Хранитель истории - краевед Никишов - ХранителиРодины.рф

Вурнарский район территориально находится в центре Чувашии, занимает шестое место по площади. По территории района протекают три крупные реки: Большой, Средний и Малый Цивиль. В районе имеются крупные производственные предприятия, интересные природные объекты, у района богатая и интересная история.







          Рассказ от лица краеведа Никишева Кирилла Макаровича (1885 г.р. д. Сормвары Ядринского уезда - 1968г. п. Вурнары, Чувашская АССР).

« Родился я в деревне Сормвары ныне Аликовский район Чувашской АССР. Закончил Казанскую духовную семинарию. 1917 год встретил священником Большешатьминской церкви Ядринского уезда Чувашско-Сорминской волости. После Октябрьской революции моя жизнь изменилась.

Как человек грамотный и интересующийся, я знал о том, что рядом в нескольких верстах началось строительство железной дороги Москва – Казань. По планам батюшки царя Николая эта дорога должна была пройти по всей России до Дальнего Владивостока. Моя смекалка и ученость помогли мне в 1918 году поступить на службу главным бухгалтером в учреждение, недавно образованном населенном пункте Вурнары. О том, что я был батюшкой, мне напоминали, но грамотные люди нужны всегда и жизнь меня хранила. В Вурнарах я прижился , работал председателем планового отдела Вурнарского райисполкома (период жизни 1918-1967г.г, примечание автора) ,стал неугомонным краеведом, всегда со мной были ручка и бумага, я старался записать периоды становления рабочего поселка.

Первые документы были найдены мной в архиве Казанской епархии. Они рассказали, что религиозная община чувашских девушек была образована на вурнарской земле в 1896 году. Это подтверждается документом «Воззвание», оно гласило: «12 чувашских девиц, желая всецело посвятить себя на служение Богу и ревнуя о распространении и утверждении Христова учения среди своих темных соплеменников, в 1896 году в глубине сурских лесов на речке Вурнарке, между селами Абызово и Кошлауши Ядринского уезда, положили начало возникновению новой женской обители во имя святой мученицы царицы Александры». Александрийский (Вурнарский) монастырь был закрыт в 1921 году. Здания монастырского хозяйства почти все разобрали и увезли. Конюшню, сад, ферму монастыря использовали при образовании учебного заведения Вурнарского сельскохозяйственного техникума. Хозяйство монастыря было справным и богатым, о чем свидетельствует архивные документы и предметы быта (старинное зеркало находится в фонде Вурнарского историко-краеведческого народного музея – прим. автора).

Первый пассажирский поезд по новой линии из города Москвы на город Казань прошел 4 августа 1917 года. Я был очевидцем, как его восторженно и приветливо встречала многочисленная толпа. Первым пассажиром оказался, возвращающийся с фронта по демобилизации, гражданин села Абызово Семен Тимофеевич Молчанов. После 25 минутной стоянки раздались раздирающие душу гудки паровоза. Вдруг весь состав поезда заерзал, зашевелился и постепенно, набирая скорость, пошел дальше на Казань. Толпа , постояв недолго, тоже разошлась, у каждого было, что рассказать дома в деревне.

Одновременно с железной дорогой были запущены железнодорожный вокзал, водонапорная башня, построена запруда речки Вурнарка. Искусственное лесное озеро стало хранилищем воды, качаемой для заправки паровозов. Удивительно, но в начале 20 века, все маленькие полустаночки находились друг от друга примерно на равных расстояниях, которые ограничивались количеством воды. Через некоторое расстояние паровоз должен был опять заправляться водой и дровами. Осваивалась и расстраивалась территория станции, улицы в народе получили название по номерам и проходили параллельно железнодорожному полотну: Первая, Вторая, Третья, Четвертая, Пятая и Шестая (в народе до сих пор бытуют эти названия - примечание автора). Есть легенда, что улицы Вурнар прямые и напоминают немецкую педантичность. Прослеживается след, что в строительстве железнодорожных путей и первых сооружений участие принимали пленные немецкие офицеры, они часто становились консультантами по строительству.

К 1919 году появился в поселке на Вокзальной (Первой) улице первый жилой дом частного лица. Владельцем этого дома был гражданин деревни Апнеры Василий Андреевич Чашкин. Спустя год к первому дому стали пристраиваться соседи. Было построено здания школы.

В 1919 году в поселке всего лишь был один частный дом с 5 людьми - жителями. К 1946 году насчитывалось 7450 человек (частично эвакуированные) .

5 сентября 1927 года согласно принятому Президиумом ВЦИК постановлению «О районировании Чувашской АССР», в Чувашии было образовано 17 районов, вместо 4 уездов и 55 волостей. В числе районов был образован и Вурнарский, центром которого стала станция Вурнары.

Исследования и геологические экспедиции показали, что на территории горы Ирар-Ишаки, в нескольких километрах от станции, есть залежи фосфоритной руды и сланцев. Тогда в 30-е годы начинается строительство Вурнарского фосфоритного завода. 15 марта 1930 года завод дал свою первую продукцию.

26 октября 1938 г. — указом Президиума Верховного Совета РСФСР станция Вурнары была преобразована в рабочий поселок, что явилось важным фактором для дальнейшего развития района.

Фосфоритная мука производилась заводом с 1930 года до начала Великой Отечественной войны. С начала 1942 года завод переводится на другие рельсы и до конца 1945 года производит продукцию для надобностей войны термит и карбюризат. Продукция военного завода 554 была востребована заводами, предприятие снабжало 5 танковых и 5 авиационных заводов.

Станция Вурнары становится стратегическим узлом по железной дороге. В Вурнарах с сентября 1941 года был открыт эвакогоспиталь 3065,который просуществовал до 43 года. 28 солдат и офицеров умерли от ран в нашем эвакогоспитале и похоронены в братской могиле. На фронт из Вурнарского района ушло 9 тысяч человек, не вернулось 6 тысяч. 4 присвоено звание Героев Советского Союза. В 1965 году переименовываются улицы в честь Героев Великой Отечественной войны Алексея Иванова, Степана Илларионова, Федора Ашмарова. Герой Иванов Анатолий Александрович приезжает после войны в Вурнары. Он один из инициативных участников, который будет поднимать промышленность поселка.

Поселок разрастается. В тридцатые годы появляется убойный цех крупнорогатого скота, который в 1956 году преобразовывается в «Вурнарский мясокомбинат». Следом открывается завод «Сухого обезжиренного молока». Строится станция МТС, открываются больница, библиотека, клуб, две школы.»

  Это часть воспоминаний из рукописи краеведа  Никишева Кирилла Макаровича  по  истории  поселка. После его смерти воспоминания «блуждали» из рук в руки.     В 2001 году они попадают в фонд Вурнарского историко-краеведческого народного музея. Используя их, заведующая музеем Шарипова Елена Ивановна разработала туристический проект «Точка на карте – малая Родина». Экскурсии-походы  по малым краеведческим объектам можно осуществить пешком или на велосипеде.

Маршрут начинается с посещения музея. Далее мы знакомимся с неописуемой красотой лесного массива, идя по лесным тропинкам, изучаем лекарственные и краснокнижные травы, самые крупные муравейники. Узнаем понятие лесная просека и квартальные столбы. В походе нас сопровождает туристическая карта местности, мы учимся ориентироваться. Попадая на местную горку «Кирпичка», родник монахини Вассы, здание кельи Александрийского монастыря, мы узнаем историю Александрийского женского монастыря. Задержавшись около водонапорной башни 1917 года, и пройдя к живописному берегу лесной речки Вурнарка, увидим запруду реки начало 20 века - окунемся в строительство железной дороги Москва – Казань.

Одним из памятников монументального искусства того же времени является Мокринский железнодорожный мост, который находится в 25 километрах от Вурнар (туда в путешествие можно отправится на машине или велосипеде). Это уникальное сооружение было создано при строительстве железной дороги в начале 20 века. По легендам, руководил строительством немецкий инженер Герхард Шумакер. После строительства мост был вторым по величине железобетонным сооружением в Европе. Его высота 30 метров, ширина – 4 метра, длина - 360 метров и он имеет 15 арочных пролетов. Мост производит впечатляющий вид.

Наш маршрут похода можно продолжить, направившись к географическому центру Чувашской республики в село Орауши. По дороге мы увидим места, где проходила узкоколейка для доставки фосфоритной руды. На обратном пути похода завернем на озеро Кюльхири карстового происхождения, с зеркальной поверхностью 14 га. Если нам посчастливится, понаблюдаем за лебедями и цаплями, дикими утками. Заехав в деревню Абызово к народному мастеру Есенцевой Елене Николаевне, научимся азам лепки из глины чувашских звонких свистулек.

Современный поселок Вурнары - центр Чувашии, с развитой химической промышленностью – Вурнарский завод смесевых препаратов фирмы «Август» и вкуснейшей продукцией агрохолдинга «Вурнарский мясокомбинат». Это по меркам истории - молодой поселок, справивший столетний юбилей, но с богатой историей.

Начинаем путешествия      -  с путешествий по родному краю. Наш адрес п. Вурнары, Чувашская Республика, ул. Ленина, дом 54 Вурнарский историко-краеведческий народный музей. Елена Шарипова - заведующая музеем   

Комментарии