История жизни и любви - ХранителиРодины.рф

Рассказ написан Мариной Геннадьевной Овезовой о судьбе своих родственников

Совсем недавно, перебирая семейные фотографии, я наткнулась на старый снимок, которому более100 лет. На нем мои прадедушка и прабабушка. И я вспомнила, как моя бабушка часто рассказывала, что ее папа очень любил свою жену. Сегодня я хочу рассказать вам историю жизни и любви моих предков - Варвары Ермолаевны и Хрисанфия Семеновича Лобановых.

До женитьбы молодые люди жили в разных деревнях: он - в Туендате, она - в соседнем Шиняеве. Они даже не знали о существовании друг друга. Когда пришло время парню создавать семью, на семейном совете рассматривали несколько кандидатур, выбирали, какая же девушка лучше подойдет. Абы кого в жены брать не хотели, нужна была невеста из зажиточной семьи с добрым нравом ну и, конечно же, симпатичная. Выбор пал на Вареньку Васильеву. Посватались. Отец невесты дал согласие. Справили пышную свадьбу. Началась у молодых семейная жизнь. Такая же, как у и других - в заботе и работе. Но что-то едва уловимое отличало эту семейную пару от других, они были как попугайчики-неразлучники, всегда вместе: будь-то в поле или на мельнице, или на скотном дворе - всегда рядом друг с другом, всегда веселые, всегда заботящие друг о друге. Один за другим стали появляться дети. Их в семье было семеро, старшая доченька Анюта умерла в возрасте восьми лет. Когда на свет появилась очередная девочка, ее вновь назвали Анной. К ней в семье относились особенно трепетно, может потому, что это был уже поздний ребенок или просто хотели отлюбить вдвойне за потерянную дочь.

Жизнь шла своим чередом со своим радостями и горестями, с устоявшимся бытом. Бабушка рассказывала:

- Мы всегда работали очень много - все от мала до велика. Скота было много, покос убирали подолгу. Бывало, сядем обедать, мама всегда рядом с тятей, ни крика в нашей семье не было, ни драк. Только радость и покой. Шесть дней работаем, а на седьмой, в выходной, обязательно идем в церковь. После обедни возвращаемся домой, садимся всей семьей за стол, пьем чай и строим планы на будущее.

Жить бы этой семье да радоваться еще долгие годы в любви и согласии, растить детей, поджидать внуков, но жизнь внесла свои коррективы. В стране начались неспокойные времена. На семейном совете решили покинуть нажитое место и уехать в уездный город Мариинск, затеряться в общей толпе - лишь бы сохранить себе жизни. Прадед устроился работать на фабрику, прабабушка была дома на хозяйстве с малыми детьми. И опять зажили потихонечку. Только прадеда не радовала городская жизнь, он стал замкнутый, потухли искорки в глазах. Сходит на фабрику, отработает смену, придет домой и все молчит. Или заводит разговоры о том, как ему хорошо жилось в деревне, где у него была своя мельница, как он любил управляться со скотом и возиться со своими сеялками и веялками, и как дышалось ему свободно в родном Туендате, и как работалось там ему вольготно. А тут как раз наступили времена НЭПа, и думы вовсе не давали прадеду покоя. Он очень хотел домой, чтобы жить и хозяйствовать по-прежнему. Жена ни в какую не соглашалась с ним и все отговаривала бросить эту затею с переездом в деревню. Но прадед становился все более замкнутым и печальным. Бабушкино любящее сердце разрывалось на части, она привыкла видеть перед собой сильного и уверенного в себе мужчину, а не сломленного человека. Как-то собралась вся семья за обеденным столом, и прабабушка объявила:

- Все, возвращаемся домой. Хватит нам здесь мается!

Радость и гордость за свою жену переполнили прадеда. Он хвалил жену:

- Какая же ты у меня чуткая и внимательная. Слава богу! Наконец-то мы едем домой! Работать на своей земле, дышать полной грудью чистым, родным воздухом. Растить своих детей и наслаждаться жизнью!»

Кто бы знал, что это станет началом конца их счастья и благополучия. Если бы Варя хоть на мгновение могла представить, что станет с ее семьей в их родной и любимой деревне… Я думаю, она помогла бы справиться своем любимому с унынием. Но чувства оказались сильнее разума.

По возвращении в деревню все вроде бы шло хорошо - действительно работали на родной земле, никто никого не трогал. Переженили старших детей, дождались внуков. Но наступили страшные тридцатые годы. Первым погиб старший сын Александр, затем вызвали в Зырянку самого Хрисанфия, который назад уже не вернулся… Мы до сих пор не знаем, что с ним случилось. Двух дочерей и сына Лобановых отправили в ссылку. Наша прабабушка в спешке собрала своих малолетних детей и убежала опять в Мариинск. Но и там ее преследовал злой рок. В то время в городе была эпидемия брюшного тифа, от которого Варвара умерла. Дети остались сиротами. Их отправили жить к старшей сестре.

Но на этом горести семьи не кончились. Без вести пропала младшая Анюта, на войне погиб старший сын. Вот так трагично закончилась история красивой любви Хрисанфия и Варвары Лобановых. Говорят: «Души умерших улетают на небеса», если это так, то хотелось бы, чтобы они там все встретились… Мы помним их, но не знаем, где покоятся тела членов этой семьи.



Комментарии