Алексей Александрович Жабский
Член Союза художников с 1967 года, заслуженный художник Российской Федерации (1996), участник всесоюзных и республиканских выставок, обладатель многочисленных дипломов и медалей Министерства культуры РФ, Российской академии художеств, Союза художников и МОСХ., Каргат, Новосибирская область
Каргатский район всегда славился знаменитыми людьми: писателями, педагогами, спортсменами, врачами и людьми других профессий, они составляют гордость нашего населенного пункта. Одним из них является человек с большой буквы – Алексей Александрович Жабский, Заслуженный художник России. С творчеством Алексея Жабского знакомы и художники и коллекционеры. Высокий художественный уровень работ и личная скромность сделали его имя легендарным. Алексея Жабского называют «Великим метафизиком русской жизни». Он посвятил искусству почти 50 лет. Произведения Алексея Жабского хранятся в Государственном русском музее, Государственной Третьяковской галерее, музеях и художественных галереях Москвы, Углича и многих других городах, а так же в частных коллекциях в России и за рубежом.
Алексей Александрович Жабский, родился 20 марта 1933 года, в деревне Александровка Каргатского района Новосибирской области, ушел из жизни в 2008 году в Москве в звании Заслуженный художник России, оставив значительное художественное наследие. В последний год жизни был награжден медалью Московского союза художников «За заслуги в развитии изобразительного искусства» и медалью Союза художников России имени Александра Иванова «За выдающийся вклад в изобразительное искусство России». Судьба даровала Алексею Александровичу пройти непростой путь, может, поэтому сделала его глубоко сдержанным и даже закрытым человеком.
«… Вся моя жизнь – сплошной тяжелый труд…» – писал он в 1992 году брату. – И ты знаешь, через какие лишения мы прошли: голод, холод, нищета и болезни. Поэтому я не имею права предавать дело своей жизни. И вся моя жизнь – сплошной тяжелый труд, но, видно, такая судьба. И я остаюсь верным этому».
Жизнь у Алексея Александровича была трудной, но счастливой. В предвоенные годы, большая семья жила у железной дороги в будке путевого обходчика, которым работал отец. Песни матери, лес и поле по сторонам будки и любимый красный карандаш, привезенный шестилетнему Алеше отцом из Москвы — пунктир, который незаметно и верно прокладывал этот путь. Именно тогда он твердо решил, что станет художником. Он рисовал при любой возможности, на любых клочках бумаги: людей, животных, природу, а еще Алексей писал автобиографические рассказы.
« - Отец торжественно вынул из своего фанерного чемодана новенький красный карандаш и вручил его мне. С этой минуты я с карандашом не расставался, пока не изрисовал его до последней крошки. Мои рисунки появлялись в самых неожиданных местах: на стене, на полу, на белой русской печи. Это были бабочки, лошадки, птички. С тех дней меня не покидало желание рисовать постоянно…»
В будущей профессии не сомневался никогда. В семье любили читать вслух, а мама, Ульяна Гавриловна, знала огромное количество русских народных песен. Все это откладывалось в памяти будущего художника и в дальнейшем повлияло на его выбор.
В 1940 году, когда маленькому Алеше было всего семь лет, в сильную метель трагически погиб отец и осиротевшая семья перебралась в маленький шахтерский город Киселевск в Кемеровской области. Молодая вдова с шестью детьми (старшему было 10 лет, а младшему всего 3 месяца) поселились в наскоро сооруженной землянке, жили бедно и голодно. Вскоре началась война. Серия картин Алексея Александровича «Дети войны. 1943 год» - это свидетельство о голодных военных детских годах самого художника: худенькие мальчишки и девчонки передают фронту свою норму хлеба, шестеро в одночасье повзрослевших, помогают матери, вместе поют, читают, рисуют, готовятся к школе. Пережить страшные годы войны, сохранить человеческое достоинство и способность радоваться жизни, ценить и беречь ее красоту помогла великая сила материнской любви.
Послевоенные годы и новый поворот судьбы. Шахтерский профком выделил Алексею путевку в ялтинский санаторий. Там он встретился и подружился с Александром Евменовичем Шевченко, офицером, прошедшим всю войну. Александр Евменович заметил способности к рисованию у Алексея и посоветовал ему учиться, чтобы стать художником. Вместе они составили план действий на много лет вперед и поэтапно его осуществляли.
В 1950 году, закончив семь классов общеобразовательной школы, семнадцатилетний юноша уезжает в Свердловск, где поступает в художественно-ремесленное училище № 42.
В 1959 году по направлению Министерства культуры РСФСР Алексей Жабский поступает МГХИ имени В.И. Сурикова.
В 1965 году после окончания МГХИ выпускник Алексей Жабский получил направление в Комбинат живописного искусства, где проработал до 1990 года.
Первой значительной самостоятельной работой Алексея Жабского стала картина «По долинам и по взгорьям», которая была высоко оценена критикой и принесла начинающему художнику большую известность.
На протяжении двадцати лет Алексей Жабский посещал город Углич, так называемую творческую мастерскую художника. Все угличские пейзажи и портреты написаны с большой любовью. Художник чувствовал себя своим среди местных жителей.
Алексей Жабский - художник разножанровый. Ему поддавались и масло, и уголь, и акварель. Своими руками он делал рамы для полотен, любил писать пейзажи, портреты, натюрморты, масштабные многофигурные полотна на исторические темы и тематические композиции на сюжеты из современной жизни, и картины-обманки.
В течение всей жизни он постигал тайны старых мастеров, стремился достичь совершенства. Ему удалось выработать свой неповторимый, основанный на русских традициях стиль.
Живопись он считал своим «служением», своей миссией на земле. Художник вел затворнический образ жизни, ради любимого дела ограничивая себя во многом. Он не выступал публично, был нелюдим, избегал видеокамер и объективов. Вход в его мастерскую был закрыт для всех, кроме немногих друзей. Он исключил из своей жизни телевизор и телефон, отказался от всего, что мешало его работе. Редко продавал картины и посвящал всю свою жизнь искусству, работал для музеев и для Отечества.
Алексей Жабский мечтал отвезти несколько сотен своих работ в Сибирь, на родину. Он надеялся, что его наследие останется в сердцах земляков, но не успел…
Творческое наследие заслуженного художника России составляет около 2000 работ разных жанров. При жизни ни одной персональной выставки Алексея Жабского не состоялось, хотя он принимал участие в масштабных всесоюзных, всероссийских, московских и зарубежных выставках. Сейчас его искусство только начинает открываться зрителю, первая персональная выставка состоялась лишь после смерти художника, весной 2009 года.
С именем этого художника связан недавний визит в Каргатский историко-краеведческий музей Эльвиры Геннадьевны Чуриловой, друга семьи и общественного деятеля, которая занимается сохранением наследия Алексея Жабского. Вдова Людмила Михайловна Жабская передала в дар Каргатскому историко-краеведческому музею большое количество ценных предметов: живописные картины, альбомы-каталоги, афиши, предметы из мастерской, личные предметы Алексея Жабского, оставив частичку истории для будущего поколения на родной земле художника.
Каргатский историко-краеведческий музей гордится уникальной коллекцией и с трепетом ее хранит, популяризируя подрастающему поколению.
Комментарии