«Осуществилась, наконец, моя заветная мечта» - ХранителиРодины.рф

Купец по происхождению, инженер-механик по образованию, коллекционер по призванию – таким был Павел Михайлович Догадин (1876-1919). Недолгая жизнь не помешала ему войти в историю родной Астрахани как бескорыстному любителю искусства, гражданину, патриоту малой родины и основателю художественного музея, известного во всём мире. О том, как любовь к искусству не только становится призванием, но и меняет судьбу целого города – рассказывается в материале астраханского музея.

Коллекция Павла Догадина – основа собрания Астраханской картинной галереи, а его имя стало неотъемлемой частью истории города. Несмотря на то, что жил Павел Михайлович относительно недавно – чуть более ста лет назад – о подробностях его биографии известно совсем мало. Редкие фотографии, скупые архивные справки и переписка с художниками, коллекционерами и посредниками – вот то немногое, чем располагают современные исследователи. Между тем, имя Павел Догадин звучит везде, где говорят об астраханском художественном музее. Тем не менее, оно овеяно ореолом загадочности и недосказанности.

Начало пути

Самая ранняя из сохранившихся фотографий Павла Догадина датируется 1894 годом. В то время юный сын купца 2-й гильдии, члена Городской Гласной думы Михаила Догадина оканчивал Астраханское реальное училище. На снимке мы видим не по годам серьёзного молодого человека, погружённого в собственный внутренний мир и мысли. Перед нами достойный представитель влиятельной купеческой семьи Догадиных, известной в Астрахани с конца XVIII века.

Павел Догадин в годы учёбы в Астраханском реальном училище. 1894 (фото из архива АГКГ)

В аттестате Догадина всего две четвёрки: по арифметике и французскому языку. По рисованию – «отлично», а ниже подпись учителя – Павла Власова. Его имя в Астрахани хорошо известно. Окончив Императорскую Академию художеств, он был приглашён в Астрахань для преподавания. Здесь Власов, наряду с педагогической работой, сумел сплотить местных художников, создал Художественный кружок, организовывал выставки. Юный интеллектуал Догадин ощутил на себе влияние этого деятельного человека, тонкого знатока живописи. И хотя Павел Михайлович выбрал для себя путь инженера-механика, поступив в Московское Императорское техническое училище, в нём прочно укоренилась любовь к искусству. В Москве, с её оживлённой культурной жизнью, регулярными художественными выставками, она не могла угаснуть, а только развивалась.

Аттестат Павла Догадина в Астраханском реальном училище (фото из архива АГКГ)

По окончании училища в 1901 году Павел Догадин поступил инженером-механиком на Коломенский машиностроительный завод. Об этом периоде его жизни практически ничего не известно. Ясность могли бы внести архивные документы завода. Но в годы Великой Отечественной войны архив завода за интересующий период безвозвратно исчез.

В 1908 году Догадин вернулся в Астрахань. Это было связано с трагическими событиями в жизни его семьи: в 1907 году скончался отец, а через девять месяцев умерла мать Павла Михайловича. В 32 года Догадин на правах старшего сына стал полноправным распорядителем всех дел в торговом доме «Догадин и сыновья». А их было немало: в Астрахани Догадины владели магазином железных и скобяных товаров, гостиницей и кирпичным заводом. Потребовалось время, чтобы инженер-механик по образованию освоился на новом для себя поприще. Лишь спустя три года после возвращения в родной город Павел Михайлович начал то, что стало главным увлечением и смыслом его жизни, более того – увековечило его имя в истории Астрахани. Он стал коллекционировать предметы искусства.

Первые приобретения

1911 год – начало собирательства Павла Догадина. Тогда астраханец обзавёлся автографом Льва Толстого. Затем – Петра I, Екатерины II, Михаила Глинки, Петра Чайковского, других выдающихся деятелей русской истории и культуры. В том же году в распоряжении коллекционера оказался «Каталог художественных произведений Городской галереи П. и С. Третьяковых», изданный Карлом Фишером в 1899 году. Он послужил одним из ориентиров для составления коллекции изобразительного искусства, в будущем ставшей ядром Астраханской галереи.

Первые приобретения предметов графики и живописи были сделаны им в 1912 году у известного московского коллекционера Александра Голикова. Его магазин на Тверской носил изящное название «Венеция». В архиве нашего музея сохранилось письмо Голикова Павлу Михайловичу. Для галереи эти строки можно считать историческими:

«Сегодня, 6.11.1912 года, мною получены от Вас 50 руб. в виде задатка за купленные Вами у меня картины:

№361. И. Калмыков «Волга. Облака». 40 руб.

№436. И. Шишкин «Валаам». 65 руб.

№461. И. Левитан «Этюд к цветущему лугу». 80 руб.»

Иван Калмыков. Волга. Облака (из собрания Астраханской государственной картинной галереи имени П.М. Догадина)

Голиков не единственный, с кем Догадин вел деловую переписку. Видные художники, коллекционеры, владельцы крупных салонов и галерей в Москве и Петрограде – таков был круг общения Догадина-собирателя. В него входили владелец постоянной художественной выставки на Тверском бульваре Павел Сауров, художник-реставратор Иван Крайтор, уполномоченный по выставкам «Союза русских художников» Вячеслав Бычков, организатор выставок и секретарь объединения «Мир искусства» Константин Кандауров, художник-мозаичист Владимир Фролов. Тесно общался Догадин и со своим московским другом – Владимиром Гиляровским.

Сергей Малютин. Портрет Владимира Гиляровского. 1915 (из собрания Астраханской государственной картинной галереи имени П.М. Догадина)

Владимир Гиляровский – известный писатель и публицист, меценат, покровитель художников. Гиляровский был завсегдатаем на выставках. Вероятно, именно там и состоялось знакомство с Догадиным. Завязалась дружба, не угасшая после возвращения Догадина в Астрахань. В письмах дядя Гиляй не отказывал себе в удовольствии изъясняться стихотворными экспромтами:

"Я вспомнил Ваш визит ко мне,

Как по душе мы говорили…

Я очень рад, что не забыли

Меня в далёкой стороне…"

Гиляровский стал верным и надёжным товарищем и проводником Догадина в деле коллекционирования. Благодаря ему в собрании сначала частной коллекции, а затем астраханской галереи появились четыре картины Александра Герасимова – «лучшего певца весны», как называл его в письмах Догадину сам Гиляровский.

Александр Герасимов. Окно. 1914 (из собрания Астраханской государственной картинной галереи имени П.М. Догадина)

"Астраханский Третьяков"

В Астрахани Павел Догадин стал одним из активных участников художественной жизни. Сохранилась фотография 1915 года, сделанная на юбилейной выставке в честь 25-летия педагогической работы Павла Власова в Астрахани. На этом снимке более 30 участников – цвет художественной интеллигенции города. Это профессиональные живописцы и художники-самоучки, ученики талантливого педагога. Среди них и инженер-механик по образованию, но страстный любитель искусства Павел Догадин.

Участники и гости юбилейной выставки, посвящённой 25-летию деятельности Павла Власова в Астрахани. 1915. Павел Догадин - третий справа в нижнем ряду (фото из архива АГКГ)

К тому моменту Павел Михайлович стал признанным астраханским коллекционером. Последовательно складывающееся собрание картин и рисунков отражало развитие русского искусства в современную Догадину эпоху – вторую половину XIX-начало XX века. Предпочтение собиратель отдавал как к признанным мастерам реалистического искусства – И. Шишкину, И. Репину, В. Поленову, В. Сурикову, И. Левитану, так и провозвестникам нового стиля: В. Серову, К. Коровину, Б. Кустодиеву, М. Сарьяну. Не обходил вниманием Павел Михайлович и работы астраханских художников. Приобретения характеризовали Догадина как человека, понимающего искусство, следящего за его развитием, обладавшего собственным тонким вкусом. Об этом красноречиво говорят слова художника Михаила Нестерова, с которым Павел Михайлович вёл личную переписку: «Приведённый Вами перечень имён художников, представленных в Вашем собрании, нам близок и любезен. Последние Ваши приобретения Рылова и этюд Сурикова тоже можно только приветствовать, как и прекрасное намерение Ваше – со временем принести своё собрание в дар родному городу. Желаю от души и Вам со временем испытать те прекрасные чувства, которые некогда переживал в ином масштабе незабываемый Павел Михайлович Третьяков».

Нестеров не случайно сравнил Павла Михайловича-астраханца с Павлом Михайловичем-москвичом. Догадина и Третьякова объединило не только общее купеческое происхождение, но и искреннее увлечение русским искусством. Как оказалось впоследствии – и судьба частных собраний.

Павел Догадин. 1910-е гг. (фото из архива АГКГ)

Догадин обратился к коллекционированию в зрелом возрасте, ему было 35 лет. Всего за 6 лет Догадину удалось собрать внушительную коллекцию – более ста предметов живописи и графики, выполненных известнейшими русскими художниками.

Судьбоносное для Догадина и Астрахани событие случилось 15 декабря 1918 года: «В октябре прошлого года я принёс всё своё собрание картин, рисунков и автографов в дар Астраханскому Губернскому совету профессиональных союзов, и так положил начало художественной галерее в Астрахани. Таким образом, осуществилась, наконец, моя заветная мечта. Меня назначили заведующим и хранителем галереи, помещающейся в моём доме. 15 декабря прошлого года галерея открылась для публики» – писал Павел Догадин в феврале 1919 года петроградскому художнику Владимиру Фролову. Благодаря Павлу Михайловичу – «астраханскому Третьякову» – в городе появился художественный музей.

Судьба музея и основателя

Передача коллекции городу и открытие музея не было для Павла Догадина конечной целью собирательской деятельности. Став пожизненным заведующим и хранителем, Догадин продолжил славное дело пополнения коллекции галереи. Волею судьбы на этой должности Догадин пробыл чуть более года. Эпидемия брюшного тифа наряду с тяготами Гражданской войны не пощадила основателя Картинной галереи. На момент смерти ему было всего 43 года. Средства на похороны пришлось испросить из городской казны: личные сбережения заведующий музеем истратил на пополнение его собрания.

Астраханская картинная галерея в наши дни (фото из архива АГКГ)

Благородное дело, начатое Догадиным, живо по сей день. Фонд музея, начавшийся с частной коллекции астраханца, ныне насчитывает более 22 тысяч предметов хранения. Сейчас Астраханская картинная галерея – известный во всём мире музей и один из интереснейших художественных музеев Поволжья, представляющий характерно и полно многих крупных русских художников, начиная от иконописи и портретов XVIII столетия и заканчивая современным искусством. Имя основателя не было забыто. Музей носит его имя. Прочно укоренилось среди астраханцев второе название музея – «Догадинка», в картинной галерее издаётся одноимённая газета, проводится научно-практическая конференция «Догадинские чтения». Словом, делается всё возможное, чтобы имя Павла Догадина – бескорыстного, искреннего любителя искусства, гражданина и патриота своей малой родины – сохранилось в памяти современников и потомков.

Комментарии