Сергей Францевич Войцеховский - первый директор Темрюкского музея - ХранителиРодины.рф

История каждого музея начинается с его создателя - человека, решившего положить начало новой музейной истории. Он, как художник, используя исторические кисти, создает их мазками новые страницы жизни своего города - археологически памятники, животные и растения, фольклор, живопись... Список бесконечен, как и сама история. Которая началась с Сергея Войцеховского и продолжается до сих пор.

Отдельного внимания заслуживают те, кто положил свою жизнь на изучение истории и особенностей своего края. Зачастую о них самих сохраняется крайне мало информации, тем важнее изучение их деятельности.

В фондах Темрюкского историко-археологического музея сохранились путевые заметки первого директора музея - Сергея Францевича Войцеховского.

Он родился в 1895 г., рано остался сиротой и воспитывался в чужой семье. Войцеховский всегда много трудился - он прошел трудный путь от подмастерья до квалифицированного рабочего-печатника, работая по 12 ч в сутки. Его молодость пришлась на смутный период истории нашей страны - период революций, и было сложно, живя в такое время, не увлечься революционными идеями. Не избежал этого и Сергей Францевич. В это время он работал в Керченской типографии. Войцеховский принял участие в местном революционном движении, в результате чего, скрываясь от преследования "белых", он бежал в 1919 г. в г. Темрюк, где продолжал некоторое время работать в типографии. Свою жизнь он посвятил научной деятельности.

Согласно справке, выданной его жене, Прасковье Васильевне, Сергей Францевич с 1922 по 1930 гг. работал преподавателем естествознания и химии в Темрюкской гимназии - "девятилетке". Любитель точных наук, во всех научных исследованиях полагался только на факты.

С 1920 г. преподавательскую деятельность совмещал с музейной - начал работать директором созданного вместе с его единомышленниками-учителями Темрюкского музея. Поначалу музей именовался естественно-педагогическим, а с 1924 г. - краеведческим, и очень скоро занял ведущее место среди культурно-просветительных учреждений в городе и районе. Основными направлениями деятельности музея что тогда, что сейчас были краеведческая, научно-исследовательская и культурно-просветительская, что отмечалась в районной и краевой прессе.

Благодаря деятельности Войцеховского музей обогащался геологическими и археологическими находками, и их количество постоянно росло. Так, музей практически стал опорной базой исследовательской работы его и его коллектива.

С 1920 по 1931 гг. Войцеховский совершил множество полевых экспедиций. Он знал полуостров буквально вдоль и поперек. Сохранились карты, которые он и его группа составили - начиная от карты района и заканчивая данными о составе пород земной коры в конкретной местности. В экспедициях принимал участие и археолог Алексей Степанович Башкиров, занимавшийся в 1926—1927 гг. исследовательской деятельностью на Тамани. Однако, в составе экспедиций Сергея Францевича были не только коллеги-сотрудники музея и учителя. Часто это были подростки - ученики школ, такие же увлеченные своим делом краеведы, как и Сергей Францевич. Так, летом 1921 г. старшеклассники Темрюкской средней школы вместе с Войцеховским прошли от Гнилой горы до станицы Тамани. Они привезли в музей коллекцию образцов минералов, окаменевшие кости южного слона динотерия и гербарий растений Таманского полуострова. В том же году была выпущена брошюра Темрюкского естественно-педагогического музея "Важнейшие лекарственные растения Таманского полуострова". На ее 5-ти страницах указывались сведения о 19-ти лекарственных растениях, указывался способ их заготовки, места произрастания, а также при каких заболеваниях их стоит применять.

Еще одна работа Войцеховского - "Опыт восстановления рельефа Таманского полуострова применительно к эпохе Страбона и позднейшему времени". Она стала результатом его многолетних исследований - были даны новые данные по геологии полуострова. Сергей Францевич утверждал, что "Киммерийский вал" является сооружением не оборонительным, а гидротехническим.

Войцеховский полагал, что Таманского полуострова представлял систему островов, и начинался он примерно от станицы Марьинской, Ивановской - на востоке, и заканчивался ст. Фонталовской, Кучугурами, Запорожской - на западе. Река Кубань, считал Сергей Францевич, впадала в пролив значительно восточнее ст. Славянской - доказательствами этой теории можно считать пробуренные Войцеховским артезианские колодцы, подтверждавшие наличие в этом районе остатков дельты Кубани. "Продвижение дельты Кубани на восток продолжается и поныне", - утверждал Войцеховский. Также он отмечал непрекращающуюся местную горообразовательную деятельность, связывая ее с газоносностью района.

Войцеховский считал, что побережья Черного и Азовского морей отражают культуру эллинскую, внутренние же части полуострова несут в себе следы так называемой "варварской" культуры. Но, к сожалению, эта работа Войцеховского была напечатана лишь в незначительной своей части - три первых главы были опубликованы в книге "Северо-Кавказское краевое общество археологии, истории и этнографии". Ростов-на-Дону. 1929 г.

Его полевые заметки составлены весьма подробно. В них он прописывал весь ход экспедиции: откуда и когда вышла группа, поэтапно прописывались сами полевые работы. Свои находки Сергей Францевич прописывал также весьма подробно - например, в тех же записках есть описания мест расположения известняка - начиная от размеров месторождения и заканчивая описанием состава пород. Для наглядности он иногда прилагал иллюстрации.

Как человек, верящий только фактам, он был атеистом. В его записях, помимо заметок о ходе экспедиций, можно найти и его размышления по поводу религий. Войцеховский сравнивал между собой мировые религии, выделяя для себя их суть - например, в иудейство это понятие "око за око, зуб за зуб", а общее во всех религиях он видел идею о классовом делении общества. Изучал истоки праздников - например, православный праздник Рождества Христова. Сергея Францевича интересовало все: почему именно в тот период родился Иисус и родился ли вообще, находил общие истоки празднования этого дня с древней мифологией - например, мифы о рождении древних богов, главный его вопрос был - есть ли доказательства рождения Христа. Поскольку он их не находил, то делал для себя вывод - его и не было.

Вплоть до своей гибели в 1931 г. Войцеховский продолжал и свою преподавательскую деятельность. В тех же записках находятся заметки о темах, которые он преподавал в школе, а также оценки учащихся.

Интересовал он и историей района в целом. Так, особенно его занимала тема развития сельского хозяйства. Он подробно изучал его развитие на протяжении многих веков, также оставляя заметки в своих записях.

Благодаря деятельности Войцеховского развивался музей. К началу 1930-х гг. фонды Темрюкского музея насчитывали около 15 тысяч экспонатов, среди коллекций самыми богатыми были археологическая и коллекция живописи. Также, при нем была лаборатория для исследования найденных образцов пород. Войцеховский организовал школьный кружок друзей музея. При музее действовала астрономическая вышка, что способствовало высокой посещаемости музея, а также способствовало развитию просветительской деятельности музея - здесь с научной точки зрения объяснялись различные небесные явления.

Особое значение Сергей Францевич придавал не только изучению памятников истории, но и их сохранности. Так, в фондах Темрюкского музея сохранилась справка, выданная Войцеховскому 1 декабря 1926 г., в которой говорилось, что ему даются полномочия по охране памятников старины, расположенных на территории г. Темрюка и Темрюкского района, всячески защищать их от самовольных раскопок населением.

В последние годы своей жизни Сергей Францевич уделял особое внимание изучению полезных ископаемых. В частности, он занимался проблемой изучения режима сопочных явлений и йодо-бромо-бора-содержащих сопочных вод. Его работы по данной теме были поддержаны и профинансированы со стороны ВСНХ. Войцеховский практически полностью решил проблему добывания брома, йода и других редких соединений из сопочных вод.

10 апреля 1931 г. Войцеховский и его ученик Борис Касьянов отправились на гору Гнилая, чтобы исследовать воду. Произошел обвал, в результате чего Сергей Францевич поскользнулся и упал в штольню. Борис побежал за помощью в город, но, когда спасатели прибыли на место случившегося, уже было поздно - Войцеховский утонул. Его тело так и не смогли найти.

Его нелепая смерть разрушила все планы. Многие его исследования не были доведены до конца. Однако память о его деятельности и его заслугах осталась навсегда. Так, благодаря ему уже к 1932 г. музей имел фундамент научно-исследовательских работ - обширный материал, посвященный грязевым вулканам и их строению, их роль в образовании полуострова и т.д. Дело Сергея Францевича продолжают уже его "потомки" - научные сотрудники Темрюкского историко-археологического музея.

Комментарии