Одобрено редакцией
Клад, оружие и гигантский невод
Музей рыболовства, Оранжереи, Астраханская область
Чем еще удивит музей истории рыболовства? Почему раньше селедку не считали за рыбу и откуда в Волге оказался клад со шведскими монетами? Что такое кобел и что делают жучки на теле осетра? Ответ на эти и другие вопросы можно найти в музее истории рыболовства в селе Оранжереи Икрянинского района Астраханской области.
Дом с секретом
В 1986 году бывший руководитель рыбного комбината в селе Оранжереи Николай Потапов, выйдя на пенсию, решил создать в селе музей. Он нашел единомышленников, которые помогли организовать сбор экспонатов. Первых посетителей музей принял в 1988 году.
Четыре зала вместили в себя наглядное изображение развития оранжерейнинского рыбного промысла с момента его возникновения до наших дней. Музей разместился в двухэтажном деревянном особняке, принадлежавшем на рубеже XIX–XX веков купцу Беззубикову. Позже оказалось, что дом этот скрывал в себе тайну. Когда там разбирали всякий хлам и готовили дом для того, чтобы сделать музеем, нашли документы, которые подтверждали, что этот дом принадлежал не купцам Беззубиковым, а крупнейшим в районе рыбопромышленникам Сапожниковым. Об этом свидетельствовали и портреты членов династии Сапожниковых, найденные на чердаке. Музей просуществовал в купеческом особняке несколько десятилетий. Но древний дом обветшал, а средств на его восстановление пока нет. Вот и пришлось музею переехать в сельский дом культуры. Все три выставочных зала здесь разместить не удалось – недостаточно места. Поэтому часть экспонатов отправили в хранилище. Их для музея в конце 80-х собирали со всего села. Заслуженный учитель РФ, жительница села Оранжереи вспоминает, что она организовала из старшеклассников группы, которые занимались поиском артефактов.
- Мы с ребятами ходили по домам сельчан. Везде нас принимали как родных, люди были рады, что в селе будет свой музей. Многие отдавали настоящие семейные ценности.
Среди вещей, которые были отданы оранжерейцами в музей, ей особенно запомнилась одна медаль. Ее передал Алексей Зайцев. Он придумал особенную технологию посола леща. Рыба засаливалась полностью, ее не разрезали, как раньше. Таким образом, она лучше сохраняла свои вкусовые качества. Этот метод был признан и получил широкое распространение. Именно таким образом в годы Великой Отечественной войны леща засаливали в Оранжерейном и отправляли на фронт. За это Алексей Зайцев и был удостоен медали, которую, несмотря на ее значимость для себя, он и передал в музей рыболовства.
Изначально этот музей создавался как память о Великой Отечественной войне. Но в процессе сбора экспонатов его основателям стало понятно, что «рыбная» тема берет верх. Ведь село Оранжереи Икрянинского района области – сердце рыбного промысла всего региона. Поэтому с годами музей стал называться музеем истории рыболовства. Было время, когда рыбокомбинат не мог содержать музей – предприятие боролось за свою жизнь – не до музея. Поселковые власти также не спешили брать его под свое крыло. Заведующая музеем Любовь Молостова понимала, что дело всей ее жизни может пропасть. В музее не было отопления, не было средств на текущий ремонт.
- Я просто сидела в кабинете и плакала, потому что понимала, что музей пропадет. Пропадет дело всей моей жизни. Столько людей приложили массу усилий, чтобы создать этот музей, и вот – неужели конец?
Но, видимо, не может рыбацкий край без подобного музея. Судьба распорядилась так, что он вошел в состав Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника и продолжает существовать и по сей день.
Старинные монеты
Многие экспонаты здесь удивляют. Взять, например, шведские монеты из клада, когда-то оставленного здесь купцами-мореплавателями. Медные шведские монеты 1629 года выпуска номиналом 1 эре – 2 шт. были сданы в музей Юрием Синельниковым, жителем села Образцовое. Его дочь Татьяна в 2004 году нашла две монеты на земле, в песке. Как шведские монеты попали к нам? Возможно, что здесь проходили торговые пути. Причем было это задолго до того, как Петр I прорубил окно в Европу.
Местные жители сдали в музей найденные в Волге гильзы от зенитных орудий Советской армии, и наган времен ВОв, также со дна реки. Во время войны каждую рыбацкую тоню (место, где проходил рыбный лов) охраняли наши бойцы. Ведь враг нередко стремился разбомбить рыбацкие суда, чтобы помешать промыслу. Отсюда и снаряды в Волге в этих местах.
Среди экспонатов музея имеется кирпич. Но это кирпич не обыкновенный, а с особым клеймом (оно указывает, что был он изготовлен на заводе Якова Александровича Меркеля). Такие кирпичи имеются в кладках многих старинных зданий в селе: здания пожарной охраны, неводного лабаза, купеческих складов. Все дело в том, что эти кирпичи привезли в село из разобранной в 1936 году большевиками церкви Иоанна Богослова в селе Федоровка.
Рыбаки говорят...
Ну и, конечно, интересно посмотреть, как выглядел рыбный промысел более 100 лет назад. В музее имеется макет невода-гиганта длинною 600 метров, который умело ставили рыбаки на взморье. Также здесь можно увидеть макеты рыбацких судов. Их несколько видов и у каждого свое назначение. Например, промысловое судно, Стоечница рыбная «культурница» имела комфортные условия не только для работы, но и для проживания ловцов. Прибыв в район промысла, стойка становится на якорь и выполняет роль плавучей базы. Такие промысловые суда были в составе флота Оранжерейного рыбокомбината в начале Великой Отечественной войны, на них во время войны выходили в море.
Непосредственно лов рыбы осуществлялся на лодках-подчалках. Необходима в рыбном промысле и лодка-«фонарка». Вдоль выпущенных снастей при ловле рыбы ставится лодка со специальными фонарями. Она необходима, чтобы суда не столкнулись на реке.
Посетители музея постепенно проникаются духом рыбацкого края и задают экскурсоводам вопросы. Заведующая музеем Светлана Ширяева рассказала, что некоторые из них интересуются, был ли у рыбаков свой профессиональный сленг? Оказывается и был, и есть. Раньше, например, тех, кто непосредственно ловил рыбу, называли ловцами. А «рыбак» считалось чуть ли не обидным словом. Скорее им обозначали торговца. Кобел – это дерево, к которому можно привязать лодку, а жучки не имеют ничего общего с насекомыми. Это костяные щитки на теле осетровых рыб. Кстати, именно рыбаки начали именовать осетров, севрюгу и белугу красной рыбой, а сазана, судака, леща и остальной частик – белой. А вот селедка на рыбацком сленге именуется бешенкой. Так как во время своего хода развивает бешеную скорость. Раньше она даже вылетала из воды на рыбацкие лодки, сейчас, конечно, ее запасы уже не те. Кстати, до XIX века астраханскую селедку и за рыбу-то не считали. Признавалась только сельдь галландская. А нашу селедку, как и остальную рыбу, кроме осетра и белорыбицы, пускали на жир. В селе стояли огромные цеха, где топили жир из рыбы. Отсюда и название – Жирельня или Жирельное. Позже название трансформировалось в Оранжереи. Много интересного об Астраханском крае и одном из крупнейших рыбных промыслов нашей страны можно узнать в этом небольшом музее.
Как найти
Музей рыболовства находится в Икрянинском районе, в селе Оранжереи по адресу: ул. Кирова, 2.
Режим работы: с 10:00 до 16:00, (касса до 15:00); в четверг с 10:00 до 20:00, (касса до 19:00).
Выходные дни: понедельник, суббота.
Санитарный день: последняя пятница каждого месяца.
Контакты: 8-906-456-13-57.
Ближайшая гостиница находится в селе Икряное, в 30 км от села Оранжереи.
Комментарии