Хранитель Земли Усольской - ХранителиРодины.рф

Каждый человек – хозяин собственной судьбы, вот только не каждому дано понять, какая из дверей ведет к счастью. Виктор Цыпуштанов рано понял, по какой дороге он должен идти. Она была не легкой, эта дорога, но он не сворачивал, не искал благополучной гавани. Усолье с его уникальным архитектурным ансамблем стало для Виктора Цыпуштанова отправной точкой жизни, хотя начало его пути было делом случайным.

Каждый человек – хозяин собственной судьбы, вот только не каждому дано понять, какая из дверей ведет к счастью. Виктор Цыпуштанов рано понял, по какой дороге он должен идти. Она была не легкой, эта дорога, но он не сворачивал, не искал благополучной гавани. Усолье с его уникальным архитектурным ансамблем стало для Виктора Цыпуштанова отправной точкой жизни, хотя начало его пути было делом случайным.



«Когда я учился в четвертом классе, мой друг пригласил меня в Усолье посетить музей. В нашем маленьком тогда городе Березники музея не было, и вот мы приехали на другой берег Камы. Я в Усолье тогда был впервые и то, что я увидел, меня поразило. Увлекательный рассказ Ивана Федоровича Коновалова о тех экспонатах, о тех предметах, которые нас окружали, меня удивил, и я открыл для себя новый мир, и вот именно тогда я решил, что буду музейщиком. Я, в общем-то, как все мальчишки верил в то, что это все возможно, но что для этого нужно будет совершить какие-то жизненные перестановки, мне тогда просто не думалось. Потому что я был как все пацаны: увлекался разными химическими и физическими опытами, читал книги про шпионов, увлекался радиотехникой».



После окончания семилетки Виктор устроился в радиоузел Содового завода. Днем работал, а по вечерам пел в хоре Дворца Ленина. Через несколько лет Виктор окончил музыкальное училище, это были годы хрущевской оттепели. В то время у него появилось много друзей, так называемых шестидесятников. Они часто собирались вместе, их объединяла любовь к литературе, театру, истории. А еще Виктор любил путешествовать, его увлекала красота родного края. Много фотографировал: природу, церкви. Неожиданно наступила волна, в начале 60-х годов, стали закрывать старые церкви, закрыли тогда несколько храмов. И вот одну из них Пыскорскую Никольскую церковь Виктор Александрович решил сохранить: «Наши ребята со двора пришли мне на помощь и очень охотно со мной ездили. Мы возили туда цемент, железо, краску. И местные жители нас хорошо уже знали. Когда мы приезжали, они выходили и говорили: «Ой, ремонтники приехали церковь ладить». Я упорно старался сохранить эту древнейшую в нашем крае церковь. В ней был чудесный иконостас. Хотя, люди на меня смотрели странно, я для них был белой вороной».



Впрочем, мнение окружающих для Виктора не имело большого значения. Главным все-таки оставался интерес к истории нашего края. Как раз в то время историко-краеведческий музей из Усолья переехал в Березники и Виктор чуть ли не каждый день приходил в выставочные залы, изучал экспозиции. Известный краевед Иван Федорович Коновалов заметил пытливого юношу и пригласил его работать в музей. Первое задание Цыпуштанов помнит до сих пор – это была экспедиция на речку Боровая, где нашли остатки солеподъемных труб XV века первого промысла в нашем крае.



Музей, сама история стали для Цыпуштанова не просто делом, а настоящей страстью. Он просто не представлял себе другой жизни. Виктору нравилось ездить в экспедиции, в заброшенных уголках нашего края он пропадал месяцами. Зато какой уникальный материал удавалось оттуда привезти: старинные предметы быта, фарфор, иконы, музыкальные инструменты, более 1000 экспонатов, которыми и сейчас березниковский музей может гордиться.



Экспедиции давали богатый материал для научной работы, и Виктор тогда стал задумываться о поступлении в Ленинградскую академию художеств. Пробиться туда было очень не просто. Даже музейщики со стажем было по нескольку раз поступали. Цыпуштанов стал студентом академии со второй попытки. Он блестяще отвечал на собедовании, а потом так ярко рассказал о своем любимом Усолье, что знаменитый искусствовед Н.Н. Никулин из Эрмитажа сразу взял Виктора на свою кафедру. Учеба в Академии, работа в музее, жизнь, казалось ему, идет по накатанной колее, но тут в Усолье открылась музыкальная школа, и друг уговорил Виктора стать там преподавателем.



В тот период, когда Виктор Александрович работал в школе, не значит, что он изменил своему основному делу, он просто не мог отказать другу. Он вообще никому ни в чем не может отказать. Но именно тогда им полностью владела идея создания народного музея. В тот период он очень активно организовывал экспедиции с ребятами на велосипедах, они уезжали на целый месяц. Это были деревни заброшенные, почти умирающие, они жили на природе, привозили оттуда утварь, старинные самовары. Собралась целая коллекция старинных самоваров. И чтоб довести их до состояния музейной экспозиции они их чистили простым речным песком. Руки были стерты в кровь, а самовары сияли на солнышке. И может быть по жизни Виктор Александрович не боец, но когда он занимается любимым делом, когда он видит конечную цель, и когда он предполагает результат, здесь включается какой-то внутренний фанатизм, такое подвижничество. Он может лишать себя самого необходимого, работать днем и ночью, вечером и утром, и вот эта черта вызывает в нем глубокое уважение.



«Когда экспонатов набралось более 500, нам удалось добиться открытия народного музея. Администрация выделила нам комнату в доме культуры Усолья. И вот в этой комнате была оборудована первая экспозиция. В 1975 году музей был торжественно открыт». Музей требовал очень большой отдачи сил и времени: работа экскурсоводом, собирание экспонатов. Цыпуштанов знал: так будет завтра и послезавтра и каждый день. Он жил своим музеем, поэтому о личной жизни как-то не задумывался, поэтому семью Виктор создал достаточно поздно, в 37 лет. Его жена Любовь Тунева тоже работала в музее. Скоро у них родился сын Марк, в котором Виктор души не чаял. Он чувствовал себя по-настоящему счастливым, у него есть любимая работа и уютный дом, который всегда был открыт для друзей.



На первый взгляд может показаться, что Виктор Александрович такой самоуглубленный, замкнутый человек, на самом деле это не так. У него очень доброе сердце он открытый человек, и самое интересное, что у него тончайшее чувство юмора. Не показное, а очень такое тонкое. В семью он не нырнул с головой, потому что та великая идея, которая его возносила над миром, никогда его не покидала. И конечно же музей, музей, и прежде всего музей – это главное было в его жизни. С настойчивостью человека одержимого Цыпуштанов собирал для своего музея все, что только можно. Из поездок привозил предметы старины, уникальные документы.



«Коллекция музея разрасталась и в Доме культуры ей было уже тесно и я подумывал о том, чтобы переехать в старую часть города в более просторное помещение. И в старой части Усолья был такой дом – Усадьба князей Голицыных». Переезд в дом Голицыных сыграл знаковую роль в дальнейшей судьбе музея. Через несколько лет Виктор Александрович добился его реставрации, а впоследствии в этом здании расположился филиал Березниковского музея.



В Викторе Александровиче всегда поражала одержимость. Его готовность во что бы то ни стало сохранить уникальные памятники Усолья. Он писал во все инстанции, звонил во все колокола, он доказывал, что эти памятники уникальны. Что если мы их потеряем, обеднеет ни одно поколение людей, ни одно поколение березниковцев. Он любил эту землю и любит ее. При ведении экскурсии он превращается в актера. Он все может обыграть, каждую пядь земли., каждый уголок Усолья. На экскурсии в Усолье ездили именно «на Цыпуштанова».



Первая встреча с Усольем предопределила всю дальнейшую жизнь Виктора Александровича Цыпуштанова. Не было в его судьбе ничего случайного. Многое из задуманного сбылось. Большая часть его трудовой деятельности посвящена заботе о выявлении, сохранении и восстановлении архитектурных памятников Усолья и Березников. Он принимал участие в разработке Институтом урбанистики (г. Санкт-Петербург) проекта охранных зон Усолья, участвовал в многочисленных научно-практических конференциях, краеведческих чтениях. Стал автором каталога архитектурных памятников Усольского района, г. Березников и его окрестностей. Являлся инициатором проведения восстановительных работ по изразцовым печам в Строгановских Палатах.

Комментарии