Где живут стальные птицы - ХранителиРодины.рф

На площадках под открытым небом – самые впечатляющие образцы летающих машин. Такие, как самый крупный в мире транспортный вертолет Ми-26. Этот вертолет – рекордсмен среди подобных ему. Он один может поднять под облака более сорока тонн груза.

В одном из красивейших мест России, среди полей и лесов, других городов и деревень, есть один небольшой поселок, в который год за годом стремятся тысячи людей. Это поселок Монино. Сюда приезжают самые разные люди – молодые и пожилые, совсем малыши и подростки. А все потому, что здесь живет история гордых стальных птиц – самолетов. Монино – колыбель отечественного самолетостроения. Здесь в 1940 году была организована Военно-воздушная академия с новым аэродромом. А во время Великой Отечественной войны на базе этого заведения размещались подразделения ВВС, которые участвовали в боевых действиях.

Самая первая выставка открылась в Монино еще в 1958 году, с подачи маршала авиации Степана Акимовича Красновского. Под первые экспонаты было выделено место в ремонтных ангарах Краснознаменной Военно-Воздушной академии. И пусть в первой экспозиции было всего 14 единиц техники, зато это были уже и гражданские и военные самолеты.

В 1960 году молодой музей впервые увидел свою первую публику в День Советской армии и флота – 23 февраля. Но Степан Акимович принял решение продолжить собирать самолеты и все, что связанно с историей авиации. К 70-му году боевых и гражданских самолетов стало уже 35, общее же количество представляемых в экспозиции предметов было 586. Это были образцы уникальных моторов и фюзеляжей, архивные документы и фотографии, образцы вооружений и закономерно это привело к буму популярности музея среди жителей СССР. А в 1971 году этому начинающему хранителю истории дали государственный статус – музея ВВС СССР.

Но нельзя обойти стороной и сами уникальные ангары, на площадке которых расположился музей сегодня. Авиационные ангары – являются архитектурными памятниками, потому что подобных им строений с тех лет практически не сохранилось. Строили такие ангары для ремонта и обслуживания самых крупных летательных машин – тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, и позже Пе-8. Их особенностью являлось то, что сдвижные секции ворот способны распахиваться на всю длину размаха крыла, а это, на минуту, если задуматься, 39 и 42 метра.

В 1972 году руководство музеем доверили генерал-лейтенанту Сергею Яковлевичу Федорову, который решил провести ряд новых преобразований. Среди экспонатов музея появились самолеты, участвовавшие в Великой Отечественной войне, и истребители, произведенные в бюро А. С. Яковлева. Также Сергей Яковлевич создал направление по поиску самолетов, пропавших во время Великой Отечественной Войны, им была проведена огромная научно-исследовательская работа по созданию реестра самолетов, карты с обнаруженными машинами, сформирован список первых машин для эвакуации в музей и последующей их капитальной реконструкцией. Такая кропотливая работа позволила получить в коллекцию музея совершенно уникальные экспонаты, которых больше нигде нет. И даже, несмотря на то, что оформление и перемещение некоторых из самолетов растянулось на долгие годы, в целом пополнение фондов стало проводится еженедельно.

В 2001 году, к 43-й годовщине со дня своего основания, музею был присвоен статус федерального учреждения культуры, он стал называться Центральным музеем Военно-Воздушных Сил Российской Федерации.

И сегодня структура экспозиций музея состоит из истории зарождения и развития воздухоплавания в России, ВВС в годы мирного строительства, самолетов Великой Отечественной войны, уникальных летательных аппаратов дореволюционной России и современной авиатехники и фондовых коллекций.

Все это великолепие размещено на территории в 20 гектаров и на площадках в помещениях более 5500 квадратных метров.

И количество посетителей музея год от года только увеличивается, ведь здесь есть на что посмотреть людям любого возраста. Интересным является уже то, что даже основной упор рассказов экскурсоводов делается на историю, что бы она не забывалась и не терялась среди поколений. Увлекательные рассказы проходят среди уникальных экспонатов.

Есть среди них удивительные такие, как аэросани Кб Камова «Север-2», яркий экспонат, который очень нравится самым молодым гостям музея. Очень похож на ярко синюю машину на лыжах, потому что изготовлен из машины «Победа» и авиадвигателя АИ-14Р и имеет мощность 260 лошадиных сил. Или первый русский цельнометаллический самолет Ант-2, который кажется очень маленьким и неповоротливым. Но это была «стартовая» машина, которая встала у начала пути всего самолетостроения России.

Один из самых знаменитых экспонатов в одном из залов – фронтовой бомбардировщик Ту-2. Его создали в самый пик Великой Отечественной войны в конструкторском бюро А.Н. Туполева, это самолет показал себя, как лучший бомбардировщик во время военных действий, равных которому нет.

Но помимо стальных птиц внимание привлекают и другие экспозиции музея. К примеру, подростки часто приходят рассматривать макеты оружия, которое использовалось во время войны. Оно представлено самых разнообразных форм и размеров. Такие как фугасная авиационная бомба, она как маленькая черная акула, нацеленная на добычу. Или пушки, используемые в самолетах во время боевых действий.

А на площадках под открытым небом – самые впечатляющие образцы летающих машин. Такие, как самый крупный в мире транспортный вертолет Ми-26. Этот вертолет – рекордсмен среди подобных ему. Он один может поднять под облака более сорока тонн груза. Все посетители, особенно подростки, никогда не упускают шанса сфотографироваться с ним. Или послушать рассказ о том, как появился на свет тот или иной самолет. А рассказы тут очень интересные, ведь экскурсоводы тут – это люди, влюбленные в свою профессию и хорошо знающие свое дело.

И немудрено. Для всех сотрудников этот музей – родной дом. Одним из членов этой большой и дружной семьи является Иванова Наталья Васильевна – заведующая экскурсионным отделением. Она очень любит людей, которые приходят к ней за новыми знаниями, необыкновенными историями. А пришла она работать в музей еще в 2010 году и с тех пор, год за годом изучала историю, знакомилась с музеем. Срослась с ним душой и сердцем, и это чувствуется. Она – истинный хранитель истории музея, который несет огромный вклад в развитие нового поколения. Своей задачей она считает просвещение молодежи в нашей стране, ведь, приходя к ней в музей, они наглядно видят историю нашей Родины, которая воплощается в экспонатах музея и в труде и подвиге многих поколений инженеров-конструкторов, летчиков испытателей, военных летчиков, ученых, гражданских специалистах создавших в России Авиацию!

И эта цель по-настоящему благородна и важна в современных реалиях. Потому что история о первых стальных птицах – самолетах невероятно захватывающа. После посещения музея авиации невозможно смотреть в небо и не думать о собственных крыльях.

Полное наименование: «Центральный музей Военно-воздушных сил» филиал Федерального государственного бюджетного учреждения культуры и искусства «Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации» Министерства обороны Российской Федерации.

Адрес: 141170, Московская область, Щёлковcкий район, рп Монино, ул. Музейная, д. 1

Тел.: +7 (495) 786-44-12 (заказ экскурсий)

Email: info@cmvvs.ru, заказ экскурсий – tour@cmvvs.ru

Комментарии