Рабочий поэт из глубинки
Жизнь и поэзия Леонида Торгаева, Белово, Кемеровская область
И сам я вроде воскресаю, И вроде всё не по плечу… Я этот мир благославляю И жить отчаянно хочу Л.Торгаев
Обычный парень с соседней улицы
Неиссякаема и богата талантами наша сибирская земля. Об одном человеке, родившемся и прожившем всю жизнь в Кузбассе, я хочу вам сегодня рассказать. Это Леонид Алексеевич Торгаев.
Родился Леонид Алексеевич 5 октября 1936 года в небольшой деревеньке Кутоново, что находится в Киселёвском районе Кемеровской области. Счастливое и безмятежное детство оборвала начавшаяся война, которая оставила свой кровавый след в каждой семье. Мама, Нина Сергеевна, сутками работала в колхозе, растила двоих сыновей, младшим из которых был Леонид, стараясь выжить в это страшное лихолетье, отец, Алексей Васильевич, ушёл на фронт.
Послевоенное время тоже было очень тяжёлым: голод и разруха тяжёлым бременем легли на детские плечи. Но, несмотря на все лишения, Леонид рос смышлёным и талантливым ребёнком. С раннего детства он полюбил поэзию и сам стал пытаться сочинять незатейливые четверостишия.
В пятидесятых годах семья переезжает жить в Белово. В это время Леонид уже достаточно серьезно увлекается поэзией и даже начинает печатать свои стихи в местной городской газете «Знамя коммунизма». Природа щедро одарила этого человека талантами, так как, кроме сочинения стихов, он прекрасно рисовал и играл на баяне, сочинял музыку.
После окончания Кемеровского музыкального училища, дирижёрско-хорового отделения, Леонид Алексеевич некоторое время работал в музыкальной школе в посёлке Новый Городок, аккомпаниатором в хоре при доме культуры «Горняк». Далее судьба привела его в забой шахты, так как нужно было кормить и содержать семью, которая у него уже появилась на данный момент.
Жизнь шла своим чередом, родилась дочь Наталья, затем сын Евгений. Дочь Наталья Рыжкова (Торгаева) пошла по стопам знаменитого отца, пишет песни и уже на протяжении 35 лет работает в ДШИ №63 г.Белово преподавателем по эстрадному вокалу. Стать музыкантом , Наталья решила ещё в 10 лет, именно тогда, папа, Леонид Алексеевич-известный в городе поэт и музыкант, купил немецкий аккордеон и привёл маленькую Наташу в музыкальную школу. Как говорит Наталья: « Музыкой я жила с раннего детства, мама пела и папа был музыкант. Меня в 2 года ставили на табуреточку и я пела для соседей песни и частушки, а папа мне аккомпанировал . Мама часто пела под папин баян и, когда собирались гости в доме, то всегда были песни и пляски» . Девочка выросла, а любовь к музыке осталась. Сегодня уже к ней родители приводят своих детей. Воспитанники Натальи Леонидовны частые гости на областных, региональных, и международных конкурсах.
Что может быть художественней, чем любовь к людям?...
Основная часть написанного Леонидом Торгаевым за тридцать лет работы прошла «обкатку» в городской газете, а уж за тем уходило на областной и всесоюзные уровни. Он любил свой город и посвящал ему всё лучшее. Более того, считал это своим долгом, писать о своём городе и его героях. Также Л.Торгаев сочинял музыку. Его песня «Беловская сторонушка» в исполнении народного хора ДК «Горняк» безоговорочно занимала призовые места на городких и областных смотрах. Торгаев был истинно беловским поэтом. Он говорил языком улиц, шахтёрских посёлков, языком людей, населяющих город. И в стихах его свозила правда жизни, немногословная радость бытия, присущая шахтёрскому городу. Если у города было сердце, то этим сердцем был его поэт - Леонид Торгаев.
Леонид Торгаев - поэт общественного бытия, его прожекторы почти всегда направлены к внешнему миру. Поэт обстоятельный. Леонид Торгаев видит мир не спеша. Он любит фабулу, чрезмерную договоренность. Благодаря этой обстоятельности он доступен широкой аудитории. «Перечитывая стихи Леонида Торгаева, невольно приходишь к выводу, что подлинный жанр поэта, не стихотворение со сквозным сюжетом, а лирика душевных смут и раздумий», так отзывается о поэзии Торгаева, еще один беловский поэт Владимир Щелканов.
Знаменитый беловский поэт писал об обыкновенных людях. Что может быть художественней, чем любовь к людям! Любовь, как гейзер, требует выхода. «Люблю вас, черти чумазые, надёжно, крепко люблю!». Однажды вырвавшееся признание не голословно. 1972 году поэт написал стихотворение «Продавец штучного отдела», в котором рассказывается о молодом крепком парне, стоящем за прилавком магазина. Покупатели недоумевают: «Такому бугаю в шахту, а он за прилавком отсиживается», но никто не знает, что у парня ампутирована нога — он бывший шахтер. И это стихотворение в личном плане оказалось пророческим. Внезапно в размеренный и налаженный быт ворвалась беда.
Работая на шахте, Леонид Алексеевич попадает в тяжелейшую аварию, которая чуть не стоила ему жизни и сделала инвалидом на всю жизнь. 1973 год явился страшным испытанием судьбы, но не сломил волю к жизни и оптимизм этого человека. Вернувшись домой, к семье, после 9 месяцев пребывания на больничной кровати, Леонид Алексеевич снова пишет стихи и возвращается на работу в свой любимый ДК «Горняк» в качестве аккомпаниатора-баяниста в танцевальном коллективе.
Вчитываясь в стихотворения « На могиле отца»; «Сердце»; «Мудрость; О доброте»; «Дождя и снега путанная ересь»; «Зима» и многие другие, вы будете захвачены их напряженно-нервной и неподражаемо-трепетной лиричностью. Поэт во всех своих стихотворениях предельно доверчив и чужд от скрытности:
"Ругаю себя за ошибки,
Быть твёрдым, суровым клянусь,
Но снова к фальшивой улыбке
Доверчивым сердцем тянусь.
Порой, от недоброго взгляда
Его защитить я не мог..
Железным тебе быть бы надо-
Трепещущих нервов комок!"
В поэзии Леонида Торгаева видно особую чуткость и сочувствие ко всему живому. Особенно замечательно в этом плане стихотворение «В зоопарке», в котором поэт «почти человечью тоску» животных воплотил в художественной достоверности:
"…И с тайной душевною дрожью
Вдоль клеток железных иду,
Где младшие братья в неволе,
Томятся у всех на виду…
За что же такая немилость?
(На мордах печали печать) .
Ведь птица здесь петь разучилась,
И зверь разучился рычать…"
Стихи Леонида Торгаева публиковались не только в городских и областных газетах, но и в таких центральных в журналах, как «Советский шахтёр», «Смена», «Крокодил», в альманахе «Огни Кузбасса», в коллективных сборниках «Дыхание земли родимой», «Хлеб военной поры», «Мы – Притомье».
Душа хранит память (последние годы жизни поэта)
Не отказывал Леонид Алексеевич и тем, кто его приглашал выступать на молодёжных поэтических вечерах, проводимых в городе. Он не успел выпустить свой полный поэтический сборник, о котором мечталось. Торгаеву для этого просто не хватило времени, отпущенного судьбой и здоровья.
Незадолго до смерти, томимый тяжелыми предчувствиями, поэт создает два однородных стихотворения «Мне сказали, что я умер» и «А мы бы знать хотели, где нам почить дано», в которых находит в себе мужество, со свойственной ему грустной самоиронией, говорить о неизбежном:
"Когда уйду из жизни
На вечные века,-
Хочу, чтобы на тризне
Плясали трепака.
Не скорбью, не слезами
Пусть вспомнят в некий миг,
А просто чтоб сказали:
«Хороший был мужик…».
11 февраля 1993 года, на 57-ом году, Леонида Алексеевича Торгаева не стало… Он ушёл из жизни с авторучкой в руке и черновиком своего нового, недописанного стихотворения, которое уже не будет закончено никогда.
В 1998 году на здании Дома культуры «Горняк» была установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь работал беловский поэт Леонид Торгаев.»
Нам повезло, что есть на этой земле писатель, создавший для нас много душевных и мудрых стихотворений. И нам остается их читать и перечитывать снова и снова…
Все материалы переданы и записаны со слов дочери Леонида Торгаева –Натальи Рыжковой и друзей поэта.
Комментарии