Художник. Учитель. Учёный.
Сокровище Партизанска, Партизанск, Приморский край
Города, как и люди: у каждого своё лицо, своя биография. Город Партизанск в 2021 г. отметит своё 125-летие. Он был основан в 1896 году в красивейшем месте Приморья – Сучанской долине. Она давно уже названа «золотой». Здесь множество мест, официально признанных памятниками природы. Неслучайно в Партизанске много творческих людей, воспевающих красоту данной местности. А ещё здесь жил и творил художник и энтомолог И.Ф. Палшков, член Союза советских художников. Из далёкой от нас Тобольской губернии, через Санкт-Петербург, Серпухов и Хабаровск он прибыл на Сучанский рудник. Благодаря его творчеству о нашем городе узнали и в Иркутске, и в Москве, и в Брюсселе. Его до сих пор помнят старожилы, вспоминают с теплотой, его по картинам узнаёт молодое поколение. Итак, знакомьтесь, его Высокородие Илларион Фомич Палшков, как обращалась к нему последняя императрица Александра Фёдоровна.
Первые шаги в творчестве. Учёба в Санкт-Петербурге
Родился он 3 июня 1887 г. в с. Усть-Логатское Омской области в семье старообрядца. Рано проявился у мальчика интерес к рисованию. Он изображал животных, пароходики, паровозы по образцам из книжек. Увлечение маленького Иллариона принималось родителями с осторожностью.
В 1903 г. семья Палшковых переезжает в Хабаровск. Пятнадцатилетний Илларион устроился работать развозчиком в кондитерскую. По роду своей деятельности неоднократно привозил свежие пышные булочки к реальному училищу. Конечно, мальчик познакомился со своими сверстниками-студентами. Узнав, что парень хорошо рисует, ребята представили его своему учителю рисования Ращенко. Художник согласился с ним позаниматься. Но, дав несколько уроков, убедился, что мальчик талантлив и предложил ему учиться дальше. В 1905 г. появляется первый акварельный этюд И. Ф. Палшкова «Хребты Хехцира». Семья не могла потянуть обучение Иллариона, поэтому деньги на учёбу были собраны «Студенческим землячеством г. Хабаровска».
В 1905 г. Илларион Палшков через всю страну отправляется в г. Санкт-Петербург. Там он поступает вольнослушателем в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. Проходит основной курс живописи и специальный класс по ситценабивному делу, изучает офорт и техническое черчение. За годы учёбы И. Палшков показал прекрасные результаты и был поощрён поездкой за границу. В 1913 г. молодой живописец окончил учёбу, получив профессию свободного художника.
Начало творческой деятельности. Первая награда
В 1913 году Илларион Палшков был направлен на работу на ситценабивную фабрику товарищества Н. Н. Коншина в г. Серпухов. Здесь в течение двух месяцев, как практикант, работал в рисовальной, где знакомился с техникой изготовления рисунков для ткани. Далее была попытка работать и в Иваново-Вознесенске. Но в то время фабриканты были настроены на выпуск тканей с иностранными рисунками, пренебрегая русскими национальными мотивами.
Не удовлетворившись такой работой, Илларион Палшков возвращается в Санкт-Петербург. Вступает в Общество непартийных художников и участвует в первых совместных выставках. Отзыв о его работах (крымские пейзажи, этюды и графика) был напечатан в журнале «Огонёк».
В 1916 г. молодой художник принимает участие в росписи церкви при школе народного искусства императрицы Александры Фёдоровны. За это он был пожалован драгоценной булавкой с изображением государственного герба России из кабинета императора Николая II.
Возвращение на Дальний Восток
Первая мировая война, революции, гражданская война сломали устоявшийся жизненный уклад. В 1918 г. Илларион Фомич Палшков вместе со своей женой Анной Васильевной возвращается на Дальний Восток, в Хабаровск. Здесь в 1919 г. у них родился сын Георгий.
Художник с семьёй отправляется дальше: в Николаевск-на-Амуре, в Никольск-Уссурийский, в Терней, в Новокиевск, где занимается преподавательской работой.
В 1927 году семья Палшковых по направлению Губернского отдела народного образования прибывает на Сучанский рудник. В своих воспоминаниях художник писал: «Приглашая меня, директор школы обрисовал Сучан как красивый уголок Приморья. Действительно, Сучан произвёл впечатление не только красивого уголка природы, но и очень богатого уголка.
Многообразие лесных насаждений, животного мира, птиц и насекомых, обитающих в районе Сучана, маньчжурский, кедровые орехи, ягоды, разнообразные виды дикоросов. Пышная растительность с прозрачными горными ключами, реки, изобилующие рыбой. Величавый профиль гор, широкие долины с плодоносными почвами, с пышными сенокосными лугами.
Как художник-пейзажист, я здесь увидел много влекущего: весна с голубыми далями, пышная растительность лета. Осень золотая со здоровым воздухом, мягкая зима с голубым ясным небом способствовали тому, что все лучшие пейзажи я написал в Сучане». Кто ещё может так красиво сказать о нашей Сучанской золотой долине, если не художник!
Приехав на Сучанский рудник, Илларион Фомич устраивается работать учителем рисования в школе II ступени на шахте № 1. В 1932 году открывается Сучанский горный техникум (ныне – Приморский многопрофильный колледж). Художник до ухода на пенсию преподаёт в нём студентам черчение и технологию металлов. «На этой работе И. Ф. Палшков все свои знания и энергию вложил в дело воспитания и обучения молодого поколения. И. Ф. Палшков – общепризнанный художник, … . Создал ряд замечательных пейзажей Сучана и Приморья, с успехом экспонировавшихся на художественной выставке в клубе угольщиков Сучана, во Владивостоке и в Москве. Среди горняков и интеллигенции города тов. Палшков пользуется большим авторитетом» – так написано в одной из характеристик художника.
И действительно, И. Ф. Палшков не был простым обывателем. Помимо своей непосредственной работы он помогал студенческому театру – рисовал декорации, сам участвовал в постановках, помогал рудоуправлению – чертил графики, схемы, диаграммы показателей добычи угля, рисовал наглядную агитацию. Всегда участвовал и в общественных работах. Имея свой «транспорт» – небольшую лошадку с тележкой, подвозил на ней необходимые материалы при ремонте разрушенного тайфуном железнодорожного полотна, при строительстве городских дорог. Часто выезжал и на сенокосы, чтобы помочь селянам.
Увлечение энтомологией
Помимо основной работы, общественных дел, живописи художник был увлечён прекраснейшими созданиями природы – бабочками. Он собирал и изучал чешуекрылых. Вполне на научном уровне, так как был членом-корреспондентом Зоологического института АН СССР.
С одной стороны, это занятие осложняло ему жизнь. Нужно было постоянно брать справки на выдачу керосина, а также разрешение на работу в лесу ночью с фонарём.
С другой стороны, это увлечение принесло ему вторую известность. В 1937 году в Брюсселе вышел энтомологический журнал о новом открытии. В нём говорилось о двух новых видах бабочек, открытых И. Ф. Палшковым.
Семья и война
Ближайшим советчиком художника была его жена Анна Васильевна. Медик по образованию, она серьёзно воспринимала труд мужа и хорошо разбиралась в его творческих исканиях.
Любовь к природе и к прекрасному он привил и своему единственному сыну. Георгий хорошо учился, занимался моделизмом, играл в театре, любил музыку и живопись, собирал жуков, бабочек, вёл наблюдения за птицами, писал стихи и рассказы, мечтал стать архитектором.
В годы Великой Отечественной войны, когда сын был на фронте, жена была в Ленинграде (была призвана как медик), Илларион Фомич жил один. И чтобы лучше переносить одиночество, больше творил, больше работал. В 1946 году указом Президиума Верховного Совета СССР И. Ф. Палшков был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
Художник прожил сложную жизнь. Ему пришлось пережить не одну войну, две из которых отобрали у него самое дорогое. В годы Гражданской войны погибли все его полотна, написанные до 1919 г.. А Великая Отечественная забрала единственного сына.
Наследие
В конце жизни художник был болен катарактой, но всё равно продолжал писать картины. В 1954 году Илларион Фомич Палшков умер. Похоронен на центральном кладбище Партизанска.
Наш музей своим появлением тоже обязан картинам И. Ф. Палшкова. В далёком 1976 г. вдова художника решила подарить несколько полотен городу… . И родился целый музей, со временем «обросший» и другими экспозициями.
В 1988 году после смерти вдовы всё наследие семьи Палшковых окончательно перешло в фонды музея. Это более 270 картин (масло и акварель), более 130 редких книг (начало XIX – первая половина XX вв.), личные вещи, орнитологические и энтомологические коллекции, а ещё большое количество документов и фотографий самого Иллариона Фомича, Анны Васильевны и погибшего на фронте их сына.
Комментарии