Одобрено редакцией
Не красна изба углами: на Урале работает уникальный музей старообрядчества
Клуб-музей истории старообрядческой культуры, Роща, Свердловская область
– Ты сделал хлесь охлебесь, – доносится из уральской избы с яркими голубыми ставнями. Через небольшие окна видно, как подростки стряпают шаньги и что-то активно обсуждают. Клуб-музей старообрядчества и крестьянского быта в селе Роща – это гораздо больше, чем просто музей, как мы привыкли его представлять. Здесь всё пропитано давними традициями и запахами вкусных блюд.
В глубинку Свердловской области – в село Роща – туристы приезжают из разных уголков России. В избе второй половины XIX века можно не просто рассматривать экспонаты из быта староверов, но и кое-что делать своими руками.
– Ты сделал хлесь охлебесь, – доносится из уральской избы с яркими голубыми ставнями. Через небольшие окна видно, как подростки стряпают шаньги и что-то активно обсуждают.
Клуб-музей старообрядчества и крестьянского быта в селе Роща – это гораздо больше, чем просто музей, как мы привыкли его представлять. Здесь всё пропитано давними традициями и запахами вкусных блюд.
…Красна пирогами
Берег живописной реки Сылва, мальчишки и девчонки, бегающие босиком по берегу, сладкое пение птиц – изба второй половины XIX века гармонично вписалась в этот деревенский пейзаж. Более 150 лет назад здесь располагалась канцелярия старшины и писаря, а на первом этаже – почта и «кутузка» (тюрьма). О ней напоминают тюремные решётки, сохранившиеся на окнах избы до сегодняшних дней.
- С тех пор, как в этом здании заседал Революционный комитет, а после установления советской власти – сельский совет, его никто не перестраивал. Так и сохранилась избушка со скошенной лестницей, резными ставнями, худой крышей. Были времена, когда здесь жили дети из интерната, но потом они переехали в новое здание, а это опустело на долгие годы.
Голубые глаза Зинаиды Клеменьтевны искрятся, будто вот-вот из них покатится слеза от воспоминаний – эта изба, ставшая музеем, для неё второй дом.
- Двери поломаны, окна повыбиты – в таком плачевном состоянии находилась изба, когда местный краевед Тимофей Башков с учителем Рощинской школы Зинаидой Сычкиной пытались её восстановить и сделать музей истории и старообрядческой культуры. Дети собирали экспонаты в ближайших деревнях, все чердаки облазили и нашли множество уникальных предметов быта старообрядцев – после раскола Русской церкви в XVII веке именно они были основным населением Рощи. Так воссоздавалась история родного села. Общими усилиями музей открылся 9 мая 1987 года.
Школьники дежурили в единственном в округе музее по два часа в день – проводили экскурсии, убирали помещения, топили печь. Однако изба не справлялась с уральскими морозами – в ней было по-прежнему холодно, а комнаты требовали ремонта.
В начале 90-х музею всё-таки выделили полставки, чтобы кто-то его охранял. Хранительницей очага на 25 лет стала Зинаида Клеменьтевна.
- Холодно там, конечно, было. Денег ни на что не давали, всё продолжали делать на энтузиазме, ездили по ближайшим волостям – собирали историю.
Сложные времена Зинаида Мельница вспоминает с улыбкой – пережили, и ладно. Зато благодаря поддержке односельчан, которые помогали собирать экспонаты (а их сейчас 1223!), музей отражает не только историю старообрядцев Шалинского района, но и жизнь и быт крестьян этой местности XIX и XX века.
Первое, на что обращаешь внимание при входе в избу, – аромат свежевыпеченных шанежек. Это их туристы часто делают хлесь охлебесь (то есть неаккуратно), потому что шаньги, которые пекли староверы, не так-то просто повторить современному горожанину. Сейчас это круглая ровная лепёшка с картофелем внутри, а в середине XIX века это было произведение искусства – защипанные края напоминали лучи солнца, а начинкой могло стать что угодно: горох, каша, картошка, морковь.
Тайна одного зеркала
Сейчас разболокаться (то есть раздеться) и пройти в музей, приглашает единомышленница Зинаиды Клеменьтевны – Галина Арапова. Она переняла многолетний опыт напарницы и с интересом рассказывает не только об экспозиции, но и о тех, кто приезжает смотреть.
– Как-то приехала девушка, которая вела себя немного странно: ходила по музею, что-то искала. Оказалось, что ей нужно было зеркало, снимающее венец безбрачия. Так сильно замуж выйти хотела. Некоторые незамужние женщины долго-долго стоят напротив него и смотрят на своё отражение, представляя рядом своего избранника.
По поверьям, каждая незамужняя женщина, которая взглянет в это зеркало, в этом же году выйдет замуж.
Были у староверов и другие поверья. Чтобы беды обходили дом стороной, они вешали в него шаркунок.
– Этот берестяной сувенир, издавая шаркающий звук, по поверьям, способен отпугивать всё плохое. Первый шаркунок был сделан из берёзы, считалось, что это дерево связано с древними силами – «берегинями». Шаркунок из бересты некоторые люди носят на шее. Туристы могут сделать такой оберег на мастер-классе прямо в музее.
О культовых предметах и домашней утвари второй половины XIX века, внутреннем убранстве крестьянской избы Галина Арапова рассказывает тем же языком, в той же манере, которую слышала от староверов, проживающих в соседних деревнях и хуторах.
Хранитель тепла и уюта
– Эх ты, изнабазуленный углан! Так в нашей местности называют избалованных детей. Говор до сих пор сохранился и активно используется местными жителями. Я и сама часто так говорю, поэтому если вы что-то не понимаете – спрашивайте.
Рассказы Галины Араповой в первую очередь о людях «старой» веры, их судьбах, укладе жизни. А уже потом – о проблемах, которые по-прежнему есть в музее. Но она настолько привыкла делать всё своими руками и с помощью односельчан, что недостаточное финансирование кажется ей просто временными трудностями.
– Мы с конца 90-х живём на энтузиазме, и в наш клуб-музей по-прежнему ездят люди. Значит, мы всё делаем правильно. Туристам нравится наша самобытность, поговорки и речь бабушек-староверов – таких добрых, мудрых и понимающих. Поэтому на скрипящие половицы и худую крышу они даже внимания не обращают.
Зинаида Мельцина и Галина Арапова делятся с посетителями музея мудростью староверов и обязательно угощают ароматными шаньгами, запах которых разносится из старинной избы по всему селу.
Погрузиться в атмосферу старообрядчества может любой желающий — достаточно приехать на правый берег живописной реки Сылва в селе Роща. Клуб-музей истории старообрядческой культуры находится в селе Роща, Свердловская область, Шалинский район, ул. Набережная, 11.
Контактный телефон: 8 (343 58) 49-2-41, 8 950 192 32 13.
Как найти
клуб-музей расположен в 80 км от р.п. Шаля на границе с Пермским краем. На автомобиле ехать по трассе Екатеринбург – Первоуральск – Шаля – Шамары – Роща. На поезде до станции Шаля либо Шамары, затем автобус либо такси до с. Роща. Время в пути 4 часа.
ВРЕЗ: В Роще до сих пор живут старообрядцы. Курящий или пьющий человек в дом к старообрядцам зайти не мог – его не пускали на порог: вредные привычки считались большим грехом. В современных семьях, как правило, больше трёх детей, а раньше их количество достигало 15-17: «Много детей Господь посылает, да лишних не даёт». По словам староверов, это значит, что рожать нужно всех, а Господь сам разберётся, кого оставить.
Комментарии