В старинных зданиях дух времени живёт… - ХранителиРодины.рф

Творения мастеров прошлого принято сравнивать с музыкой или поэмой, застывшей в камне. Старые здания – страницы книги, листая которые мы знакомимся с прошлым родного края.

У каждого населённого пункта свой облик, своя биография. Одной из удивительных черт этой биографии является архитектура. Старые здания, улицы, площади и сооружения – всё это архитектура. Она о многом напоминает нам и о многом может рассказать.

В настоящее время на фоне одинаковости построек всё больший интерес вызывают памятники истории и культуры. Мы живем среди зданий, которые, являясь своеобразной “летописью” Ленинградской, позволяют лучше понять её историю. Каждый дом – отдельный характер, настроение его создателей. Глядя на него, можно определить дух времени, мировоззрение и идеалы эпохи. Эти знания необходимы не только специалистам, но и любому человеку, который любит свою малую родину.

Краткая история станицы Уманской (современной Ленинградской)

Станица Уманская (с 1934 года Ленинградская) основана выходцами из Уманского куреня Черноморского казачьего войска в 1794 году. В результате жеребьёвки получили место при реке Сосыке, приступили к строительству хат, хозяйственных построек и раскорчевке зарослей тёрна под будущие сады и огороды.

Занятия населения на первых порах были простые – рыболовство, охота, скотоводство, огородничество. Земледелие развивалось очень слабо. До 1843 года, по данным войскового правления Черноморского казачьего войска, в Уманской не было ни одного промышленного заведения. Имелись только две кузницы и 11 ветряных мельниц, обслуживавших в основном местных жителей. Но в конце XIX столетия станица заняла главенствующее положение среди других населённых пунктов северной части Кубанской области. По статистической переписи 1880 года уманчане имели 2020 лошадей, 1460 волов, 8085 коров и гулевого скота. Население составляло 19476 человек. Жители пользовались услугами 24 водяных и ветряных мельниц, 15 кузниц, 38 торговых лавок, здесь насчитывалось два рыболовных, четыре свечных, четыре кирпичных, два бондарных, амбарный, шерстобитный и маслобойный заводы. Ни одна отрасль промышленности не сбывала свою продукцию за пределы Уманской. Исключением было лишь изготовление восковых свечей, которые отправлялись в город Екатеринодар в очень значительном количестве. Средний годовой доход предприятий доходил до 20 тысяч рублей. Выросли объемы произведённой сельскохозяйственной и промышленной продукции.

Развитие сельского хозяйства, промышленности, торговли, аренда земли способствовали социально-экономическому расслоению населения станицы.

Купцы и лавочники станицы Уманской

Купечество как торговое сословие в Кубанской области сформировалось во второй половине XIX века. После реформ 1860-1870-х годов в области сложилась значительная группа гильдейского купечества, значительная часть которого оседала в станицах, куда их привлекала близость к сырьевой базе, слабость конкуренции и возможность получения высоких прибылей. Ейская газета «Кубанская речь» от 25 марта 1911 г. № 268 писала: «Уманская приобретает популярность как торговый и промышленный центр».

Сюда везли хлеб из окрестных станиц и хуторов, совершались крупные коммерческие операции. Местные цены были ниже, чем в других станицах, на 10-15 процентов. Сумма векселей в Уманском обществе взаимного кредита в 1903 году составляла 380 тысяч, а через пять лет достигла одного миллиона рублей. Хлебопромышленники, купцы и коммерсанты могли ежегодно ввозить и вывозить из Уманской до 8 тысяч вагонов различных товаров.

В краеведческой литературе в ряду зажиточных уманских богачей Волошиных, Богомоловых, Смысловых, Шпитулей, Череповых, Ставицких, Картушиных и других часто упоминаются купцы Арутюновы.

Во второй половине XIX века приехал на Кубань известный виноторговец купец первой гильдии Артемий Захариевич с братьями Давидом и Георгием с семьями. Он не принадлежал к казачьему сословию, однако очень быстро приобрёл авторитет среди станичников, так как был трудолюбив и честен.

Историческая справка. В церковных метрических книгах станицы Уманской, отдельные экземпляры которых сохранились в архивном отделе муниципального образования Ленинградский район, Арутюнов Артемий Захариевич упоминается с 1884 года как уроженец Тифлисской губернии гражданского города Телава, армяно-григорианского исповедания.

За три-четыре года жизни на новом месте Арутюновы прибрали к рукам многие виды торговли. Давид Захариевич торговал мануфактурой, имел керосиновый и лесные склады. Бакалейную торговлю в станице с годовым оборотом 1200 рублей имел Георгий Захариевич. Но самым удачливым в торговом деле был Артемий Захариевич. До октябрьского переворота 1917 года в банке на его личном счёте хранилось свыше одного миллиона рублей золотом.

“Кубанский календарь” за 1916 год в списке торгово-промышленных предприятий станицы поместил информацию об Арутюнове Артемии Захариевиче – хозяине столовой с 10-тысячным годовым оборотом: “Это самая крупная из восьми уманских столовых. Годовой оборот остальных не превышает 500-600 рублей”.

С разных мест доставлялись на его подворье лес, дёготь, хомуты, ярмо, колеса для бричек, сбруя, гвозди, крючья, запоры и другой скобяной товар, который реализовался оптом, на вес и поштучно в лавках и лабазах купца. Но больше всего по всей Кубани славились вина, которые он выписывал с исторической родины. Кроме того имел огромный магазин казачьего обмундирования и вооружения и пять особняков, в одном из которых жил с женой и тремя детьми, а остальные сдавал внаём.

Доходный дом купца А.З.Арутюнова

В 1896 году в центре Уманской выстроил Артемий Захариевич постоялый (заезжий) дом – тип недорогой гостиницы, в котором были помещения для ночлега с двором для размещения лошадей и экипажей. Здесь также имелся трактир (устаревшее название ресторана дешёвого класса).

Историческая справка. До 1896 года в Уманской не было ни одного постоялого двора. Большинство постояльцев, прибывающих в станицу по казённой надобности или по торговым интересам, проживали в частных домах – на постое.

Выбор места для постройки (на углу современных улиц Красной и Советов) Артемием Захариевичем был не случаен: рядом находилась огромная ярмарочная площадь Она могла использоваться для постройки сараев и навесов для сена и соломы, ведь постоялый двор должен иметь большие запасы не только продовольствия, но и фуража.

На приобретенном участке Арутюнов возводит дом с нарядным фасадным рисунком, арочными въездными воротами и двумя надкрылечниками; чердачный этаж здания из листовых пластин с изящными слуховыми оконцами придавали всему строению особую привлекательность. В нижнем этаже здания Артемий Захариевич открыл трактир с кахетинскими винами и шашлыками, в верхнем – комнаты для постояльцев.

Бывший директор районного музея Александр Степанович Бурма вспоминал: “Каменные ступени с угла дома вели в винный подвал (духан), там же располагалась кухня, где готовились закуски; подземный ход из подвала связывал здание с жилым домом купца Богомолова; на первом этаже находились спальные помещения и комната для прислуги ”.

Особенности архитектурного памятника “Жилой дом купца Арутюнова”

Особняк выстроен в так называемом “купеческом кирпичном стиле”. Все украшения окон, все башенки и полуколонны выполнены из красного кирпича. Кирпичный стиль получил широкое распространение на Кубани, так как здесь бывают холодные зимы и достаточно засушливое лето. Украшения из лепнины быстро разрушаются, а кирпич способен выдерживать условия местного климата. Дому более 120 лет, а он остаётся практически в первозданном виде.

В Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации о доме Арутюнова составлена следующая справка: “Кирпичное одноэтажное здание имеет “Г”-образную композицию со срезанным углом, обращенным к перекрёстку, и протяженными вдоль улиц западным и южным крыльями. От угла спуск вёл в глубокий подвал под всем зданием, где находилось крупное питейное заведение и столовая Арутюнова, там же вдоль северной дворовой стороны восточного крыла было помещение с бетонными чанами для солений. Надземный этаж занимали жилые съёмные помещения площадью 619 кв.м; подвал имеет площадь 623 кв м.

Сохранились два надкрылечных кованных зонта с указанием даты строительства “1896 г.”. Зал, в котором была столовая (питейное заведение), сохранился, но не используется, так как отсыревает из-за подъёма грунтовых вод. В 1989 году перекрыли крышу”. До этого крышу ни разу не красили и не ремонтировали. Когда сняли железо, на оборотной стороне каждого листа (невероятно, но нигде не было замечено ни единого пятна ржавчины) увидели печать – круг с изображением головы лошади и надписью “Лысьвенский горный округ графа П.П.Шувалова”.

Историческая справка. В конце XIX века Лысьвенский завод выпускал кровельное железо, которое было одним из лучших в мире по качеству. Много железа поставлялось на экспорт (и сейчас в Париже и Нью-Йорке есть дома, крытые им). Лысьвенское железо было отмечено медалями Парижской выставки в 1900 году.

Особняк А.З.Арутюнова интересен и наличием подземного хода. По свидетельству старожилов, от дома Арутюнова проложен длинный подземный ход, соединявший подвалы здания с подвалами других купцов. Создан он был именно при Артемии Захариевиче. Свиридова Галина Михайловна, заведующая районным архивом, рассказывала: “Лет тридцать назад при ремонте труб у дома просел грунт, и нашему взору открылось начало подземного хода, своды которого были отделаны таким же кирпичом, как и фасад”. В настоящее время часть ходов заложена или заблокированы металлическими заграждениями

Вот такой он этот дом – дом купца Арутюнова со своими тайнами и своей историей. И хотя успел сменить множество хозяев, перестраивался несколько раз под вкусы и предпочтения новых владельцев, сумел сохранить свой первоначальный облик.

Жизнь особняка после Октябрьской революции 1917 года

Судьба купеческого сословия после революции 1917-го года была незавидной. Имя купца Арутюнова А.З. после восемнадцатого года затерялось в истории советской России. Но благодарные уманчане помнят его как щедрого и отзывчивого человека, который среди местного населения пользовался заслуженной славой. Личность А.З.Арутюнова прекрасно характеризует тот факт, что он платил за обучение детей своих рабочих, заботился наряду с сельским обществом о благоустройстве селения, о благолепии церквей, жертвуя на украшение храмов крупные суммы. На собственные средства вместо сгоревшего возвёл новый Трехсвятительский храм, бо¬гадельню, содержал библиотеку, местный театр, помогал по-горельцам, сирым и нищим. За свои заслуги в жизни станицы носил звание потомственного почётного гражданина Уманской.

А его дом ждала новая жизнь. С ноября 1918 по 1922 годы здание занимал Уманский Пролеткульт, состоявший из музыкального, театрального, литературно-художественного отделов и изостудии (там готовили плакаты и оформление для массовых революционных празднеств, знамена); до начала Великой Отечественной войны в особняке размещались разные партийные и советские организации. Во время войны фашисты облюбовали его под сельскохозяйственную комендатуру. В послевоенное время в здании располагалась районная библиотека. А с конца семидесятых годов XX века в нём слышны весёлые детские голоса и царит Её Величество Музыка – сейчас здесь музыкальная школа.

История градостроительства станицы Уманской (современной Ленинградской) конца XIX века непосредственно связна с историей благотворительности (меценатства) того периода. Многие имена благотворителей утрачены, но в памяти народной сохранились сведения о купеческом роде Арутюновых.

И хотя весь спокойный размеренный купеческий быт после событий 1917 года ушёл в прошлое, сословие купцов, которым во многом принадлежала наша станица, по сути, тоже стало историей. Но её при желании легко узнать. Подойдите к старым стенам, прикоснитесь к их шершавой поверхности и вы услышите пульс времени, ощутите себя частичкой истории…

Доходный дом купца Арутюнова (1896 г.)

Памятная доска на здании

Станица Ленинградская (бывшая Уманская) находится на севере Краснодарского края

Купцы и лавочники. 1906 г.

Каменная лестница, которая находилась под окном углового выступа, вела в винный подвал (духан)

В неизменном виде сохранился подвал под домом здания, где находилось крупное питейное заведение и столовая Арутюнова. Площадь подвала 623 кв.м

Кирпичный пол подвала, выложенный «елочкой на ребро»

Вход, через который въезжали гружёные телеги с продуктами, сейчас заложен изнутри

Вдоль северной дворовой стороны восточного крыла было помещение с бетонными чанами для солений и кухонными плитами

Винный погреб

Подземный ход. Длина подземелий станицы со всеми ответвлениями составляет около семи километров

К дворовой северной стене здания на всю её ширину примыкает деревянная веранда

С боку фасадной стены веранды сохранилась правая опора проема кирпичных ворот

Оцинкованное железо с клеймом акционерного общества "Лысьвенский горный округ графа П.П.Шувалова" покрывало крышу здания до 1989 года

Входной проем с кованым козырьком

II Уманская районная конференция “Рабпрос”. 1924 год

Там, где когда-то были номера гостиницы, сегодня царит ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО МУЗЫКА

В старинных зданиях дух времени живёт…

Комментарии