Великий год России. Псковичи-герои Отечественной войны 1812 года - ХранителиРодины.рф

«Пройдут столетия, время сотрет с лица земли бастионы, навсегда умолкнут пушки, возвестившие победу, но никогда не изгладится из памяти людей подвиг героев Отечественной войны. Благодарная Россия склоняет голову перед их мужеством и славою»

Великий русский полководец М.И. Голенищев-Кутузов заслужено является первым в отечественной истории полным кавалером высшего военного ордена Российской империи – св. Георгия Победоносца всех четырех степеней.



Его предки вели свой род «от мужа честна Гавриила», выехавшего еще в XIII веке «из Прус». Они давно и прочно обосновались на Псковской земле. Об этом свидетельствует, в частности, текст керамиды XVI века в пещерах Псково-Печорского монастыря: «7088 (1580) июля 20 преставился р.б. Иван Иванов сын Голенищева Кутузова».



Одно из имений рода Голенищевых-Кутузовых находилось в селе Федоровское Локнянского района современной Псковской области. Именно здесь провел свое детство Михаил Илларионович Кутузов. Начиная с семи лет он получил довольно хорошее домашнее образование, а в двенадцать был направлен на учебу в Артиллерийскую и Инженерную школу в Санкт-Петербург. Будущий полководец отлично учился. Он внимательно изучал военную историю, тактику и превосходно знал артиллерию и инженерное дело. Недаром Бородинскую битву позднее назовут поединком двух артиллеристов (т.к. французский император Наполеон также как и Кутузов имел воинскую специальность артиллериста).



Блестящее образование и выучка, а также отличное знание французского, немецкого, английского и шведского языков сделали Кутузова замечательным военным организатором, дипломатом и администратором. В 1762 году еще совсем молодым человеком он был назначен адъютантом Ревельского генерал-губернатора, но его больше привлекала боевая служба. Через два года, во время визита в Ревель Екатерины II, Кутузов добился своего перевода в действующую армию.



«Беречь надо Кутузова; он у меня будет великим генералом», - скажет впоследствии императрица, отправляя будущего победителя Наполеона за границу на лечение с сохранением жалованья – после боев под крымской Алуштой и тяжелого ранения турецкой пулей, пробившей левый висок и вышедшей у правого глаза.



Кстати, за четыре года до прибытия молодого Кутузова в Прибалтику, здесь родился Барклай де Толли - второй после будущего фельдмаршала полный Георгиевский кавалер. Судьба, как известно, тесно свяжет их в 1812 году. Михаил Илларионович и позднее бывал в здешних местах, навещая свою дочь, Елизавету Михайловну, фрейлину вдовствующей императрицы Марии Федоровны, и зятя – полковника графа Федора (Фердинанда) Ивановича Тизенгаузена, которого очень любил: «Ежели бы быть у меня сыну, то не хотел бы иметь другого, как Фердинанда». В битве под Аустерлицем последний получит смертельное ранение в грудь. Можно сказать, что Кутузов имел личный счет к Наполеону, косвенно виновному в семейной трагедии дочери.



Позднее вдовствующая дочь Кутузова жила попеременно в Ревеле (Таллинне) и Дерпте (Тарту), где весьма чтили ее отца. Когда в 1813 году тело умершего в заграничном походе фельдмаршала везли из Силезии через Лифляндию и Эстляндию в столицу Российской империи, просвещенные жители университетского Тарту распрягли катафалк и сами повлекли его печальную ношу через свой город. От Нарвы прах великого псковича буквально на руках перенесут в город на Неве, где он и упокоиться в столичном Казанском соборе.



Всю свою жизнь не забывал М.И. Кутузов своих псковских родственников и земляков. Посвятив 28 лет военной и государственной службе, Михаил Илларионович Кутузов не имел возможности часто посещать родные места, в которых провел детство. Навещал он их в основном проездом. Однако в Псковской губернии постоянно проживали его родители, брат и сестры. Пожалуй самое длительное пребывание полководца на Псковщине было связано со смертью отца, и разделом семейных владений Голенищевых-Кутузовых. Усыпальница его родителей находится в церкви деревни Теребени, расположенной в самом сердце Псковской земли - на дороге между Опочкой и Новоржевом.



С началом Отечественной войны 1812 года Псковский край стал прифронтовым и был переведен на военное положение. Русское командование не исключало возможного наступления французов через его территорию в направлении Санкт-Петербурга. Поэтому в соответствии с планом военного министра Барклая де Толли здесь были сосредоточены большие запасы для действующей русской армии, формировались резервы основных гвардейских полков, создавались военные склады и госпитали. Псковский губернатор князь П.И. Шаховской оценивал роль вверенной ему губернии в ходе войны следующим образом: «В сии последние месяцы Псков сделался, так сказать центром России и главным резервом всех приготовлений».



Направляясь к Москве, куда под командованием М.И. Кутузова отходила основная русская армия, Наполеон вовсе не отказался от мысли взять Санкт-Петербург. Для этого он выделил почти 40-тысячный корпус маршала Удино, а затем и корпус маршала Сен-Сира. Однако их наступление было остановлено у самых южных границ Псковской губернии 20-тысячным корпусом графа П.Х. Витгенштейна, который перейдя в контрнаступление сумел даже очистить от противника Полоцк. Эта победа отвела от Пскова опасность оккупации и была отмечена настоящим ликованием в губернии. После окончания войны в Псковско-Печорском монастыре был возведен величественный Михайловский храм, как признание героических действий корпуса Витгенштейна.



После этого боестолкновения французы уже не предпринимали серьезных попыток идти к Петербургу, а корпуса Удино и Сен-Сира, скованные П.Х. Витгенштейном, не смогли принять участие в походе на Москву. Восточнее Витгенштейна вдоль границы Псковской и Витебской губерний успешно действовали отряды генерала Винценгероде, оттеснившего французов от Велижа и Усвят, а также посылавшего свои разъезды к Невелю.

Псковские полки – драгунский и пехотный – отличились и на Бородинском поле. Они сражались в центре русской позиции у батареи Раевского и были отмечены возведенной в их честь отдельной часовней, стоящей на Бородинском поле до настоящего времени.



Земляк М.И. Кутузова генерал-лейтенант П.П. Коновницын, родившийся и похороненный в селе Кярово недалеко от Гдова, командовал 3-й пехотной дивизией, которая успешно била французов под Островной у Витебска. Чуть позже совместно с корпусом генерала Д.С. Дохтурова он героически оборонял Смоленск. При отступлении от Смоленска до Бородина Коновницын командовал арьегардом русской армии, что позволило ей развернуться на Бородинском поле.



В Бородинском сражении 26 августа (7 сентября) 1812 года дивизия Коновницына находилась в составе 2-й армии генерала П.И. Багратиона, который после своего смертельного ранения передал ему командование до прибытия нового командующего – Д.С. Дохтурова. После Бородина и вплоть до конца войны П.П. Коновницын был дежурным генералом при главнокомандующем М.И. Кутузове и фактически выполнял функции начальника штаба всей русской армии.



В течение всей войны против французов велась народная партизанская борьба. Но были и армейские партизанские отряды, одним из которых – под названием «Мстительный легион» - командовал А. Фигнер, отец которого незадолго до войны 1812 года служил псковским вице-губернатором. Псковским дворянином был и Лев Давыдов – родной брат прославленного партизана и поэта Дениса Давыдова.



Все офицеры и генералы – псковичи, участвовавшие в войне 1812 года были награждены за героизм и мужество различными наградами: орденами, медалями, золотыми шпагами с надписью: «За храбрость».

Комментарии