Частицы истории - ХранителиРодины.рф

Незримые нити связывают нас с улицами и домами, и даже с людьми, жившими до нас...

«Каждый город - молодой или древний, с затейливой архитектурой или застроенный типовыми коробками домов - для его жителей всегда единственный, всегда неповторимый. Хотя бы потому, что люди в нем родились или давно живут, что в нем живут их друзья и близкие, что, наконец, существуют тысячи зримых и незримых нитей, связывающих жителя любого города с его домами, улицами…»

В. Лихоносов

Мензелинск один из древнейших городов республики Татарстан. Своими корнями он восходит в далекое прошлое. В памятной книге Оренбургской губернии есть запись, которая говорит, что Мензелинск заложен в 1584 – 1586 годах.

Более четырех веков назад на башкирские земли, расположенные между Иком и Мензелой, пришли служилые люди, направленные воеводой князем Одоевским. Они выбрали место на высоком берегу Мензелы, которое отвечало всем их требованиям: с севера прикрывалось полноводным Иком и высоким лесистым берегом, с юга и востока его огибала Мензеля, имевшая здесь очень высокий и крутой берег. Облюбовавшая площадь имела заметный наклон к реке, и по ней протекали два ручья, названные позднее Кучканкой и Скородумкой. В 1584 году был здесь заложен Мензелинский острог как сторожевой пункт на границе русских и башкирских земель.

Первыми поселенцами Мензелинска были 100 русских стрельцов. В 1655 году в остроге были поселены 124 человека смоленской шляхты. Это были люди, служившие польским королям и оставшиеся после войны России с Польшей без своего ясновельможного хозяина.

Мензелинск постепенно рос, возникли улицы и площади, кустарные предприятия – «заводы», как их называли. Но, все же, основную роль он играл как сторожевой пост и опорный пункт царского правительства в его борьбе со «смутой». Была здесь выстроена тюрьма, где содержались неугодные властям люди. XVII –XVIII века известны башкирскими восстаниями в наших краях. Основным очагом была западная Башкирия. Отряды восставших башкир нападали на русские поселения, в том числе и на Мензелинск. В ответ на нападения и разгром русских поселений громили и сжигали башкирские кочевья, жестоко расправлялись с участниками движения. Многие из них были казнены в мензелинской тюрьме. Центром правительственных войск по борьбе с этими восстаниями был Мензелинск.

Широко известны мензелинские ярмарки. Сюда стекались торговцы не только со всей России, но и из-за рубежа, особенно со стран востока. Оборот их был значителен потому времени. По торговому обороту в России она занимала 4-6 места. Ярмарки проводились 3 раза в год: летом, осенью и зимой. Особенно славились зимние, рождественские ярмарки...



Исторические события не проходят бесследно. Всё оставляет свой след. Доводилось ли вам почувствовать, что старые дома сохранили память о каждом, жившем до нас в этом доме, и даже о тех, кто проходил мимо, кто прикасался к маленьким шероховатым кирпичикам. Они верно хранят свои тайны. Но случается, что они совсем ненадолго приоткрывают завесу, чтобы поделиться своей памятью…

Это дом расположен на одной из центральных улиц Мензелинска, построен в конце 19 века. Первый этаж кирпичный, второй - деревянный. Типичный образец рядовой застройки провинциального города.

Бывший владелец этого дома – Дмитрий Коныч Перминов (1855-1921г.г.), Мензелинский мещанин.

Жизнь Дмитрия Конныча наглядный пример тому, чего можно добиться благодаря желанию и трудолюбию. Он родился в крестьянской семье, рано осиротел и ничего не получил в наследство. В 12 лет он нанялся в услужение к булочнику «за хлеба». Работал так, что хозяин оценил его и позволил ему торговать булочками на ярмарке. И тогда он поставил себе цель «выбиться в люди», откладывал каждую копейку, отказывая себе во многом, что впоследствии позволило ему открыть свое дело, построить большой 2-х этажный дом и даже рядом с ним кинотеатр. Как свидетельствуют его родственники, купеческой гильдии получить ему не удалось, тем не менее, мензелинцы его называли купцом.

В конце 19 столетия он построил дом, в народе его называли «Сладкий дом Перминовых». В подвале дома находилась пекарня, на первом этаже располагался магазин «Булочная-кондитерская». На втором этаже – жилые помещения, скромно обставленные. Но на благоустройство магазина он средств не жалел. Булки, пирожные и конфеты Перминова славились не только в Мензелинске. С работниками был строг, требователен и безжалостно выгонял нерадивых, попавшихся на воровстве, или явившихся в пекарню в грязном фартуке. Его не любили и боялись. Строил он основательно, торговал только продуктами высшего качества. «Дело» стало главным стимулом его жизни. В начале 20 века он открыл первый в Мензелинском уезде кинотеатр «Фурор».

Будучи уже состоятельным человеком, Дмитрий Коныч женился на бедной сироте – Евгении Зотовне Ушковой (1861-1928). Всю жизнь преданно любил жену, доверял ей распоряжаться деньгами и никогда не требовал отчета.

«Еничка» была миловидной, доброй, очень религиозной, и умной девушкой. Став хозяйкой, одевалась скромно, не по моде, драгоценностей не носила, умела с тактом обходить его нелепо строгие запреты. На кухне, куда хозяин дома никогда не заходил, привечала и кормила монашек и нищих, на прислугу не повышала голоса и сама любую работу делала быстро, аккуратно и красиво.

У дочерей время от времени появлялись новые платья, а сыновья, работающие на отца, не сидели без денег.

Дмитрий Коныч был суров и скуп до чрезвычайности, возможно, потому, что происходил из бедной крестьянской семьи и нажил богатство нелёгким трудом.

Скупость хозяина дома принимала анекдотические формы. Однажды он запретил покупать на Рождество елку, и бабушка наряжала игрушками веник. Сыновей, после окончания реального училища, заставил несколько лет работать на себя и денег не платил. Дочерям, по окончании гимназии, приказал платить «за хлеба». Необходимую сумму давала им мать, они несли эти деньги отцу, а тот возвращал их хозяйке.

За те несколько лет, пока дочери учительствовали, Евгения Зотовна сумела уговорить мужа отпустить их продолжать учебу в Петербург. Сначала уехала старшая дочь Евдокия на Высшие Женские Курсы, а в 1915 Александра поступила в Психоневрологический институт им. Бехтерева.

Сыновья разъехались ещё раньше. Никого из детей Перминовых не было рядом, когда в 1917 году реквизировали дом, и магазин и пекарню, и кинотеатр...

Дмитрий Коныч бежал из города, опасаясь расправы, и умер в 1921 году в Екатеринбурге, где зарабатывал тем, что плел лапти и продавал их на базаре.

Евгения Зотовна осталась в Мензелинске, поселившись в доме у дальних родственников. Разорение дома восприняла как «Волю Божью» и не озлобилась. Похоронить себя завещала в могиле сына и отдала в дар кладбищенской церкви большую икону «Владимирской Божьей Матери» в серебряном окладе и икону «Георгия Победоносца».

В 1918 году занятия в институтах прекратились, и Александра вернулась в Мензелинск. Работала в ОХМАТМЛАДе (охрана материнства и младенчества), а в 1924 году уехала в Уфу, где вышла замуж.

В 1923 году вернулась из Сибири после гибели мужа - офицера Белой Армии, старшая сестра Евдокия Дмитриевна с маленькой дочерью. До 1931 года она преподавала в Сельхозтехникуме русский язык и литературу. Жила в постоянном страхе перед арестом, поэтому, вскоре после смерти матери, уехала навсегда из Мензелинска и она...

Такова история некогда жившей в маленьком уездном городе семьи...



Но память жива...

Ни пламя зари, ни роса на листе,

Ни холод мерцающих звезд в темноте -

Нет в мире того, что уходит бесследно.

Нет нитей оборванных в божьем холсте…

Комментарии