Такие разные люди, но схожие судьбы!  - ХранителиРодины.рф

Несмотря на разные жизненные пути, судьбы людей оказались очень похожи. Главное что их объединяет, это служение Родине.

Я учитель МБОУ « Сош № 38» г. Чебоксары. С детьми мы готовим разные исследовательские работы. Особый интерес у них вызывают работы, где нужно найти истоки своей семьи, где события в истории и судьбы членов их семьи соприкасаются, перекликаются. Да, на уроках истории дается хронология событий, перечисляются значимые личности, но когда они начинают искать в своих семьях и находят отзвуки событий описанных в учебнике, в своих семьях, то для них история оживает. Предмет история становиться интересным и захватывающим. Из последних изысканий моих учениц стал поиск воспоминаний о прадедах. Интересно еще то, что для сдачи ЕГЭ, потом они выбрали историю и очень успешно сдали на высокие баллы в этом году, несмотря на сложности с дистанционным обучением. Этот интерес, который появился еще в младших классах, вылился уже в серьезное увлечение историей. Вот и я решила и вас ознакомить с биографиями простых парней из Чувашии, у которых судьба сложилась бы совсем иначе, если бы не было войны.

Воспоминания о прадедушке, собранные ученице 11 класса Гусевой Алёной.

«Мой прадедушка, Германов Марк Германович, участник Великой Отечественной войны. Он внес свой вклад в великую Победу. Марк Германович родился 11 ноября 1923 года в многодетной семье крестьян Родиона и Анны в д. Хорапыр. У него было 12 братьев и сестер. С малых лет он познал всю тяжесть физического труда. Марк прошел семилетний курс обучения в школе, а в 1940 году окончил курсы ветеринарных фельдшеров. В 18 лет добровольцем ушел на фронт. Его отправили под Калугу в противотанковую роту. Командование заметило молодого и отважного солдата. Марка Германовича перевели в разведроту. С апреля 1943 по май 1945 года Германов М.Г. воевал в составе 27 отдельного огнемётного батальона 87 стрелкового полка, который входил в состав действующей армии. Он участвовал в боях в составе Первого Белорусского фронта. В начале 1944 года войска фронта вели операции местного значения в Белоруссии. С 14 января по 3 февраля 1945 года, участвуя в Висло-Одерской стратегической операции провели Варшавско-Познанскую операцию и, освободив центральную часть Польши с Варшавой вышли на Одер, захватив на левом берегу реки плацдарм севернее и южнее Кюстрина. «При обнаружении противника с рубежа Михайловской-Колки-Копаткевичи, действуя в составе группы заграждения, первым проделал проходы в проволочном заграждении и минном поле в районе Колки. Лично снял 18 мин, из них мин типа «С» 4 штуки. С 04.07.1944 по 14.07.1944, действуя в составе группы заграждения разведроты, по путям преследования противника снял 11 пп.мин и 1 пт.мину, что обеспечило быстрому продвижению разведроты и главных сил У.Р. В районе Бринев и его окрестностях, действуя в составе группы заграждения, 20.07.1944 года, лично обнаружил и снял 28 пп. мин, из них мин типа «С» 14 штук и одну мину нового типа — натяжного действия и 3 пт. мины». Эта цитата извлечена из Приказа войскам Первого белорусского фронта, который был подписан 08.08.1944 года маршалом Советского Союза К.К. Рокоссовским. За взятие в плен ценного для советской армии немецкого офицера Германов М.Г. был награжден орденом Славы III степени. А орденом Славы II степени он был награжден за героизм и отвагу во время жесточайших боев в последние дни войны с фашистской Германией. В 1947 г. Марк Германович был демобилизован и вернулся на родину, в д. Хорапыр. Прадедушка активно участвовал в жизни колхоза «Гвардеец», не раз избирался членом правления колхоза. До 80 лет Германов Марк Германович трудился в колхозе ветеринаром и пользовался большим уважением и почетом. Прадедушка всегда с болью вспоминал военное время и надеялся, что война больше никогда не повторится».

Воспоминания о своем прадеде ученицы 11 класса Леонтьевой Анны.

«Великая Отечественная война, ставшая тяжелым испытанием и потрясением для советских людей, надолго перевернула весь уклад и ход жизни большинства населения страны. Огромные трудности и материальные лишения воспринимались как временно неизбежные проблемы, как следствие войны. Мой прадедушка Яркин Петр Иванович, родился в Моргаушском районе - в деревне Шешкары, 27 мая 1926 года - в семье конюха. Отца зовут Яркин Иван Васильевич, а мать зовут Яркина Матрена Порфирьевна. На то время они жили очень даже неплохо. У семьи было свое хозяйство. Этим и зарабатывали на жизнь. Петр Иванович учился в деревне, в средней школе. Окончил 7 классов. Семья была большая. У прадедушки было 2 сестры и старший брат. Он был самым младшим в семье. Самым старшим был брат Арсентий, сестра Анна и Нина. В 1941 году, нарушив пакт о ненападении, 22 июня 1941 года на рассвете, без объявления войны, вероломно нарушив договор о ненападении, немецко-фашистские войска вторглись на советскую землю. Тысячи немецких орудий внезапно открыли огонь по советским пограничным заставам, по штабам и расположениям войск. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 75-82-летних людей. С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах. На начало войны, Петру Ивановичу всего было пятнадцать лет. Не могу представить, как ему было страшно. Сейчас мне тоже пятнадцать, я даже не могу представить его состояние. Война повсюду. На начало войны Петра Ивановича на фронт его не призвали. Был еще мал. Но его старшего брата Арсентия сразу же забрали на фронт. Отец Иван не был призван. Он участвовал в Первой Мировой Войне 1914-1918 годах. Семье очень повезло. Их отец вернулся живым и невредимым. Не был ранен. В 1941-1942 годах стало намного тяжелее, многие работали и трудились на селе в колхозе. Ведь для фронто¬виков и для рабочих нужен был хлеб. И взрослые, и дети сами растили и убирали урожай. Тут и работала семья Яркиных. Отец был возчиком, на лошади возил продукты питания и другие необходимые вещи. Мать, сестры и сам прадедушка Петя работали в колхозе. Работали с утра до ночи. Все. Невзирая на возраст и состояние здоровья. "Все для фронта! Все для победы!" - тогда эти слова вовсе не были лозунгом, а смыслом тогдашней жизни. Было очень трудно. После тяжелого рабочего дня, сил хватало только на сон. Но Петру Ивановичу приходилось, и делать уроки, вовремя войны школы работали, и дети продолжали учиться. Тетради были редкостью, писали на старых книгах, газетах. Писали чернилами, а когда не было чернил, их делали из сажи и свекольного сока. Но, несмотря на школу, дети все также работали. Днем уроки, а после работа в поле. В 1941-1942 годах семья Яркиных проживала же в своей родной деревне Шешкары.

Война не проходит мимо всех. В 1943 году, когда прадедушке Пете исполнилось 18 лет, его призвали на фронт. Расположение было таковым: сначала прибыли на сборный пункт, тут их встречали, сортировали и распределяли. Прибыв туда, старшина распределил их по ротам. Получив обмундирование, и повестку с местом назначения, Петра Ивановича направили в Архангельскую область, в армию. Обучаться всем военным навыкам. Подготовка шла не долго. Особое внимание уделялось военно-прикладным видам спорта: гранатометчики, связисты, бойцы рукопашного боя. В основном после завершения обучения становились – пулеметчиками, минометчиками, снайперами, стрелками. Также во время обучения проводили беседы о ходе войны, тактике боевых действий. Закончилась подготовка к боевым действиям, завтра погрузка в эшелоны и на полигон. Его отправили в Норвегию. Вторжение в Норвегию состоялось в ночь с 8 на 9 апреля 1940 года. Германия вторглась в Норвегию на том основании, что Норвегия нуждалась в защите от военной агрессии со стороны Великобритании и Франции. Большая и лучшая часть норвежского вооружения была потеряна впервые 24 часа после немецкого вторжения, что значительно снизило эффективность действий норвежцев. Военное сопротивление Норвегии прекратилось уже 2 мая. Прибыв в Норвегию в 1943 , со своими войсками их сразу же направили на полигон. Прадедушка Петя был первым пулеметчиком. Один он, конечно, не мог управлять пулеметом, у него был помощник Ахмет. Родом из Башкортостана. Ахмет был вторым пулеметчиком. Он таскал большие диски (патроны) для пулемета. Как мне рассказывал прадедушка Петя, Ахмет был очень шустрым и юрким. В это время Норвегия переживала страшные дни. В этих условиях на помощь норвежскому населению пришел советский народ. Каждый норвежец получал 1600 г хлеба, 200 г жиров и сахара в неделю. Для борьбы с эпидемиями и болезнями, дополнительно открыто 6 больниц. Много больных было помещено в армейский госпиталь. В разрушенных городах советское командование не занимало оставшиеся целыми здания, а предоставляло их под жилье норвежцам, оставшимся без крова. Советские воины приложили много сил, оказывая помощь населению для налаживания нормальной жизни. В Норвегии мой прадедушка получил медаль « За освобождение Норвегии ». После Норвегии, прадедушке Пете довелось служить в Японии, Корее в период с 1944 по 1945 г.г. Прадедушка Петя воевал в Японии. За проявленное мужество он награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью « За отвагу», юбилейными медалями. Война закончилась, когда император страны Хирохито обратился по радио к своему народу. Он заявил, что страна решила принять условия Потсдамской конференции и капитулировать. Вторая мировая война завершилась 2 сентября. Но даже тут его военный долг не заканчивается, прадедушку Петю снова направляют в Архангельскую область. Где ему довелось служить 6 лет. Уже после окончания военной службы, он вернулся в свою деревню Шешкары. Где его с нетерпением ждала его семья. Родители и сестры. Но, к сожалению, семья своего старшего сына и брата не дождалась. Он погиб служа Родине. Он погиб в Севастополе, на корабле ЧЕРВОНА-УКРАИНА, где был капитаном. Этот корабль принимал участие в боях в составе Черноморского Флота СССР в годы Великой Отечественной войны. 12 ноября, во время авианалёта, в крейсер, стоящий у Графской пристани попало две бомбы, из-за чего на корабле, который получил серьёзные повреждения, погибло 70 человек. На следующий день корабль отбуксировали в Южную бухту, где он затонул. Арсентия не нашли. Но семья до сих пор семья помнит и чтит его память. Вот так досталась нашему народу победа. Цена Победы советского народа невосполнима, высока: более 27 миллионов погибших. После войны прадедушка Петя уехал из деревни в город Чебоксары, где проживал до конца своих дней. Стал работать рулевым на корабле. В Чебоксарах он и встретил свою будущую супругу Александру Романовну. Ему тогда было 27 лет. У них появились 2 дочери Елена и Татьяна, а вскоре и мы. Каждый год моего прадедушку Петю поздравляет город и страна и с праздником Великой Победы. В прошлом году прадедушку Петю поздравил глава Чувашской Республики - Михаил Игнатьев. Ему вручили памятку с поздравлением. А в 2017 году прадедушку Петю поздравил депутат Чебоксарского городского Собрания депутатов Евгений Кадышев и главный специалист - эксперт отдела по взаимодействию с общественными объединениями и организационной работы администрации Московского района г. Чебоксары Марианна Жукова. Гости пожелали прадедушке Пете крепкого здоровья, активного долголетия и поблагодарили за его весомый вклад в Великую Победу, за его многолетний и добросовестный труд на благо общества. Затем они вручили поздравительную открытку от Президента России Владимира Владимировича Путина, памятный подарок и букет цветов. Как все мы знаем, жизнь не вечна. В 2010 г. Прадедушка Петя потерял свою любимую жену и мою прабабушку Шуру. Справляться с эти помогала ему семья, и его «верный» друг кот Мишка. Мишка спит, «кушает» с прадедушкой, и даже когда прадедушке Пете нездоровится, Мишка всегда с ним. Петр Иванович прожил без супруги 7 лет, но как я и говорила, жизнь не вечна, мой прадедушка скончался 24 августа 2017 года. А через 2 недели покинул нас и кот Мишка».

И я сравнила истории моих учениц с биографией ветерана труда, ребенка войны Лавина Михаила Абрамовича. Михаил Абрамович Лавин частый гость в нашей школе. Он всегда готов откликнуться на приглашение прийти на классный час, на урок, посвященный Великой Отечественной войне. У него всегда есть, что сказать подрастающему поколению. Уже двенадцатый год продолжается дружба ветерана труда и учащихся 38 школы. У Михаила Абрамовича необычная судьба. Ему было всего три года, когда в их село Ильино под Смоленском пришла война. Отца забрали на фронт. А дом, где он жил со своим братом и мамой, от бомбежки разлетелся в щепки, фашисты сравняли его с землей. Благо семья успела спрятаться в погреб. Потом они стали узниками гетто. Какая печальная судьба ждала бы их, если бы не наши солдаты.

Вот что говорит он: «24 января 1942 года пришли советские солдаты в белых маскхалатах и освободили нас от рабства. Я бы им и сейчас поклонился в ноги за спасение. Потом весь народ посадили в товарные вагоны и повезли в тыл. По дороге поезд постоянно бомбили, мама укутывала меня с ног до головы шерстяным одеялом, чтобы я не слышал взрывов».

В апреле 1942 года его семья была эвакуирована из-под Смоленска в город Чебоксары. Тяжелые годы войны прошли для их семьи в Мариинском Посаде, мама работала в пекарне. Особенно трогательно вспоминает Михаил Абрамович возвращение своего отца с фронта. Он привез детям лесные орехи. « Для меня мирная жизнь началась с вкуса этих орехов»,- говорит он. По возможности Михаил Абрамович посещает места своего детства Мариинский Посад, он благодарен этому городу и с особой теплотой вспоминает и город, и жителей города. С поездок в город Марпосад он привозит много фотографий. Марпосад стал еще одной малой родиной для негоОн рассказал о том, что Чувашия приняла во время войны 27 тысяч людей, эвакуированных из оккупированных и прифронтовых районов страны. После войны и возвращения отца семья переехала в Чебоксары. В 1955 году поступил на Текстильный комбинат, где обучался токарному делу и получил хорошее знание по механообработке. 1959 году он перешел на ЗЭиМ. Был и наладчиком, и мастером, и технологом, и конструктором. Михаил Абрамович проработал в конструкторском бюро ЗЭиМ и ВНИИР. 26 отдал Михаил Абрамович заводу ЗЭиМ. Получил диплом инженера-механика (без отрыва от производства окончил машиностроительный техникум и соответствующий факультет Чувашского госуниверситета), работал конструктором в отделе механизации и автоматизации по нестандартному оборудованию. Отсюда Лавина пригласили ведущим конструктором во ВНИИР (проектировал сборочные автоматические линии с манипуляторами), а потом он работал на заводе промышленных тракторов. Он относился к работе и своим обязанностям очень серьезно, всегда был на хорошем счету. Приходилось обучать молодежь профессии. Выйдя на пенсию, он посвятил себя патриотическому воспитанию молодёжи, рассказывая детям о войне, о строительстве и поднятии экономики городов Чувашии после войны. « Мы ветераны войны и труда не остаемся в стороне. Сейчас я работаю в Городском Совете ветеранов, веду работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Пока есть силы, мы будем говорить с молодежью, чтобы они не забывали о тех героических годах, о потерях 27 миллионов человек»,- говорит Михаил Абрамович каждый раз, завершая свой рассказ перед школьниками.

Учащиеся смотрят, знакомятся с его богатой коллекцией значков. Дети расспрашивают о каждом значке. Михаил Абрамович Лавин говорит: «А значки – это не просто хобби, а выражение признательности освободившим нас бойцам, солидарности со всем миром, который вот уже 75 год празднует Победу».

Михаил Абрамович – председатель комиссии по патриотическому воспитанию молодёжи, культурно-массовым мероприятиям и межнациональным вопросам городского Совета ветеранов города Чебоксары. Он приносит нам презентацию «Дети войны». Он сам живой свидетель Великой Отечественной войны и несовершеннолетний узник гетто, спасибо за сокровенный рассказ об историю своей семьи и жизни. Для него второй малой родиной стала Чувашия. И он об этом говорит с гордостью.

Да Великая Отечественная война стала самой тяжелой и самой кровопролитной в истории нашего Отечества. 1418 дней и ночей советский народ и его армия вели справедливую священную войну, защищая свою Родину от германского фашизма и его союзников. Фашистская Германия капитулировала! По-другому и не могло быть, ведь на их пути встал весь народ! Сравнивая эти воспоминания, рассказы я прихожу к выводу о том, что эти биографии очень схожи. Эти люди разных национальностей, из разных деревень, но стержень их жизни, любовь к Родине, служение ей были схожи. У них и после войны была тяжелая жизнь: поднимать разрушенные города, вспахивать поля, строить заново заводы и фабрики. Все надо было делать заново. Этому поколению пришлось очень несладко. И мы должны воздать почести нашим ветеранам, ценить их боевой путь и труд при их жизни, погибших и ушедших от нас вспоминать. Уроки истории нельзя забывать, чтобы это больше не повторилось!







Комментарии