе и имея немалое хозяйство, со своими

друзьями зачитываться древними

поучительными книгами, сравнивать,

сопоставлять, изучать и часами

полемизировать о Церкви и Вере.











Комментарии